Консультация для педагогов на тему: "Сказкотерапия и правила поведения в бассейне"

  • Мероприятия
  • docx
  • 30.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация для педагогов, которые хотят сделать занятие плаванием для детей интересным, познавательным через игру в сказку, чтобы ребята не боялись воды и с удовольствием посещали занятия в бассейне.
Иконка файла материала Сказкотерапия.docx

Консультация для педагогов на тему:

«Сказкотерапия и правила поведения в бассейне»

 

     Цель сказкотерапии — относительно мягкое по сравнению с большей частью психологических инструментов искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния ребёнка.            

     Сказкотерапия - это метод развития личности, который объединяет различные формы и приёмы развития, обучения в единую «сказочную» форму. Формы работы со сказкой разнообразны как сама жизнь. Всё, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. Каждый человек, специалист может использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его внутреннему строю и помогает использовать силу Волшебного Источника творчества.

     В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития.

Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.

Сказкотерапия и правила поведения в бассейне

     В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования приводятся требования, предъявляемые к образовательной программе дошкольного образования, которая направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и личностного развития.

     В процессе воспитания детей дошкольного возраста целесообразно использовать сказкотерапию, т.к. при слушании, придумывании и обсуждении сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество. Немаловажно и то, что ребенок усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

     При обучении плаванию детей младшего дошкольного возраста каждый педагог сталкивается с проблемой освоения детьми элементарных плавательных навыков – безбоязненного самостоятельного передвижения по большой площади бассейна, опусканию лица в воду, погружению. Объяснения, наглядный показ и поддержка инструктора, помогающая ребенку принять правильное положение тела в воде, не всегда эффективны в работе с малышами. При абсолютной любви к купанию в ванной, в большом помещении бассейна дети испытывают чувство страха, нерешительности и водобоязни. Это серьезно мешает процессу обучения детей плаванию.

     Оптимальный способ решения этой проблемы, который помогает дошкольникам освоить необходимые навыки в кратчайшие сроки, максимально повысить мотивацию к занятиям и с первых дней посещения бассейна расширить диапазон двигательных возможностей малышей в воде - использование сказочных сюжетов в обучении плаванию.

     Всем известно, что дети очень любят сказки. Сказка – это не только интересная и захватывающая история, но и один из самых действенных воспитывающих и побуждающих факторов. Малыши, попадая в сказку, незаметно для самих себя, становятся персонажами и, совместно с главным героем, преодолевают препятствия и учатся плавать!

     Разработан цикл занятий по обучению плаванию дошкольников на основе авторских сказочных сюжетов с использованием авторского нестандартного оборудования. К каждому занятию придумывается небольшая сказка, используются атрибуты – игрушки, изображающие главных героев, а педагог от их лица рассказывает захватывающую историю.

     Для занятий необходимо подготовить игрушки, которые будут служить главными героями сказки, а также оборудование, которое, в соответствии с темой и задачами занятия, будет способствовать освоению новых плавательных умений и навыков детьми. Это могут быть как обычные игрушки, так и нестандартное оборудование, изготовленное инструктором по плаванию, родителями или другими специалистами дошкольной образовательной организации.

     В структуре образовательной деятельности сказочный персонаж, как правило, появляется после небольшой разминки и способствует выполнению основного задания, на которое ориентировано занятие. Действия персонажа по сюжету сказки сопровождают основную часть занятия. В заключительной части занятия рекомендуется выделять время для самостоятельной деятельности детей в воде, не исключая присутствия главных героев сказки в качестве наблюдателей, что дает детям возможность дальнейшего знакомства со свойствами воды, а также продолжить приключения, связанные с выполнением заданий, предложенных сказочными персонажами. Кроме того, присутствие главного героя поможет дать детям рефлексивную оценку собственных достижений на занятии.

     Каждая сказка направлена на решение той или иной образовательной задачи.

     В качестве примера применения сказкотерапии приведу сказку, позволяющую детям узнать основные правила поведения в бассейне.

     Таким образом, с помощью сказкотерапии решаются сразу несколько образовательных задач. Увлекательная история позволяет детям уяснить общепринятые правила поведения в бассейне, логически объясняет необходимость их соблюдения, будит фантазию, развивает творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впервые в бассейне

    

     В самом чистом и красивом море жила маленькая рыбка по имени Молли. Ее родителями были красавица Аврора и силач Оскар. Однажды мама Аврора сказала Молли:
— Дорогая, завтра тебе предстоит пойти в школу — в бассейн, где тебя научат быстро и красиво плавать. Конечно, ты уже умеешь двигать хвостиком и плавничками, но большой и красивый дельфин по имени Нептун научит тебя и твоих друзей различным стилям плавания. Мы с папой купили тебе необходимые принадлежности: купальный костюм, шапочку для плавания, полотенце, мыло, мочалку, тапочки для бассейна.

