МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга»
Консультация для педагогов
Тема: «Этикет в формировании личностной успешности ребёнка»
Воспитатель Каляканова В.В.
Этикет – порядок поведения, в котором проявляется любовь и уважение к к окружающим людям. Он был выработан обществом для успешного и приятного общения людей. Французское слово «этикет» появилось в России в XVIII веке, когда началось формирование российского этикета. Он создавался в своеобразном сочетании русских традиций и обычаев с западноевропейскими правилами поведения . За двести с лишним лет этикет перетерпел много изменений, но суть его осталась прежней – проявление уважения к людям. Соблюдение этикета проявляется в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, что и как говорим с друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми, выполняя правила этикета, мы обеспечиваем себе приятное общение, успех в делах и личной жизни
В слове «успех» заложено несколько значений : положительный результат, удачное завершение чего-либо, признание людей одобрение достижений.
Состояние, которое позволяет человеку поверить в собственные силы, почувствовать себя нужным людям, лидером коллектива, признанным знатоком своего дела, определяется словом «успешность»
Достижения успеха, радость переживания успешности приобретаются человеком в детские годы. Став взрослым, он уже сознательно стремится к материальному достатку и карьерному росту, личностному развитию, успешным межличностным отношениям и к результативному общению, общественному признанию, успеху в делах и профессии.
В любом случае для успешности нужны такие качества, как умения определить цель, составить и реализовать план ее достижения, а еще позитивное отношение к миру и людям, ответственность, активность, воля, развитое мышление и ,конечно компетентность в той области ,в которой он
стремится к успеху. Человеку также необходимы здоровье и энергетическая
сила. Всё это закладывается в детстве.
Обучение детей правилам современного этикета происходит не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах детского сада: приветствие во время сбора детей и прощание в момент их ухода, поведения за столом, прогулка, встреча с артистами кукольного театра, праздничное веселье, игры на свежем воздухе и в группе, участие в любых занятиях. Воспитатель совместно с детьми вырабатывает определенный порядок поведения на занятии: внимательно слушать воспитателя и ребят, никого не перебивать, никому не мешать слушать других, не отвлекаться на посторонние дела, отвечать на вопросы четко и понятно, никогда не смеяться над неудачами других, не бояться ошибаться и т.
Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей развития коммуникативных умений у детей старшего школьного возраста.
Одна из основных задач, решаемая через познание детьми правил этикета,-
Обучение способам установления и развития коммуникаций
Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами; для характеристики обмена информацией в человеческом обществе. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом
Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Дети активно проявляют интерес к общению со взрослыми.
Чтобы дети стремились к освоению этикета ,им прежде всего необходима мотивация на обучение, которая может быть выражена следующим образом:
Мы учимся устанавливать доброжелательные отношения ,проявлять любовь
и уважение к близким людям, друзьям и товарищам
Мы хотим создать дружеские отношения в группе, быть хорошими людьми -добрыми и красивыми, нравится людям, уметь сообща играть и трудиться, добиваться общей цели, считаться с интересами товарищей, помогать им, ответственно относиться к своим обязанностям, заботиться об общем деле и общих вещах.
Мы желаем, чтобы нас принимали и понимали наши товарищи и близкие,
Чтобы они верили в нас, доверяли нам.
Обучение правилам этикета происходит в процессе режимных моментов через приобретение жизненного опыта
Активное
стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует
формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для
воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками
становится важным фактором полноценного формирования личности старшего
дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет
осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои
действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. На
занятиях дошкольники осваивают правила учебного поведения, у них формируются
целенаправленность, ответственность, волевые качества. Ставится задача развития
основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей: проявление
детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к
сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь.
Коллективные взаимоотношения — это комплекс взаимосвязанных компонентов.
Важнейшие из них — общительность и гуманное отношение к сверстникам,
сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность
и культура общения.
В организации совместного образа жизни старших дошкольников происходит ряд
изменений, имеющих большое значение для коммуникации. Осознание детьми своего
положения (как самых старших среди воспитанников детского сада) сплачивает их,
повышает уверенность в своих возможностях, ответственность за свои поступки.
Воспитатель стремится развить эти новые черты в самосознании детей и на их
основе обеспечить выполнение старшими дошкольниками новых, более высоких
требований к поведению и деятельности, развить чувство коллективизма, укрепить
дружеские взаимоотношения, воспитать самостоятельность, организованность.
Чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно-гигиенических навыков, я предлагаю их с учетом возрастных особенностей ребенка.
Дети раннего возраста (от 1 года до 2 лет)
- Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2месяцев).
- Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул.
- Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года 2 месяцев).
- Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев).
- Приучать мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев).
Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет).
- Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.
- Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить спасибо.
Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет).
- Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.
- Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пище с закрытым ртом.
Дети средней группы (от 4 до 5 лет)
- Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.
Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)
- Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
- Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)
- Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.
Для формирования этикетного поведения необходимы следующие условия:
1. Позитивный настрой.
Нельзя обижать; чаще использовать похвалу, уделять больше внимания.
