Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию (на примере МБОУ «Абыйская СОШ имени д.т.н.Слепцова А.Е.»)

  • Документация
  • docx
  • 28.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье поднимается проблема преемственности содержания дошкольного и начального образования детского сада и начальной школы, находящихся в средней общеобразовательной школе (далее – Школа) с дошкольной ступенью. Понятие преемственности трактуется, как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. это связь между различными ступенями развития ребенка.
Иконка файла материала Преемственность дошкольная ступень и начальная школа.docx

Черемкина Е.Е.

Отличник образования РС(Я)

МБОУ «Абыйская СОШ

имени д.т.н.Слепцова А.Е.»

Старший воспитатель

Эп: schabiy@inbox.ru

Сот.89679137650

 

Преемственность в работе детского сада и школы

как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

 (на примере  МБОУ «Абыйская СОШ имени д.т.н.Слепцова А.Е.»)

 

«…Школьное обучение никогда не начинается 

с пустого места, а всегда опирается на определенную

стадию развития, проделанную ребенком ранее"

В.А. Сухомлинский

 

 

Аннотация

В статье поднимается проблема преемственности содержания дошкольного и начального образования детского сада и  начальной школы,  находящихся в средней общеобразовательной школе (далее – Школа) с дошкольной ступенью. Понятие преемственности трактуется, как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. это связь между различными ступенями развития ребенка.

Ключевые слова: дошкольный возраст, начальная школа, дошкольное и начальное школьное образование, преемственность.

Вопрос  преемственности образовательной деятельности детского сада – школы возник с 1938 года с момента разработки  программы детского сада, которая была оформлена в виде «Руководства для воспитателей детского сада» и актуальна по настоящее время.

Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д. Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве.

Все ступени образовательных учреждений в Российской Федерации обязаны реализовать для организации единого образовательного пространства в стране, Государственные образовательные стандарты, в том числе и дошкольное образование.

В нашем государственном стандарте дошкольного образования в подпункте 3 Приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N 955 « Об утверждении ФГОС ДО в РФ»  прописано обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, как преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Далее, в Федеральной образовательной программе дошкольного образования РФ, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 в пункте 12 отмечено, что при соблюдении требований к реализации Программ и создании единой образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.

На основании вышеизложенного, мы подчеркиваем актуальность и значимость преемственности образовательной среды дошкольного и начального общего образования.

Что же такое преемственность?  Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Основные задачи преемственности детского сада и школы:

— обеспечить безболезненный переход детей к школе;

- должный уровень готовности детей к обучению в школе;

— воспитывать у дошкольника эмоционально-положительное отношение к школе;

— обеспечить непрерывность в развитии способностей, компетентности, возможностей ребенка.

Преемственная связь между детским садом и Школой имеет сложную структуру. В ней можно выделить следующие параметры:

1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.

2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.

3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трём основным направлениям:

- методическая работа с педагогами;

- работа с детьми;

- работа с родителями.

Рассмотрим,  как осуществляется преемственность в нашей Школе:

Первое направление в преемственности – это создание условий обучения и воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста то, что является наиболее актуальным

Так как 20219 года наш детский сад реорганизован путем присоединения к школе. Дошкольная ступень находится внутри здания школы. Здание школы 2-х этажное с общей площадью 2405,7 кв.м. В здании школы находится: Кабинеты, классы с 1-11 класс, 2 группы дошкольной ступени, спортзал, библиотека, актовый зал,  медицинский кабинет, столовая на 40 мест, прачечная. 

На самом деле преимуществ  присоединения  детского сада к школе очень много. Многие дети достаточно тяжело и болезненно дается переход из садика в Школу, меняется обстановка, педагоги и характер обучения, что конечно, может значительно усложнить процесс адаптации и привыкания к школе. Если же ребенок будет ходить в дошкольную ступень, расположенной в одном здании при Школе, для него ничего не измениться, он просто перейдет в другой кабинет и у него появится учитель.

Школьная библиотека доступна для дошкольников, а для проведения занятий, мероприятий доступен актовый и спортивный зал. У нас в школе работают волонтерские объединения, имеется педагогический класс, органы школьного самоуправления, которые получают интересный опыт общения с малышами: организовывают им праздники, развлечения, соревнования.

Второе направление преемственности -  это  содержание обучения и воспитания.

В Законе об образовании в РФ указано, что образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

В нашей дошкольной ступени реализуется Образовательная программа дошкольного образования дошкольной ступени, разработанная согласно требований ФОП ДО, содержание которой состоит из 2х частей: обязательная часть ( входит содержание ФОП ДО) и часть, формируемая участниками образовательных отношений  «От рождения до школы» (Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,  программы «Тосхол» бырагыраама – саҥа кэрдиис кэмҥэ методическай босуобуйа, С.С. Семенова, Д.Г. Ефимова, Ю.В. Андросова]– Дьокуускай, 2015. – 104 с

ФОП ДО разработана в соответствии требований ФЗ «Об образовании в РФ», т.е. с учетом преемственности содержания образовательных программ начального общего образования и в связи с чем,  у нас не наблюдается нарушений в этом направлении

Третье направление работы по преемственности, это преемственность в формах и методах образовательной работы.

Педагоги начальных классов заранее знакомятся со своими будущими первоклассниками, посещают их занятия, проводят интересные игры и праздники.

Взаимодействие между педагогами также положительно сказывается  на процесс образования: проводятся совместные заседания, круглые столы.

Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального уровней общего образования, сделать переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Традиции нашей школы по преемственности дошкольной и начальной ступени:

·  Взаимопосещения педагогов дошкольной ступени  и учителей начальных классов мероприятий, уроков и занятий.

·  Мониторинг готовности воспитанников к школьному обучению педагогом-психологом.

