Консультация для педагогов детского сада «Организация трудовой деятельности для детей с нарушением зрения»
Оценка 4.8

Консультация для педагогов детского сада «Организация трудовой деятельности для детей с нарушением зрения»

Оценка 4.8
DOCX
17.11.2019
Консультация для педагогов детского сада  «Организация трудовой деятельности для детей с нарушением зрения»
консультация.DOCX

Консультация для педагогов детского сада

«Организация трудовой деятельности для детей с нарушением зрения»

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и семье, должны стать повседневными. Особое внимание в дошкольных образовательных учреждениях необходимо уделять детям с ослабленным зрением. Слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на процесс формирования и развития личности ребенка. У детей с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социально-психологической адаптации и интеграции в общество. Поэтому на раннем этапе развития ребенка с патологией зрения возникает необходимость в индивидуальной коррекционной работе по формированию способов трудовой деятельности с тем, чтобы обеспечить возможность успешного включения его в коллективную деятельность в соответствии с требованиями программы его возрастной группы.

 На первое место выходит развитие у детей необходимой координации движений, ориентировке в пространстве. Доброжелательность, ненавязчивая помощь, пояснение как правильно надо выполнять те или иные действия и непременный контроль со стороны воспитателя позволяют малышу постепенно осваивать трудовые навыки.  Специфичным является и то, что формирование и совершенствование трудовых навыков протекает сопряжено с уточнением, коррекцией и обогащением представлений и понятий о качествах и свойствах предметов, с которыми соприкасается слабовидящий ребенок.

И здесь незаменимым средством становится игра. Наблюдая за деятельностью взрослых, дети получают информацию о различных видах труда, профессиях, о роли техники в работе и жизни человека, о результатах и продуктах труда и т.д. Все это затем становится сюжетом игр детей, в которых они стремятся подражать взрослым. Такую игру необходимо поощрять, мотивируя и направляя ее в нужное русло.

Ознакомление с трудом взрослых подчинено в первую очередь воспитания у детей подлинного интереса и уважения к нему, формирование стремлений быть похожими на взрослых. Развитие правильных представлений о труде взрослых и выработка у детей трудовых умений и привычек, дает нужный воспитательный эффект, если созданы условия для доступного и убедительного знакомства с живыми образами подлинных примеров, образцов труда. Взаимосвязь знаний, представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности детей обеспечивает успех трудового воспитания.

Например, в младшем дошкольном возрасте при знакомстве с трудом повара можно предложить малышам помочь ему: поломать макароны, вермишель, перебрать фрукты. При этом важно вызвать у детей ощущение сложности труда, в процессе практического действия дети убедятся, что нужны умения, силы, чтобы выполнить эту работу. В данном случае повар выступит и в качестве координатора действий ребенка, что усилит эмоциональную составляющую и позволит проконтролировать последовательность и правильность действий слабовидящего ребенка. Шутки и прибаутки повара, такие как:

 «Люли, люли, люли,

 Макароны положи,

 Раз сломай и два сломай

 И маслице открывай.

 Мы их бросим в сковородку,

 Скушаем потом в охотку» сделают процесс ломки макарон более увлекательным.

Такой подход обеспечивает не только реальность представлений о труде взрослых, он способствует развитию у малышей желание трудиться, уважение и понимание ценности труда, формирует представление о труде взрослых, как социально значимом явлении, как необходимости для удовлетворения определенных потребностей людей.

Для формирования у слепого ребенка чувства долга и ответственности перед взрослым за выполнение задания необходимо постепенно усложнять поручения и подкреплять возникающий интерес положительной, доброжелательной оценкой: «Хорошо, что ты помогаешь мне, мы быстрее все сделаем».

Большие возможности для формирования самостоятельности содержит в себе труд на природе. Не все виды труда в природе доступны ребенку с остаточным зрением (прополка, окучивание растений). Однако есть вполне доступные трудовые процессы:

  • посильное участие в перекопке земли, разбивание грядок и клумб, посев крупных семян, высадка рассады;
  • подготовка корма и кормление зимующих птиц;
  • уход за комнатными животными.

Все эти действия можно выполнять с детьми используя дидактические игры «Кто как работает?», «Наши помощники», «Огород», «Мы строим дом», «Кому, что нужно для работы». Начинать эти игры необходимо с ознакомления с орудиями труда, не забывая сопровождать словесными пояснениями и тактильным обследованием предметов. И только затем ребенок, сначала совместно со взрослым, а затем под его контролем  при словесном сопровождении действий, может выполнять несложные трудовые операции в саду. Положительные эмоции вызовет у ребенка потешки, такие как: - Ножки, ножки, где вы были?
- За семенами в сад ходили.
- Ручки, ручки, что вы  делали?
- Мы семена в землю садили.
- А вы глазки, помогали?
- Мы искали, да смотрели
Все грядочки оглядели.

При обучении слабовидящих детей трудовым умениям и навыкам большое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики рук. Возможности для этого имеются при изучении каждой программной те­мы. Полезны наклеивание мелких деталей, сборка (разбор­ка) простейших моделей из деталей «Конструктора», вы­полнение поделок из небольших по размеру природных ма­териалов (крылатки ясеня, хвоя сосны и ели) и многие другие виды работ. Незаменимой для тренировки пальцев рук является работа с пластилином. Поэтому занятия лепкой развивают у детей с нарушениями зрения объёмное представление о предметах, более полное понятие об окружающем мире. Развивается также усидчивость, концентрация внимания, развивается мелкая моторика пальцев рук, что улучшает тактильную чувствительность и общее развитие.

Педагогическая практика подтверждает, что занятия различными видами трудовой деятельности не только доступны детям с нарушенным зрением, но и стимулируют саморазвитие их творческих способностей, служат источником формирования личности.  Коррекционно – развивающая направленность трудового воспитания в условиях дошкольного учреждения обеспечивает детям поэтапный переход от состояния социальной дезадаптации к состоянию адекватного взаимодействия с реальной действительностью.

 

Консультация для педагогов детского сада «Организация трудовой деятельности для детей с нарушением зрения»

Консультация для педагогов детского сада  «Организация трудовой деятельности для детей с нарушением зрения»

Консультация для педагогов детского сада «Организация трудовой деятельности для детей с нарушением зрения»

Консультация для педагогов детского сада  «Организация трудовой деятельности для детей с нарушением зрения»

Консультация для педагогов детского сада «Организация трудовой деятельности для детей с нарушением зрения»

Консультация для педагогов детского сада  «Организация трудовой деятельности для детей с нарушением зрения»

Консультация для педагогов детского сада «Организация трудовой деятельности для детей с нарушением зрения»

Консультация для педагогов детского сада  «Организация трудовой деятельности для детей с нарушением зрения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2019