2. Пример взрослых.
Оценивать свое поведение с позиций разумности и необходимости
соблюдения этикета и соответствия собственным словам.
3. Единство требований родителей к детям.
Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, при единстве требований родителей. Дошкольники в результате проводимой работы должны понимать разумность и необходимость поведенческих правил. Их нравственную основу (уважение и доброжелательность к другим людям), должны стремиться выработке хороших манер, к уважению национальных традиций
Этические беседы, обсуждение поступков литературных героев и поведения самих детей в группе помогает старшим дошкольникам осознать гуманистический смысл правил, необходимость доброго отношения к людям. Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием.
Этическая
беседа – это плановая, подготовленная и организованная совместная деятельность,
содержание которой определяю по требованиям Программы. Число подобных бесед
невелико: пять-семь в год, т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев.
Следует помнить: главная цель этических бесед
заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения,
которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие
беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке
предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.
Этическая беседа - лишь одна из форм моей работы
над формированием нравственного сознания дошкольника. Она сочетается с
различными видами практической, игровой деятельности дошкольника, упражнениями,
нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.
ИГРА – одно из наиболее эффективных
средств формирования культуры поведения у детей. Она как способ познания
окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной ему и интересной форме
представления о том, как приятно себя вести в той или иной ситуации, заставляет
задумываться над своими поведенческими манерами: прислушиваться ли к мнению и
учитывать ли интересы других участников игры, радоваться ли своей победе и
поражению других ребят, как выполнить все условия игры и не нанести обиды
товарищам. Нельзя забыть о дисциплинирующем значении игры, тем более что соблюдение
дисциплины является важным этикетным требованием. Для формирования правильного
поведения у детей можно использовать самые разнообразные виды
игр.
В подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, формируется дисциплинированность, а соблюдение дисциплины очень важно в этикетном поведении, о чем мы уже говорили. Дети соревнуются – кто быстрее пробежит вокруг детского сада. Один участник соревнования упал во время бега; другой бежит быстро, чтобы победить; третий тоже хочет победить, но остановился, чтобы помочь упавшему и поддержать его в трудную минуту. (В основе поведения этого ребенка лежит важнейший этический аспект.) В такой ситуации мы еще раз даем детям понять: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.
В музыкальных играх тоже есть место для обучения правилам этикета. Дети водят хоровод. Как они держатся за руки и приятно ли им прикасаться к рукам; прислушиваются ли друг к другу и чувствуют ли эмоциональное состояние других? И снова мы обращаем внимание на правила этикета. В играх со строительным материалом воспитатель похвалил группу строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Радовались остальные дети, услышав похвалу товарищу? Они наблюдают за воспитателем каждую минуту и учатся у него определенному поведению, даже когда заняты любимым делом – игрой. Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, постановка русской народной сказки «Репка» предоставляет воспитателю возможность поговорить с детьми о правилах семейного этикета (быть дружными, помогать друг другу). Вся семья, и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. Инсценировка сказки «Лиса и журавль» напомнит детям о правилах гостевого и столового этикета (угощать гостя, создавать для него условия хорошего отдыха). Выступление перед детьми и родителями с инсценировкой сказки поможет осознанию правил поведения в общественных местах: например, в детском саду – одни выступают, другие помогают и эмоционально поддерживают; в театре – зрители внимательно смотрят спектакль, не разговаривают и не шумят. Применяются и правила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо хорошо принять и весело развлечь.
Традиционные народные игры хороши не только
тем, что ребенок воспринимает родную речь, получает информацию из истории
русского народа. Вместе с тем он осознает, что современный этикет базируется на
народных обычаях и традициях. Текст игры «Бояре, а мы к вам пришли» дает детям
исторические и бытовые сведения: в прошлом били бояре, во все времена люди
ходят в гости и принимают гостей с радостью, на Руси издавна существовал обычай
выбора невесты. Определяются правила поведения в игре: играем вместе и дружно,
стремимся к победе своей команды, но не обижаем представителей другой. Вместо
невесты можно выбрать друга, и тогда мы обращаем внимание на дружеские
отношения между ребятами, или любимых, говоря о чувствах и отношениях в семье.
Сюжетно
– ролевые игры дают детям возможность практически применить поведенческие
правила. Например, игра в больницу знакомит не только с профессией
врача, но и с определенными правилами поведения:
в поликлинике, в кабинете врача, в аптеке и т.п. Атрибуты
к игре можно сделать самим, и тогда
все еще раз убедятся: можно
сделать поделки и отлично с ними поиграть. Если же
поделки принесет воспитатель, то дети поймут: во-первых, он
хочет порадовать своих воспитанников, во-вторых, он умеет
все делать. Наблюдая за ходом игры, мы получаем дополнительные
сведения о поведенческой культуре своих
воспитанников.
Дидактические игры
используются при отработке правил и норм этикета. Количество
возможных заданий неограниченно: подбери из карточек цветовую
гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки,
посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне
карточки с посудой и столовыми
приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола;
выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке.