Молли очень обрадовалась, и на следующий день папа отвез ее в чудесную школу для рыбок, на входе которой красовалась табличка «Бассейн».
В холле уже собрались другие рыбки со своими родителями. Среди них были друзья и подруги Молли — рыбки Лили, Айви, Лаки, Гифи, Буль-буль, Пузырек и Златик. На стенах висели красивые фотографии, на которых были изображены улыбающиеся дельфины, касатки и киты.

Вскоре прозвенел звонок, и в холл вошел красивый большой дельфин. Он улыбнулся и сказал:
— Здравствуйте, дети! Я ваш тренер. Меня зовут Нептун, вы будете учиться плавать под моим чутким руководством. Для начала вам всем предстоит сдать в гардероб свою одежду в герметичном пакете. Входить в зону бассейна можно лишь в специальной форме, пригодной для посещения бассейна.
Молли посмотрела по сторонам, все рыбки внимательно слушали тренера, а их родители улыбались.

Нептун между тем продолжал:
— Каждый посетитель бассейна должен иметь при себе купальный костюм, шапочку, полотенце, а также предметы гигиены: мыло и мочалку. Все ли принесли перечисленные мною предметы?
Мама маленькой рыбки Айви перестала улыбаться.

— Простите, тренер, — сказала она, — но мы забыли шапочку для купания.
— Вам повезло, что сегодня ваших малышей ждет лишь инструктаж, плавать мы начнем на следующем занятии. Но впредь будьте более собранными, ведь те ученики, у кого отсутствует хотя бы один из перечисленных мною предметов, к занятиям не допускаются.
Итак, научиться плавать — большое счастье, но и большой труд. Запомните это!

Дельфин пошевелил плавниками, и Молли увидела, с каким восхищением на него смотрел маленький пузатенький Буль-Буль.
— Ну что же, — сказал Нептун, — теперь вы пойдете со мной без родителей.
Папа Оскар слегка подтолкнул Молли вперед и шепнул: «Удачи!»
Взяв за плавник свою подружку Лили, Молли направилась вслед за Нептуном. Они подошли к красивой стеклянной двери. Здесь тренер остановился.

— В течение года, — сказал он, — я научу вас таким приемам как «Надень шляпу», «Вырос гриб», которые направлены на обучение подныриванию под различные предметы. Под моим руководством вы освоите приемы «Надуй шар» и «Лопнул шар», которые позволят вам обучиться нырянию и погружению в воду. Чтобы получить представления о плавучести своих тел и действия выталкивающей среды, мы применим игровое упражнение «Крокодил». Вы научитесь лежать на большой глубине с помощью упражнения «Стрела». Используя прием «Носик и животик вверх», я помогу вам научиться лежать на спине в мелкой воде. Игровое упражнение «Привет» научит вас скольжению. Вы также изучите прыжки в воду в обручи разного диаметра, лежащие на поверхности воды, в чем поможет игра «Поезд в туннель». Прием «Лодка» научит вас анализировать и контролировать собственные плавательные движения.

Но прежде всего вам стоит усвоить, что бассейном помимо вас пользуются другие рыбки, поэтому следует соблюдать расписание.

Молли надеялась, что теперь они наконец-то увидят бассейн, но вместо этого тренер указал им на другую дверь.
— Здесь находятся раздевалка и душевые, — сказал он, — чтобы легко поместиться в шкафчики, все ваши вещи должны быть упакованы в полиэтиленовые пакеты или небольшие сумки. Все средства личной гигиены должны быть только в небьющейся таре, сделанной из пластика или полиэтилена.
Посмотрев на шкафчики для личных вещей, рыбки прошли в помещение с душевыми кабинами.
— Кабинки для мальчиков находятся слева, а для девочек — справа, — объявил тренер, — здесь вы будете тщательно принимать душ в течение 5—7 минут, с мочалкой и мылом. Закончив пользоваться душем, обязательно закройте краны горячей и холодной воды. Сюда же вы вернетесь после занятия, чтобы ополоснуться, вытереться, выжать плавательные принадлежности, а уже затем идти в раздевалку. Вы поняли все правила? — громко спросил тренер Нептун

