Консультация для педагогов детского сада
«Организация трудовой деятельности для детей с нарушением зрения»
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и семье, должны стать повседневными. Особое внимание в дошкольных образовательных учреждениях необходимо уделять детям с ослабленным зрением. Слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на процесс формирования и развития личности ребенка. У детей с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социально-психологической адаптации и интеграции в общество. Поэтому на раннем этапе развития ребенка с патологией зрения возникает необходимость в индивидуальной коррекционной работе по формированию способов трудовой деятельности с тем, чтобы обеспечить возможность успешного включения его в коллективную деятельность в соответствии с требованиями программы его возрастной группы.
На первое место выходит развитие у детей необходимой координации движений, ориентировке в пространстве. Доброжелательность, ненавязчивая помощь, пояснение как правильно надо выполнять те или иные действия и непременный контроль со стороны воспитателя позволяют малышу постепенно осваивать трудовые навыки. Специфичным является и то, что формирование и совершенствование трудовых навыков протекает сопряжено с уточнением, коррекцией и обогащением представлений и понятий о качествах и свойствах предметов, с которыми соприкасается слабовидящий ребенок.
И здесь незаменимым средством становится игра. Наблюдая за деятельностью взрослых, дети получают информацию о различных видах труда, профессиях, о роли техники в работе и жизни человека, о результатах и продуктах труда и т.д. Все это затем становится сюжетом игр детей, в которых они стремятся подражать взрослым. Такую игру необходимо поощрять, мотивируя и направляя ее в нужное русло.
Ознакомление с трудом взрослых подчинено в первую очередь воспитания у детей подлинного интереса и уважения к нему, формирование стремлений быть похожими на взрослых. Развитие правильных представлений о труде взрослых и выработка у детей трудовых умений и привычек, дает нужный воспитательный эффект, если созданы условия для доступного и убедительного знакомства с живыми образами подлинных примеров, образцов труда. Взаимосвязь знаний, представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности детей обеспечивает успех трудового воспитания.
Например, в младшем дошкольном возрасте при знакомстве с трудом повара можно предложить малышам помочь ему: поломать макароны, вермишель, перебрать фрукты. При этом важно вызвать у детей ощущение сложности труда, в процессе практического действия дети убедятся, что нужны умения, силы, чтобы выполнить эту работу. В данном случае повар выступит и в качестве координатора действий ребенка, что усилит эмоциональную составляющую и позволит проконтролировать последовательность и правильность действий слабовидящего ребенка. Шутки и прибаутки повара, такие как:
«Люли, люли, люли,
Макароны положи,
Раз сломай и два сломай
И маслице открывай.
Мы их бросим в сковородку,
Скушаем потом в охотку» сделают процесс ломки макарон более увлекательным.
Такой подход обеспечивает не только реальность представлений о труде взрослых, он способствует развитию у малышей желание трудиться, уважение и понимание ценности труда, формирует представление о труде взрослых, как социально значимом явлении, как необходимости для удовлетворения определенных потребностей людей.
Для формирования у слепого ребенка чувства долга и ответственности перед взрослым за выполнение задания необходимо постепенно усложнять поручения и подкреплять возникающий интерес положительной, доброжелательной оценкой: «Хорошо, что ты помогаешь мне, мы быстрее все сделаем».
Большие возможности для формирования самостоятельности содержит в себе труд на природе. Не все виды труда в природе доступны ребенку с остаточным зрением (прополка, окучивание растений). Однако есть вполне доступные трудовые процессы:
Все эти действия можно выполнять с детьми используя
дидактические игры «Кто как работает?», «Наши помощники», «Огород», «Мы строим
дом», «Кому, что нужно для работы». Начинать эти игры необходимо с ознакомления
с орудиями труда, не забывая сопровождать словесными пояснениями и тактильным
обследованием предметов. И только затем ребенок, сначала совместно со взрослым,
а затем под его контролем при словесном сопровождении действий, может
выполнять несложные трудовые операции в саду. Положительные эмоции вызовет у
ребенка потешки, такие как: - Ножки, ножки, где вы были?
- За семенами в сад ходили.
- Ручки, ручки, что вы делали?
- Мы семена в землю садили.
- А вы глазки, помогали?
- Мы искали, да смотрели
Все грядочки оглядели.
При обучении слабовидящих детей трудовым умениям и навыкам большое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики рук. Возможности для этого имеются при изучении каждой программной темы. Полезны наклеивание мелких деталей, сборка (разборка) простейших моделей из деталей «Конструктора», выполнение поделок из небольших по размеру природных материалов (крылатки ясеня, хвоя сосны и ели) и многие другие виды работ. Незаменимой для тренировки пальцев рук является работа с пластилином. Поэтому занятия лепкой развивают у детей с нарушениями зрения объёмное представление о предметах, более полное понятие об окружающем мире. Развивается также усидчивость, концентрация внимания, развивается мелкая моторика пальцев рук, что улучшает тактильную чувствительность и общее развитие.
Педагогическая практика подтверждает, что занятия различными видами трудовой деятельности не только доступны детям с нарушенным зрением, но и стимулируют саморазвитие их творческих способностей, служат источником формирования личности. Коррекционно – развивающая направленность трудового воспитания в условиях дошкольного учреждения обеспечивает детям поэтапный переход от состояния социальной дезадаптации к состоянию адекватного взаимодействия с реальной действительностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.