·  Открытый показ итоговых занятий в подготовительной группе для воспитателей.

·  Встречи воспитанников подготовительных групп с первоклассниками, бывшими выпускниками.

·  Совместные линейки

·  Проведение занятий учащимися педагогического класса занятий для воспитанников дошкольной ступени 1 раз в месяц.

·  Посещение школьной библиотеки 1 раз в неделю по плану

·  Посещение музея 2 раза в год.

·  Проведение недели сказок (Педагоги, родители, воспитанники, учащиеся начальных классов).

·  Проведение совместных праздников ( «День знаний», «День единства и солидарности», «Неделя здоровья», НПК «Мои первые шаги в науку», «День отцов», «День защиты детей»).

·  Проведение дней открытых дверей.

·  Консультации, рекомендации  учителей начальных классов

·  Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований

Ожидаемые результаты

Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:

 1. Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:

          -личностного развития ребенка;

 -укрепления психического и физического здоровья;

 -целостного восприятия картины окружающего мира;

 -формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;

2. Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития      детей и дальнейшего прогнозирования его развития.

 3. Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в дошкольной ступени  и начальной школе.

4. Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться.

 

 

 

 

 

План

мероприятий по преемственности «дошкольный уровень   начальная школа»

2024-2025 уч. год.

 

Цели взаимодействия:

1.                Установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой.

2.                Выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов.

3.                  Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно - образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей.

4.                  Всестороннее психолого-педагогическое  просвещение родителей.

5.                  Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных   ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу.

6.                  Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной   деятельности детей.

 

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные лица

 

1. Методическая работа

1.1. Педчас «Приоритетные                 направления развития образовательной системы»

 

Сентябрь

Зам .по УВР, старший воспитатель

1.2.Составление и согласование плана работы на учебный год

Сентябрь

Зам .по УВР, старший воспитатель, учителя

1.3.Итоги адаптационного периода выпускников детского сада в первом классе

Сентябрь

Воспитатели, учителя

1.4.Круглые столы "Преемственность дошкольного и начального общего образования: достижения и проблемы"

Ежеквартально

Зам. по УВР, старший воспитатель психолог, учителя,

воспитатели

1.5.        Знакомство воспитателя с программой обучения и воспитания в 1 классе

сентябрь

Воспитатели, учителя

1.6.        Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению.

май

Педагог-психолог, учителя предметники

2. Дни открытых дверей

2.1. День открытых дверей для воспитателей

детских садов "Первые дни ребенка в школе: адаптационный период"

 

 

Октябрь

 

 

 

 

Зам.по УВР, старший воспитатель

 

 

2.2.    День    открытых    дверей    для    родителей будущих первоклассников

4. Мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов по вопросам

преемственности.  Взаимопосещения

4.1. Посещение воспитателями детского сада  следующих школьных уроков:

  математика;

  ознакомление с окружающим миром;

  изобразительная деятельность;

  физическая культура

Ноябрь,

январь, март

Зам.по УВР, старший воспитатель воспитатели, учителя

4.2. Посещение учителями начальной школы    следующих занятий в детском саду:

     формирование элементарных математических представлений;

  развитие речи и грамота;

  изобразительная деятельность

Декабрь,

февраль, март

Зам по уч.части

 Ст.воспитатель, воспитатели, учителя

4.3. Оформление   стенда   "Для   вас,   родители

будущих первоклассников"

Сентябрь

Старший воспитатель,

психолог

4.4.    Знакомство    учителя    первого    класса    с обучающимися, зачисленными в первый класс

Июнь

Зам по уч.части

учитель первого класса

5. Экскурсии и целевые прогулки в школу

5.1. «День знаний» посещение праздника

Сентябрь

Учителя, воспитатели

 

5.2. Знакомство со зданием школы

Сентябрь

5.3. Знакомство с кабинетом (классом)

Октябрь

5.4. Знакомство со школьной мастерской

Декабрь

6. Шефская работа

6.1. Изготовление школьниками на уроках труда

игрушек для воспитанников детского сада

Ноябрь

Учителя, воспитатели

6.2. Изготовление подарков, операция-сюрприз

"Новогодний подарок другу"

Декабрь

6.3.    Совместные                       театрализованные

представления

Декабрь

7. Совместные конкурсы и праздники

 

7.1.«День народного единства»

ноябрь

Старший воспитатель,

Воспитатели, учителя

7.2. День защитника Отечества (конкурс песни и строя)

февраль

7.3. НПК «Мои первые шаги в науку»

Апрель

7.4. «День отцов»

Апрель

7.5. «День защиты детей»

Май

8. Совместное проведение спортивных мероприятий

8.1. Веселые старты

Сентябрь

Учителя, воспитатели

8.2. Неделя здоровья

Январь

8.3. Физкультурно-оздоровительное развлечение для детей подготовительной группы и  обучающихся первого класса "Мы ловкие,сильные, смелые"

Март

9. Забота о здоровье

9.1.    Оформление   карт    здоровья    на   каждого

ребенка

Апрель

Спец.по гигиене

9.2.      Оформление      карты      индивидуального

развития выпускника детского сада

Апрель

Психолог, старший

воспитатель

10. Работа с родителями

10.1. Консультация "Самочувствие семьи в преддверии школьной жизни"

Январь

Зам.по УВР, старший воспитатель, психолог

 

 

 

 

 

 

10.2. Круглый стол "Педагогика сотрудничества: педагог – ребенок – родители"

Ноябрь

10.3. Консультация на тему "Критерии готовности

ребенка к школьному обучению"

Сентябрь

10.4. Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников на сайте школы

Октябрь

10.5. Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником»

Январь

10.5. Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики готовности детей к обучению школе

Май


 

 

                


 

Скачано с www.znanio.ru