Каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Я хочу вас познакомить с интересным способом организации как образовательной, так и самостоятельной деятельности детей, с интересным методическим пособием – лэпбук.
Что такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. «Лэпбук» - в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.
Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Интерактивность папки обеспечивается за счё т разнообразных подвижных деталей: книжек – гармошек, кармашков, стрелочек, подвижных дисков, разворачивающихся страничек, мини – книжек и т. д. Само по себе проектирование, изготовление и оформление лэпбука (естественно с дифференцированной помощью взрослого) способствует развитию у ребёнка конструктивных и изобразительных навыков.
Зачем нужен лэпбук? Он помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
Это отличный способ для повторения пройденного материала. Ребёнок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Создание лэпбука – один из видов совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Лэпбуки могут быть как индивидуальными, так и коллективными (парными, групповыми Темы лэпбуков могут быть самыми разнообразными.
Лучше всего получаются лэпбуки на частные (узкие, а не общие темы). Например, можно сделать лэпбук «Профессии». Но он получится обзорным – вряд ли вы сумеете отразить всё многообразие темы в ограниченном объёме тематической папки. А вот лэпбук, например, «Профессия воспитатель» позволит собрать более подробную информацию и сделать лэпбук максимально продуктивным.
Очень важно помнить о том, что если лэпбук посвящён профориентации, то он должен отвечать требованиям системного подхода к представлениям дошкольников.
Тема «Профессии» является важной частью курса ознакомления с окружающим миром, который, в свою очередь, фокусируется сразу на нескольких образовательных направлениях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Профессии» рассматриваются, начиная с младших групп и вплоть до подготовительной группы. В этой связи важно выбрать такой способ организации материала, который позволил бы не только обобщить информацию, но и открывал бы возможности для пополнения знаний, умений и навыков ребят разного возраста. Всё это позволяет сделать лэпбук «Профессии».
Что касается содержания пособия, то оно должно соответствовать программному материалу по теме «Профессии», а также требованиям ФГОС относительно знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дети конкретного возраста.
Блок материалов |
Зачем включается в пособие |
Особенности рассмотрения в разных группах |
Информационный |
Для ознакомления с темой. Информационный блок — это основа пособия, на которую ориентированы остальные материалы (наглядность, игры и пр.) |
В первой младшей группе ребята знакомятся с профессиями, с результатами труда специалистов, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни: в садике готовит кушать повар, шофёр везёт автобус, на котором мама едет на работу, врач лечит, если заболели. |
Во второй младшей группе ребята расширяют знания о роде занятий человека (учитель, парикмахер, бухгалтер и др.), а также рассматривают тему в контексте профессиональных занятий своих близких («Моя мама — учитель» и т. п.). |
||
В средней группе ребята учатся соотносить профессию с инструментами и материалами, которые нужны для специалистов этого профиля (автомобиль — для шофёра, указка — для учителя, белый халат, лекарства, фонендоскоп — для доктора и пр.). |
||
В старшей группе ребята формируют обобщённое понятие «профессия», расширяют представления о трудовых действиях, о специальностях, которые были, есть и будут актуальными в мире. |
||
В подготовительной группе дети обобщают имеющиеся знания, а также формируют первичные представления о важности выбора профессии в жизни человека, знакомятся с профессиями будущего. |
||
Литературный (рассказы, стихотворения) |
Для формирования образов профессий, воспитания уважения к труду. |
Младших дошкольников с темой можно познакомить с помощью «Сказки о пропавших профессиях», которая акцентирует внимание на важности наличия специалистов в каждой области, а также привлекая отрывки произведения К. Чуковского «Доктор Айболит». |
В средней группе в лэпбук можно включить стихотворение «А что у вас» С. Михалкова, выстроив на его основе беседу на тему «Чем важны профессии наших мам и пап»: · Кем работает твоя мама? · Какую пользу приносит её работа? · Можно ли обойтись без этой профессии? |
||
Для старших дошколят в подборку можно включить: · А. Платонов «Ещё мама» (рассказ об учителе); · А. Барто «Мы вчера играли в стадо» (о профессии воспитателя, пастуха); · В. Раскин. «Как папа был маленьким» (о профессии учителя). |
||
Загадки |
Для закрепления и повторения материала. |
В младшем дошкольном возрасте задания лучше подбирать с зарифмованными ответами, так как ребятам ещё сложно работать с «классическим» вариантом загадок. В среднем и старшем в этот блок включаются загадки о вещах, напрямую связанных с профессией. |
Наглядный |
Для придания эстетичности пособию и лучшего усвоения материала. Кроме того, в пособие включаются мультфильмы по теме. |
В младшей группе в наглядный блок входят картинки с изображением представителей разных профессий для иллюстрации рассказов педагога, во второй младшей малыши сами описывают картинки в 3–4 предложениях. В средней группе на основе картинок дети составляют обобщённый рассказ о профессии в 4–5 предложениях, а в старших группах дополняют рассказ своим мнением относительно той или иной специальности, пробуют представить, как изменилась бы наша жизнь без этой профессии (в 6–8 предложениях). |
Творческий (раскрашивание, лепка) |
Для закрепления материалов, развития творческих способностей и расширения познавательных интересов. |
В младшем дошкольном возрасте ребята работают с картинками, на которых нет большого количества деталей. В средней и старшей группах дети раскрашивают специалистов в антураже их профессиональной деятельности (врач, осматривающий пациента, учитель на уроке). Начиная со средней группы, в этот блок можно включать пошаговые инструкции по лепке на темы, связанные с профессиями. |
Блок с ребусами и кроссвордами |
Для работы с этим блоком ребятам нужно иметь представления о
буквах, а также уметь писать, поэтому он используется только в лэпбуках для
старших дошколят. |
Кроме этого в лэпбуке размещаются материалы, направленные на речевое развитие ребёнка-дошкольника: пословицы и поговорки, скороговорки, потешки, короткие стихотворения и рассказы, словесные игры; художественно-эстетическое развитие: иллюстрации, репродукции, самодельные пазлы и разрезные картинки; физическое развитие: описание подвижных игр, схемы физических упражнений и многое другое.
Материалы для изготовления лэпбука лучше подбирать разного цвета и фактуры, для того, чтобы сделать лэпбук визуально более привлекательным для ребёнка дошкольного возраста.
В заключение хотелось бы сказать, что, лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить пройденный материал в ходе увлекательных, интерактивных игр.
Консультация
«Лепбук - как средство ознакомления с профессией»
2024 г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.