Рыбки закивали.
— Тогда добро пожаловать в бассейн! — с этими словами дельфин распахнул дверь, и Молли увидела очень большой и светлый зал. В бассейне была прозрачная голубая вода. Ванна бассейна была разделена на несколько дорожек. Молли захотелось поскорее прыгнуть в воду.
Как будто прочитав ее мысли, Нептун строго сказал:
— Прыгать с бортиков бассейна запрещается. За тем, чтобы вы не прыгали, будем строго следить я и мои помощники — осьми­ноги.
— Если за нами будет следить осьминог, то он нас всех перехватает своими щупальцами, — шепнула Лаки. Но Молли ее не слушала, она разглядывала помещение.
— Итак, мы в бассейне, — гордо сказал Нептун, видя восхищенные взгляды рыбок. — Вам следует знать, что плавание в бассейне осуществляется всегда против часовой стрелки, поэтому вам всегда следует держаться правой стороны.
— А что будет, если я плаваю быстрее других? — спросил Златик. Молли он не нравился — слишком гордый.
Дельфин слегка нахмурился:
— Где же ты научился быстро плавать? Завтра мы увидим твои успехи.

Златик немножко смутился. А Нептун продолжал:
— Техника плавания у всех разная, поэтому при плавании можно обгонять, впереди плывущих слева.
— А если мы устанем? — спросила Айви.
— Тогда можно немного отдохнуть в углах дорожки, не мешая совершать поворот плывущим. Конечно, когда вы будете находиться на дорожках, нельзя толкать друг друга и шуметь. И каждое занятие будет обязательно заканчиваться веселыми играми.
— А можно принести с собой резиновую уточку, с которой я плаваю в ванне? — спросила Айви.
Молли хихикнула, она видела эту уточку у Айви дома.
— Нет, — ответил тренер, — приносить утку не нужно, посмотрите, сколько здесь игрушек и инвентаря. Если будете соблюдать эти несложные правила, то я быстро обучу вас плаванию.
Нептун улыбнулся и подмигнул.

Молли вернулась домой воодушевленная, собрала в сумочку купальный костюм, шапочку для плавания, полотенце, мыло, мочалку и тапочки для бассейна. После этого она с нетерпением начала ждать следующий день, когда сделает первые заплывы в бассейне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Медузы» - сказка, которая учит детей свободно передвигаться по бассейну в разном темпе и в разных направлениях

 

Зазвонил сегодня телефон,

Я спрашиваю: - Это слон?

- Нет,- говорят,- не слон

- А что за карапузы?

- Да это мы, веселые, хорошие медузы!

- А где же вы? Я вас не вижу!

- А чтоб увидеть нас, вы подойдите ближе!

Мы плаваем в бассейне, нас очень-очень много,

Но мы тут заблудились,

И не найдем дорогу!

Пусть нам помогут детки, и всех нас соберут,

Мы плаваем повсюду: и там, и там, и тут!

- Ну, чтож, давайте, дети, поможем мы медузам,

Поищем их в бассейне, найдем мы карапузов.

Нашли одну, вторую, и третью мы нашли,

Хорошие ребятки бассейн весь обошли,

Теперь бегом, ребятки,

Мы остальных найдем,

Медуз берем за шляпки

И в домик их несем!

Ну, наконец, собрали,

Все малыши нашлись!

Мы отнесем их к маме,

Там деток заждались!

- Спасибо вам, ребята,

Что помогли найтись нам,

Малышки - медузята

Еще хотят приплыть к вам.

Вы с нами поиграете? (Да!)

Придем мы обязательно,

Ведь нас уже вы знаете,

И мы вас замечательно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Осьминожки» - сказка, которая учит детей не бояться попадания воды в лицо, брызг

 

Жили-были осьминожки,

И у каждой были ножки-

Раз, два, три, четыре, пять,

Ножек всех – не сосчитать!

Осьминожки в своих ножках

Путались и путались

И однажды все они

Попросту запутались!

Стали звать на помощь всех –

Приплыла к ним щука,

И сказала: «Просто смех,

Что это за штука?

Буду лить на вас водой

И спасу вам ножки

Чтоб играли вы со мной,

Детки - осьминожки.

Зачерпну чуть-чуть воды

И полью головку,

Вода льется с бороды

Вон как льется ловко!

Я еще полью водой

На лицо и шейку

Будешь самый водяной,

Будешь Неболейкой!»

Осьминожек мы спасли,

Всех разъединили,

И они нам помогли –

Личико умыли!

Будем мы теперь и сами

Дождик на головку лить,

И с открытыми глазами

Будем лоб и носик мыть.

