«Поддержка детской инициативы через поисково-
исследовательскую деятельность»
«Поисково - иселедовательская деятельность - это путь к знанию через собственный, творческий, исследовательский поиск» (проф. педагогических Наук И.®. ‚Свадковский)
Одна из главных задач современной системы образования -создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста - одна из главных ступеней подготовки его к жизни в обществе, семье, коллективе. Чтобы стать успешным-необходимо быть активным, инициативный
Целевые ориентиры дошкольного образования-это социальные психологические характеристики личности ребенка, среди которых выделяется инициативность.
Что включает в себя понятие — инициативность-это умение и желание делать первый шаг, побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость. Поддержка детской инициативы-это важная часть педагогической работы, от которой зависит успешность в развитии ребенка в соответствии с принципами ФГОС ДО, подчеркивает Н.А. Короткова, П.Г.Нежнов. Авторы выделяют четыре сферы инициатив, являющиеся непременным условием развития ребенка:
-творческая
-целеполагание и волевого усилия
-коммуникативная
-познавательная
Для инициативной личности характерны:
-произвольность поведения
-самостоятельность
-стремление к самореализации
-познавательная активность
Инициативность проявляется у дошкольников во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, в игре, познавательно-исследовательской деятельности, в свободной самостоятельной деятельности.
Актуальность поисково-исследовательской деятельности определяется в ФГТ в области «Познание» направленным на решение задач развития у детей познавательных интересов, формирование исследовательской деятельности, воспитание интегративных качеств ребенка, любознательности и активности. Через разнообразие и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Каждое занятие с включением познавательно-исследовательской деятельности проходит по определенному алгоритму. По рекомендациям А.И Савенкова - главная задача - получить, как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования и подготовить о нем сообщение - небольшой доклад. Для детей это сложное новое дело! Как же можно это сделать?
Так вот для каждого возрастного периода доступны и интересны разделы для проведения исследований, соответствующие особенностям возраста.
Так в средней группе (4-5лет) тематика исследований охватывает «Явления и объекты живой и неживой природы; в старшей группе (5-6 лет) «Быть здоровыми хотим»; в подготовительной группе (6-7 лет) «Как прекрасен этот мир»
Инициативу дети могут проявлять на любом этапе познавательно-исследовательской деятельности в соответствии со своими возможностями.
Первый этап «Придумать самому». Дети, решая определенную проблему, вначале высказывают собственные предположения: педагог им предлагает подумать самостоятельно и высказать свои догадки.
Второй этап «Вопрос к взрослому» Дети педагогу задают вопросы, педагог на них отвечает.
Третий этап «Умная книга». На этом этапе воспитанники вместе с воспитателем ищут ответы в умной книге (энциклопедии) или вместе с родителями готовят мини-презентации дома. Например, дошкольники могут подготовить мини - доклад о видах мыла, о свойствах магнита, о происхождении камней. В нашем случае мы узнали о камне рожденный деревом. Воспитанник нашей группы вместе с мамой в энциклопедии узнали о происхождении этого камня и подготовили мини-доклад.
Четвертый этап «Опыт, экспериментирование» особенно интересен детям. В ходе практической деятельности дети проявляют инициативу в выборе материала, инструментов для проведения опыта. Главное получить результат в ходе практического исследования проблемы.
В ходе непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Камень, рожденный деревом» решались следующие задачи:
-Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу, содействовать становлению дружного коллектива группы
-Способствовать развитию познавательно-исследовательского интереса в поисковой деятельности, самостоятельности и инициативы
-Развивать социально-коммуникативные качества, мыслительные операции
-Мотивировать детей к самостоятельному изучению камня(мини-доклад)
-Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться, работать в команде.
Современный мир стремительно меняется день ото дня. Появляются новые технологии, новые отрасли научных знаний, меняется конфигурация культуры. Все это требует от человека способности ориентироваться в этом мире, действовать и достигать намеченных целей. При этом важно сохранения физического, психического, духовного здоровья, способности к диалогу с другими, сопереживанию. Одна из главных задач современной системы образования-создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.