Формирование математических представлений в процессе решения проблемных ситуаций
Консультация для педагогов
Проблемная ситуация - ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики.
Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:
- постановки, формулирования проблемы;
- выдвижения предположений и гипотез;
- выбора, проверки, обоснования гипотез;
- подведения итогов, вывод.
Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.
Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел и фигур. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развиваются его творческие способности.
Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого. Это могут быть:
система вопросов, переформулирование условий задачи;
наводящие задачи или задачи-подсказки;
цепочка наводящих задач;
готовый вариант решения.
Ситуация 1. «Который гномик будет вратарем?»
Ситуация 2. «Каждый хочет быть первым»
Ситуация 3. «Кого больше?»
Ситуация 4. «Сколько детей в группе?»
Счет предметов по парам.
Сюжет. На батарее лежали варежки.
Вопросы. Можно ли узнать, сколько детей было на прогулке? Как это сделать?
Варианты ответов.
Чтобы узнать количество детей, надо узнать количество варежек.
Если варежки сложить парами и пересчитать их, то можно узнать количество детей.
Решение проблемы. Кто-то из детей пересчитывает варежки. Варежек шестнадцать, значит, и детей — шестнадцать. Тогда у каждого получается по одной варежке. Другие замечают ошибку, ведь у каждого должно быть по две варежки. Дети выбирают другой способ, они складывают варежки парами. Для этого можно использовать графические линии.
Получилось восемь пар, значит, на прогулке было восемь детей. Правильный ответ — второй.
Вывод. Количество детей равно количеству пар варежек.
Ситуация 5. «Как растут дома из чисел?
Ситуация 6. «Раздели на половины»
Деление целого числа на две равные части. Разные способы деления.
Сюжет. У Тома и Джерри было два одинаковых по размеру яблока. Они решили каждое яблоко разделить на две равные части. Вот как они их разделили.
Вопрос. Какие части можно назвать половинами?
Варианты ответов.
Половинами можно назвать части яблока и у Тома, и у Джерри.
Половинами можно назвать части яблока у Тома.
Решение проблемы. Дети берут два яблока и делят их на части, как это сделали Том и Джерри. Сравнивая полученные части, они убеждаются в их равенстве и неравенстве. Все замечают, что Том и Джерри разделили яблоко на две части. Однако части, которые получились у Джерри, не равны, их нельзя назвать половинами. Том разделил яблоко на две равные части, т. е. на половины. Он оказался прав. Второй ответ правильный.
Вывод. Половины (1/2) получаются при делении предмета на две равные части.
Ситуация 7. «Измерь дорожки шагами»
Ситуация 8. «Как помочь повару?»
Количество вещества не зависит от формы сосуда.
Сюжет. Повар детского сада обращается к детям с просьбой-предложением: «Я знаю, что вы любите гречневую кашу. К сожалению, на кухне сломались весы. И я не могу узнать, сколько взять крупы для каши. Помогите мне. В каждую баночку (банки разного размера) нужно насыпать по одному бокалу крупы». Дети выполняют задание.
Вопросы. В какой банке крупы больше? Почему?
Варианты ответов.
Крупы больше в высокой банке.
Крупы меньше в широкой банке.
Крупы в обеих банках поровну.
Вывод. Количество вещества (объем) сохраняется независимо от формы сосуда.
Ситуация 9. «Какие фигуры спрятались в точках?»
Ситуация 10. «Чем отличаются треугольники?»
Сюжет. На столах у детей лежат разные материалы: цветная бумага, счетные палочки, детали конструкторов, проволока, веревочка. Педагог предлагает детям сделать треугольник из любого материала.
Одни дети вырезают треугольник из бумаги, другие выкладывают стороны треугольника из деталей конструктора и счетных палочек, третьи используют проволоку и веревочку.
Вопрос. Чем отличаются треугольники?
Варианты ответов.
Треугольники сделаны из разного материала.
Одни треугольники вырезали из бумаги, а другие выкладывали.
Треугольники отличаются цветом и формой. Все варианты ответов оказались верными.
Решение проблемы. Педагог, обобщая ответы детей, обращает их внимание на более сложные отличия, используя силуэтные и контурные модели треугольников.
Силуэтная модель треугольника позволяет продемонстрировать детям понятие о внутренней области фигуры. Для этого треугольник вырезается из бумаги. Контурная модель треугольника выделяет границу фигуры.
Вывод. Модели треугольников могут отличаться цветом, формой, размерами, материалом и способом получения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.