Воспитатель может сам делать такие игры, обязательно сопровождая
их записями о её содержании, целях и задачах, что свидетельствует об
осознанном создании и применении игры, а также облегчает другим
возможность ее использования.
Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида, игра «У меня зазвонил телефон» (в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора) укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.
Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир.
Роль воспитателя в самой игре может
быть различной. В одном случае он подскажет сюжет, в другом будет играть в ней
ведущую роль, в третьем принесет необходимый для нее материал, в четвертом
станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети
– соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и
инициативе, надо только направлять их для обучения правилам поведения. Тогда не
будет скучных нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая
регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры
ее разумность и необходимость.
Н.К.Крупская
писала о значении и подходах к играм: «Игры,
требующие соблюдения правил, очень дисциплинируют, надо только,
чтобы они не были скучными, надо их разнообразить. Много есть
старых игр, приучавших владеть собой. Были игры, которые учили удерживаться
от смеха, от употребления запретных слов… Педагог не должен
стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те
или иные игры, он в данном случае должен только отводить игры
опасные, разжигающие вредные чувства и т.д. Но делать
это надо умеючи, осторожно, так, чтобы ребята охотно
соглашались с руководителями»1 .
Способы педагогического воздействия на детей при обучении правилам этикета:
1. Приучение.
Детям задают образец поведения и затем контролируют точность
выполнения того или иного правила, например, за столом, во время
игры, в разговоре со старшими или ровесниками.
2. Упражнения.
То или иное действие многократно повторяется. При этом следует
добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого
действия.
3. Организация воспитывающих ситуаций.
Приближает детей к реальным жизненным условиям, ибо они оказываются перед выбором, например, есть вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение.
Широко используемый метод, реализуемый различными способами.
Он побуждает детей к выбору правильного поведенческого шага в
результате его нравственного потенциала.
5. Наказание.
Должно применяться только при условии невозможности использования других мер воздействия. Цель наказания – пробудить желание поступать хорошо, на основе норм этикета.
6. Пример для подражания.
Является своеобразным наглядным образцом. Примером могут быть
родители, дети, литературные и сказочные герои.
7. Словесные методы.
Помогают более осознанному пониманию поведенческих правил.
Жизненная или сказочная история создает необходимый эмоциональный фон для восприятия правил поведения. Надо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.
Обучение правильному поведению способствует речевому развитию детей, актуализации этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью систематического проведения словесной работы.
обучение правилам столового этикета.
Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом. А значит, быть приятным в застольном общении.
Красивое и правильное поведение за столом (прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратности) показывает наше уважение к другим участникам застолья. Что берут с общего блюда приборами для раскладывания и что руками? Что едят без ножа? Что и как едят: холодные закуски, мясо, гарнир, овощи, каши?
Красивая и правильная сервировка стола улучшает аппетит и настроение, налаживает приятное застольное общение. Готовя праздничный стол, попросите ребенка помочь вам расставить тарелки, положить столовые приборы и салфетки. Дети радуются вместе с нами, видя, как с их участием преображается стол.
В другой раз предложите ребенку самому сервировать стол. В случае затруднения, подскажите, что надо сделать. Но важно отметить его самостоятельность, умение и желание порадовать близких людей.
Важно довести до понимания ребенка, что люди придумали эти правила, чтобы во время застолья было удобно и под рукой находилось все необходимое для красивой еды.
Предлагаю вашему вниманию рекомендации, которые необходимы для соблюдения ребенком правил поведения за столом:
1. Поощрять успехи в выполнении этих правил.
2. Наделить волшебными свойствами ложку, нож, вилку, а так же конфеты, фрукты, которые помогут вам интереснее изложить какое-то правило.
3. Составлять сказки, стихи, песни на тему сервировки и правил поведения.
4. Использовать кукол, сказочных героев, которые забыли правила поведения за столом и радостно учатся у детей.
Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть
взрослые в детях?
Вежливость - она украшает человека, делает его
привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Без нее невозможно
представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на
искренности, доброжелательности, уважении к окружающим».
Деликатность - сестра вежливости. Человек,
наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст
повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки
деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность - Необходимо добиваться от
детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них
из добрых побуждений.
Скромность - эта нравственная черта личности -
показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость
к людям и высокая требовательность к самому себе.
Общительность - в ее основе лежат элементы
доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в
выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от
общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть
рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость,
резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок
быстрее находит место в детском саду.
Методы и приемы работы с детьми и условия для нее.
Для воспитания этикетного поведения необходимы условия:
1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть
никого из воспитанников, для чего используются обращение по имена, похвала,
призы и прочие способы обучения, увлекающие детей
2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя.
Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение
с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета,
соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны
быть, направлены на достижение главной цели - создание развития личности
ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.
3. Связь с семьей - необходимое условие,
позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания Общая
цель семьи и детского сада - хорошо воспитанный культурный и образованный
человек.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.