Приходите, осьминожки,

К нам в бассейн еще раз

А запутаете ножки,

Мы распутаем всех вас!

 

 

 

 

 

 

«Утята» - сказка, которая учит детей опускать лицо в воду, подготавливает к начальному этапу освоения навыка ныряния

 

Жили-были 5 утят

Мама вывела их в сад,

А в саду прозрачный пруд,

Хорошо утятам тут!

- Кря-кря-кря, идем купаться!-

Мама деток позвала

- И не надо вам бояться!-

Раз! И мама поплыла!

Мама плавает красиво,

И ныряет с головой:

- Посмотрите, как тут мило,

Интересно под водой:

Тут растут цветы морские,

Камушки на дне цветные,

Рыбки в домиках сидят,

С вами встретиться хотят!

Вы, утята, опустите

В воду клювики свои,

И со дна цветок сорвите,

Вы же умницы мои!

И откройте рыбкам домик-

Им так хочется гулять,

Кто откроет этот домик-

Рыбка будет с тем играть!

Молодцы мои утята,

Все нырнули с головой!

А теперь мои ребята,

Отправляемся домой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по проведению занятий

 

1.     Рассказать эту сказку может помочь второй педагог (воспитатель), который будет стоять вне видимости детей и говорить слова от имени «медуз», как вариант можно сделать аудио запись. Для проведения занятия с использованием этой сказки необходимо изготовить «медуз»: немного воды наливается в прозрачный целлофановый пакет, завязывается ниткой или резинкой, получается шарик, а края пакета нарезаются полосками и получаются щупальца. Так же можно изготовить «медуз» из пластиковых бутылок. Получатся большие (пластиковые) и маленькие (целлофановые) медузы. В воде такие медузы смотрятся как настоящие, их количество зависит от творческой активности педагогов, но должно быть не менее чем 3 штуки на одного ребенка.

         «Медуз» запускают в воду перед началом занятия, они плавают по      

 всему бассейну, но увидеть их можно только вблизи, поэтому дети с удовольствием и азартом передвигаются многократно по всему бассейну в поисках медуз. Как только ребенок находит медузу и отдает ее инструктору, инструктор незаметно отправляет ее опять в воду и поиски продолжаются. Инструктор подбадривает детей, повторяя несколько раз отдельные четверостишия, например:

«Ну что ж, давайте, дети,

Поможем мы медузам,

Поищем их в бассейне,

Найдем мы карапузов».

          Педагогу необходимо отмечать каждого ребенка, подбадривать и   

          хвалить в процессе выполнения заданий.

2.     Для проведения занятия с использованием сюжета сказки необходимо изготовить «осьминожек»: на дне пластиковых бутылок проткнуть дырочки, через которые будет литься вода. Зачерпнуть «осьминожкой» воду, перевернуть дырочками книзу и поливать остальных «осьминожек», одновременно распутывая их ножки, которые нарезаются из серединной части той же бутылки и закручиваются краями вверх.

          Затем раздать «осьминожек» в руки детям и вместе с ними лить воду,   

          поднимая «осьминожек» все выше и выше, пока, наконец, вода не   

          начнет литься прямо на головки детей.

3.     На плавательной доске инструктор располагает резиновых утят и большую «маму»- утку. Инструктор берет в руку «маму»- утку и демонстрирует детям, как она плавает, как ныряет под воду и тут же выныривает, как ныряет к тонущим игрушкам, расставленным на дне бассейна (цветы, раскрашенные камушки, домики без дна, внутри которых спрятаны резиновые рыбки, тонущие водоросли, а также игрушки из коллекции нестандартного оборудования).

          Далее педагог берет маленьких утят и показывает, как утята опускают в  

          воду клювики, голову, и, наконец, быстро ныряют под воду к   

          игрушкам, расставленным на дне. Своими словами «мама-утка»  

          побуждает дошкольников к выполнению необходимых действий в

          соответствии с текстом. Всю сказку инструктор иллюстрирует

          действиями главных персонажей. Когда дети начинают повторять

          движения за «утятами», ребят можно похвалить от имени «мамы-утки»

          и попросить показать еще раз (можно уже от имени утят).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

    

 

     

 

 

 

 

 


      Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

                     детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»

              городского округа город Сибай Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Консультация для педагогов на тему:

 «Сказкотерапия и правила поведения в бассейне»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Подготовила:

                                                                    Инструктор по физкультуре

                                                                    Зайниева Светлана Геннадьевна

 

 

 

 

 

Сибай 2017 г.