Консультация для педагогов и родителей
Оценка 4.9

Консультация для педагогов и родителей

Оценка 4.9
Документация +1
docx
труд +1
Детсад
30.05.2021
Консультация для педагогов и родителей
Поводов для того, чтобы заявить себя родиной сибирского валенка, у жителей города Ишима, что на юге Тюменской области, достаточно. Во-первых, во всех уважаемых энциклопедических изданиях есть ссылки на то, что валенки появились в Сибири.
сибирские валенки.docx

Сибирский валенок

 

От Ишима до Амура валенки – предмет гламура…

 

Поводов для того, чтобы заявить себя родиной сибирского валенка, у жителей города Ишима, что на юге Тюменской области, достаточно. Во-первых, во всех уважаемых энциклопедических изданиях есть ссылки на то, что валенки появились в Сибири.

 

Оговаривается, правда, форма. Первые пимы (сибирское название валяной обуви) катали низкими, но ведь суть валенок не в форме, а в технике изготовления (валенок - валяние). Во-вторых, первыми из валяной шерсти изготавливали предметы одежды кочевники. А где, как не на сибирских просторах кочевали тюркские племена, перегоняя многочисленные стада овец. Археологические исследования Ишимских курганов – тому подтверждение. С тех пор, как земли вдоль реки Ишим стали осваивать русские люди, они вели с аборигенами торговые и обменные отношения, перенимая друг у друга и некоторые традиции.

 

В деревнях и селах Ишимского района валенки называют и катанками, и чесанками, и пимами, причём старики могут объяснить, чем каждый из видов отличается от другого. Все эти названия прижились, как ужились носители всех русских говоров и диалектов, пришедшие в Сибирь на поселение.

 

Кустари-пимокаты работали в городе и по деревням Ишимского и близлежащих районов. При подготовке шерсти многие пользовались шерстобитками (специальными машинами для чесания шерсти) с конным приводом, которая намного быстрее и качественнее производила очистку шерсти, нежели вручную. Взбитую шерсть осторожно раскладывали на столе в виде буквы «Т». Сверху, так же в виде «Т», клали холщёвую прокладку по размеру валенка. Затем шерсть вместе с прокладкой складывали по оси и легонько, не задевая прокладки, сметывали шерстяные края тонкой нитью. Получалось подобие валенка. Заготовку пересыпали ржаной мукой, осторожно помещали в большой чугун и кипятили, после чего вынимали прокладку, заменяя её колодкой. После этого начинался процесс собственно валяния.

 

Валенки катали вальком, шлепали, били, колотили, гладили и чем сильнее били и катали, тем больше валенок садился на колодку, становился всё меньше и меньше. В голенище вставляли распорки. Его нужно было сделать эластичным, и чем выше, тем тоньше. Чёсанки катали из белой шерсти высшего качества. Получались они мягкими и нежными, почти как чулки. Носили их только с калошами. Были у сибиряков так называемые праздничные валенки, их модно было украшать цветочным орнаментом. Такие валенки назывались печатные.

 

В 1944 году в Ишиме был построен пимокатный завод, где изготавливали валенки не только по государственному плану, но и по заказу горожан из шерсти заказчика (её называли «давальческое» сырьё). До того времени валянием пимов занимались в артели им. Ильича и артели «Объединение». В военные и послевоенные годы семьи фронтовиков обеспечивались валяной обувью в первую очередь.

 

После войны сибирские валенки не потеряли своей актуальности. В 1960-е, 70-е, 80-е годы для многих сибиряков валенки были единственной зимней обувью. Только в 1990-е годы появилась возможность изменить старой доброй привычке облачаться в валенки «и в пир, и в мир...». Но для тех, кто по долгу службы вынужден находиться на морозе продолжительное время, валенки до сих пор являются наиболее приемлемой зимней обувью.

 http://w-siberia.ru/files/tourresourses/images/%D0%A4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%20%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0

 

С 2007 года в Ишиме проводится фестиваль Сибирского валенка – настоящий праздник катанок. Его идейным вдохновителем и организатором является Ишимский историко-краеведческий музей. Фестиваль традиционно начинается с «Зимнего марафона здоровья» (забега в валенках). Затем все участники и зрители отправляются на праздничную шоу-программу, во время которой проходит награждение победителей конкурсов «Улыбнись, частушка» и «Русский шик».

