Консультация для педагогов ДОО по теме
«Чудо нетрадиционной техники рисования»
Цель: Просвещение педагогов и обогащение их профессионального опыта в использовании различных видов нетрадиционных техник рисования с дошкольниками. Задачи:
- Расширить уровень знаний педагогов о методах и приемах рисования с детьми нетрадиционными способами.
- Побудить желание чаще включать в работу с детьми нетрадиционные техники рисования.
- Создать благоприятную атмосферу и заинтересованность в коллективе. Предварительная работа: Подготовка необходимой литературы по теме, создание презентации и брошюр для педагогов.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, экран – проектор, брошюры. Ход мероприятия:
Здравствуйте уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть Вас на нашем мероприятии, посвящённом теме: «Чудо нетрадиционной техники рисования». Разрешите немного рассказать вам о техниках нетрадиционного рисования.
В настоящее время ФГОС выдвигает особые требования к системе дошкольного образования, целью которого является воспитание творческого, свободного, обладающего способностью эффективно и нестандартно решать различные жизненные проблемы, ребенка. Актуальность развития творческих способностей детей всегда была и есть ориентирующей в развитии познавательных процессов. Немаловажная роль отводится художественноэстетическому развитию дошкольника. В этой образовательной области решается широкий круг задач: развитие творческого потенциала ребенка, развитие образного, ассоциативного мышления, развитие самостоятельности и творческой активности.
Каждый педагог индивидуально подбирает формы и методы для реализации данного направления с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Именно такими стимулами могут быть нетрадиционные методы рисования.
Существует множество нетрадиционных техник рисования и многие из вас о них хорошо знают и используют в своей работе, это:
Рисование ладошками, рисование печаткой, ватными палочками, набрызг, монотипия, кляксография, граттаж и многое другое, уже известное вам.
Все перечисленные нетрадиционные техники интересны, разнообразны и используются в работе, но современное общество не стоит на месте, и каждый день появляется что-то новое. Сегодня я бы хотела рассказать о совершенно новой нетрадиционной технике - рисование пеной. Это завораживающий процесс превращения обычной пены для бритья в яркие, забавные и, безумно радующие детей, рисунки. Вариации использования пены различны. Это может быть рисование красками на пене и оттиск «пенного» рисунка на бумаге, смешивание гуаши и пены для создания разных цветов, рисование цветной пеной. В работе могут быть использованы шаблоны с контурами животных, цветов, различных предметов, а также чистые листы, где ребенок может нарисовать, что ему захочется. Рисование пеной можно назвать «пушистым» из – за текстуры.
Процесс изготовления пены для рисования очень прост. Необходимо в обычный прозрачный полиэтиленовый пакет влить небольшое количество пены и добавить туда краску (гуашь), тщательно перемешать. Еще нужны: кисти для рисования, клей ПВА, линейка, картон, цветная бумага, фурнитура для украшения, это все найдется у каждого.
Посмотрите на экран: (1 слайд). 1 вариант имеет название «Оттиск». Для этого нам необходимо взять чистый лист, нанести на него пену (обычную белую или цветную) и с помощью ватных палочек и кисти, нанести на пену придуманный рисунок. Далее сверху на рисунок положить белый лист бумаги, аккуратно придавить руками и снять лист с отпечатавшимся рисунком. С помощью линейки убрать с полученного отпечатка пену, и вы увидите интересный рисунок. Попробуйте это сделать и получите результат, которого не ожидали!
(2 слайд). 2 вариант «Рисунок пеной». С пеной можно работать часами, так как это увлекательно и интересно, а для того, чтобы работа была более долговечной, необходимо в пену добавить клей ПВА. В пакет с пеной добавляю краску и клей ПВА, смешиваю и получаю мешочек с цветной массой. Завязываю пакет и делаю маленький надрез на уголке пакета. Получается кондитерский мешочек с цветной пеной. Такой пеной можно закрашивать готовые шаблоны или просто рисовать. Даже высохнув, пена полностью не исчезает, а оставляет интересный фактурный рисунок.
На самом деле вариантов работы с пеной множество, я предложила базовые. Как использовать эту технику педагог может решить самостоятельно. Работу с пеной можно использовать как фрагмент ОД по познавательному развитию, как отдельную образовательную деятельность по художественноэстетическому развитию, а также как опытно-экспериментальную работу по смешиванию красок. Говоря о последнем, восторг будет не только у детей, но и у педагогов ДОУ.
(3 слайд). Нетрадиционная техника – рисование пеной, направлена на развитие и обогащение активного и пассивного словаря детей, способствует связной речи, развивает мышление и воображение, помогает в развитии мелкой моторики, формирует эстетический вкус.
(4 слайд). Еще один интересный вид техники рисования называется «ЭБРУ» - искусство рисования на воде. Вода с древних времен привлекала интерес человека и манила его своими необыкновенными качествами. В переводе слово «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли - «турецкая бумага» или «мраморная бумага». Сейчас у этого искусства множество поклонников, создаются целые школы по обучению технике рисования Эбру.
(5 слайд). Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость. Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде, создавая тонкую пленку. Техника «Эбру» в домашних условиях ничем не отличается от профессиональной. Доступность материалов позволяет заняться искусством практически каждому желающему.
(6 слайд). Техника немного сложнее и затратнее предыдущей, но результат того стоит. Рисование Эбру начинается с подготовки жидкости. Приготовить негустой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного канцелярского клея, все перемешать. Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15 – 30 секунд и убрать.
(7 слайд). Подготовка красок. Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешиваем, т. к. она оседает.
(8 слайд). Подготовка ИЗО материала. Нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага (акварельная, палитры).
(9 слайд). Когда все подготовлено, начинается волшебство. Берем лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности). Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж, фон или еще что - то другое). Посмотрите, это волшебно.
(10 слайд). Перенос рисунка на бумагу. Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края бумаги и поднимаем ее. Посмотрите, какое чудо получается, а какой восторг это вызывает у детей! Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что результат работы детей зависит от творческого воображения и креативности самого воспитателя, от его знаний, и личного стремления к саморазвитию. Покажите детям, что вам это нравится, зажгите в них познавательный интерес, и вы получите продукт, который удовлетворит всех участников процесса! Специально для нашей сегодняшней встречи я подготовила для вас брошюры с подробным описанием и пошаговым фото, каждой представленной сегодня техники. Возможно, вы захотите попробовать это чудо нетрадиционной техники рисования дома, с детьми. Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.