Экологическое воспитание дошкольников.
Наука экология пришла в дошкольные учреждения не так давно, в девяностых годах прошлого века. Но сейчас без экологического воспитания становление культурной цивилизованной личности немыслимо. Используя определённые методические средства, можно привести ребёнка к пониманию ценности природы и умению беречь и приумножать её дары.
Современное понятие об экологии намного шире: теперь это не просто наука о естественном окружении и взаимосвязях в нём, а искусство охранять и беречь наш общий большой дом, умение жить в гармонии с природой и пользоваться её дарами разумно и ответственно. Ведь жестокое и бездумное и поведение людей по отношению к природе уже едва не поставило нашу планету на грань гибели.
Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами.
В. И. Вернадский
Поэтому одной из главных задач образовательной системы во всём мире является воспитание экологической культуры подрастающего поколения. Дошкольные учреждения являются первой ступенью этой системы, и с них начинается работа по формированию экологически грамотной и ответственной личности.
Экологическое воспитание дошкольников
Основой развития экологической культуры у детей является освоение знаний и навыков в природоведческой области (экологическое образование), которое происходит под руководством педагогов. Немалую роль в формировании сознания и поведения ребёнка играет его социальное окружение, а также информация, которую он усваивает вне стен дошкольного образовательного учреждения (далее — ДОУ). Поэтому в работу по формированию экологической культуры дошкольников воспитателю следует вовлекать и родителей.
Задачи и содержание работы по экологическому воспитанию детей средней группы Задачи ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие», частью которой является ознакомление с природой, определены программой в соответствии с особенностями воспитанников каждой возрастной группы. Для детей пятого года жизни (средняя группа) они таковы:
Развивать зародившийся во время обучения в младшей группе интерес к природе, её явлениям и объектам, а также поддерживать его на высоком уровне посредством игр, чтения литературных произведений, загадок и т. д.
Формировать начальные представления об окружающей среде и роли человека в ней. Дать информацию о жизни людей в разных климатических зонах, вариантах их приспособления к суровым природным условиям, способам защиты.
Развивать наблюдательность, учить подмечать интересные и красивые природные явления (росу, снегопад, деревья в зимнем убранстве, золотой наряд осенних деревьев, первые цветы на клумбах, появление весной первых насекомых, перелётных птиц).
Расширить представления об изменениях в состоянии растений, животных и объектов неживой природы:
связанных со временем дня (положение солнца на небе, вечернее похолодание, когда закрываются некоторые цветы);
связанных со сменой времён года (листопад, перелёт птиц; некоторые животные зимой впадают в спячку, что можно наблюдать и в живом уголке).
Дать первичное представление об экосистемах (лес, луг, река, море) и взаимосвязях, которые в них существуют (деревья как жилище для зверей и птиц, комары как источник пищи для лягушек на болоте).
Учить устанавливать простые причинно-следственные связи (весной появляются цветы, трава, насекомые, прилетают птицы, потому что появилась пища для них и стало тепло), а также делать экологически целесообразные выводы на основе их изучения (птицы едят вредителей сада — значит, нужно беречь птиц, чтобы в садах было меньше гусениц).
Поощрять проявление положительных чувств к миру животных и растений, развивать умение подмечать красоту природы, любоваться ею, делиться этими ощущениями со взрослыми и ровесниками.
Поощрять и поддерживать такие качества, как сочувствие, сопереживание, доброта и человечность по отношению к живым существам.
Учить беречь природу и ответственно относиться к ней в целом, а также её ресурсам в чистом и перереботанном виде (вода, хлеб, мебель, бумага), соблюдать порядок, не сорить.
Воспитывать чувство ответственности за жизнь зависящих от детей существ (учить вовремя кормить птиц, рыб в уголке природы, поливать цветы), умение видеть последствия своих поступков и не совершать того, что может привести к печальному результату (не ловить бабочек, потому что в неволе они погибнут).
Экологическое образование и воспитание идёт по логичной схеме «познаю — люблю — берегу», то есть сознательное и бережное отношение к природе строится на особенностях восприятия и психологии детей данного возраста.
Содержание деятельности воспитателя и детей сосредоточены вокруг таких ключевых тем:
сезонные явления (времена года), связь между ними; человек и природа (взаимосвязь изменений в естественной среде и в жизни людей, труд человека в природе, чем полезны её дары).
дикие животные и дикорастущие растения (лесов, лугов); домашние животные, растения, которые выращивает человек; красота природы;
хорошие и плохие поступки человека по отношению к природе; как мы можем беречь природу?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.