 

Фестиваль сибирского валенка с первою дня слал привлекательным брендом, ярким примером событийного туризма.

По окончании праздника фонды музея пополняются потрясающими эксклюзивными образцами украшенных валенок, увидеть, которые можно в залах музея,фотографиями 1910-30-х гг. с изображением ишимцев всех чинов и сословий, облачённых в расписные сибирские валенки. Эта обувь была настолько уважаема в народе, что её надевали даже в особо торжественных случаях. Об этом говорит уже тот факт, что фотографироваться мужчины приходили в парадной обуви - валенках. Особо ценными предметами являются модные в 1950-60-е гг. фетровые сапоги с длинными голенищами на кожаной подошве, на Ишимской земле они бытовали под прозвищем «председательские бурки». Не каждому они были но карману, потому щеголяли в них только высокие чины.

 http://w-siberia.ru/files/tourresourses/images/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D1%83%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5

Со временем валяльному делу в мастерской музея обучились не только сотрудники, но и студенты-практиканты из ИГПИ им. П.П.Ершова. Сувенир оказался востребованным. Чаще всего его берут гости города и любители фэн-шуй. По правилам китайского учения, для сохранения любви и согласия в юго-восточной части каждого дома должен находиться парный предмет. Что же может быть лучше пары валенок, скатанных вручную, символизирующих достаток и домашний уют. Не менее уютными становятся и настоящие фабричные валенки, умело расписанные в мастерской музея.

 

До недавнего времени валенки являлись основной зимней обувью сибиряка, а многие до сих пор предпочитают их сапогам. Недаром в народе сложилась поговорка: «Сибиряк – не тот, кто не мёрзнет, а тот, кто тепло одевается». Эту мудрость знал и знаменитый русский писатель Антон Павлович Чехов. В мае 1890 года Антон Павлович останавливался в Ишиме, во время путешествия на остров Сахалин. Май выдался сырым и холодным. Чехов гак замёрз, что вынужден был купить В нашем городе валенки, чтобы как-то согреть ноги. В ишимских валенках писатель проделал путь до самого Томска, пока не предназначенная для весенней распутицы обувь наконец не раскисла от сырости и грязи. «...Ишимские валенки Чехов будет вспоминать в течение целого месяца! В первом «послеишимском» письме к М.В.Киселёвой от 7 мая 1890 г. он заметит: ... день и ночь еду в полушубке и валенках». Новый XXI век возродил прошлые традиции - на прилавках магазинов появился богатый ассортимент валенок для модниц. Вышитые, вырезанные, украшенные – они вновь вошли в моду. Стимулом к созданию всё новых произведений служат праздники и конкурсы, проводимые музеями в г. Москве, г. Мышкине и др. В Сибири же единственным городом, заявившим себя родиной сибирского валенка, является Ишим.


 

Сибирский валенок От Ишима до

Сибирский валенок От Ишима до

В 1944 году в Ишиме был построен пимокатный завод, где изготавливали валенки не только по государственному плану, но и по заказу горожан из шерсти заказчика…

В 1944 году в Ишиме был построен пимокатный завод, где изготавливали валенки не только по государственному плану, но и по заказу горожан из шерсти заказчика…

Эта обувь была настолько уважаема в народе, что её надевали даже в особо торжественных случаях

Эта обувь была настолько уважаема в народе, что её надевали даже в особо торжественных случаях

Ишимские валенки Чехов будет вспоминать в течение целого месяца!

Ишимские валенки Чехов будет вспоминать в течение целого месяца!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021