Консультация для педагогов на тему: "Сказкотерапия и правила поведения в бассейне"
Оценка 4.8

Консультация для педагогов на тему: "Сказкотерапия и правила поведения в бассейне"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
физическая культура
Взрослым
30.10.2021
Консультация для педагогов на тему: "Сказкотерапия и правила поведения в бассейне"
Консультация для педагогов, которые хотят сделать занятие плаванием для детей интересным, познавательным через игру в сказку, чтобы ребята не боялись воды и с удовольствием посещали занятия в бассейне.
Сказкотерапия.docx

Консультация для педагогов на тему:

«Сказкотерапия и правила поведения в бассейне»

 

     Цель сказкотерапии — относительно мягкое по сравнению с большей частью психологических инструментов искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния ребёнка.            

     Сказкотерапия - это метод развития личности, который объединяет различные формы и приёмы развития, обучения в единую «сказочную» форму. Формы работы со сказкой разнообразны как сама жизнь. Всё, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. Каждый человек, специалист может использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его внутреннему строю и помогает использовать силу Волшебного Источника творчества.

     В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития.

Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.

Сказкотерапия и правила поведения в бассейне

     В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования приводятся требования, предъявляемые к образовательной программе дошкольного образования, которая направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и личностного развития.

     В процессе воспитания детей дошкольного возраста целесообразно использовать сказкотерапию, т.к. при слушании, придумывании и обсуждении сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество. Немаловажно и то, что ребенок усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

     При обучении плаванию детей младшего дошкольного возраста каждый педагог сталкивается с проблемой освоения детьми элементарных плавательных навыков – безбоязненного самостоятельного передвижения по большой площади бассейна, опусканию лица в воду, погружению. Объяснения, наглядный показ и поддержка инструктора, помогающая ребенку принять правильное положение тела в воде, не всегда эффективны в работе с малышами. При абсолютной любви к купанию в ванной, в большом помещении бассейна дети испытывают чувство страха, нерешительности и водобоязни. Это серьезно мешает процессу обучения детей плаванию.

     Оптимальный способ решения этой проблемы, который помогает дошкольникам освоить необходимые навыки в кратчайшие сроки, максимально повысить мотивацию к занятиям и с первых дней посещения бассейна расширить диапазон двигательных возможностей малышей в воде - использование сказочных сюжетов в обучении плаванию.

     Всем известно, что дети очень любят сказки. Сказка – это не только интересная и захватывающая история, но и один из самых действенных воспитывающих и побуждающих факторов. Малыши, попадая в сказку, незаметно для самих себя, становятся персонажами и, совместно с главным героем, преодолевают препятствия и учатся плавать!

     Разработан цикл занятий по обучению плаванию дошкольников на основе авторских сказочных сюжетов с использованием авторского нестандартного оборудования. К каждому занятию придумывается небольшая сказка, используются атрибуты – игрушки, изображающие главных героев, а педагог от их лица рассказывает захватывающую историю.

     Для занятий необходимо подготовить игрушки, которые будут служить главными героями сказки, а также оборудование, которое, в соответствии с темой и задачами занятия, будет способствовать освоению новых плавательных умений и навыков детьми. Это могут быть как обычные игрушки, так и нестандартное оборудование, изготовленное инструктором по плаванию, родителями или другими специалистами дошкольной образовательной организации.

     В структуре образовательной деятельности сказочный персонаж, как правило, появляется после небольшой разминки и способствует выполнению основного задания, на которое ориентировано занятие. Действия персонажа по сюжету сказки сопровождают основную часть занятия. В заключительной части занятия рекомендуется выделять время для самостоятельной деятельности детей в воде, не исключая присутствия главных героев сказки в качестве наблюдателей, что дает детям возможность дальнейшего знакомства со свойствами воды, а также продолжить приключения, связанные с выполнением заданий, предложенных сказочными персонажами. Кроме того, присутствие главного героя поможет дать детям рефлексивную оценку собственных достижений на занятии.

     Каждая сказка направлена на решение той или иной образовательной задачи.

     В качестве примера применения сказкотерапии приведу сказку, позволяющую детям узнать основные правила поведения в бассейне.

     Таким образом, с помощью сказкотерапии решаются сразу несколько образовательных задач. Увлекательная история позволяет детям уяснить общепринятые правила поведения в бассейне, логически объясняет необходимость их соблюдения, будит фантазию, развивает творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впервые в бассейне

    

     В самом чистом и красивом море жила маленькая рыбка по имени Молли. Ее родителями были красавица Аврора и силач Оскар. Однажды мама Аврора сказала Молли:
— Дорогая, завтра тебе предстоит пойти в школу — в бассейн, где тебя научат быстро и красиво плавать. Конечно, ты уже умеешь двигать хвостиком и плавничками, но большой и красивый дельфин по имени Нептун научит тебя и твоих друзей различным стилям плавания. Мы с папой купили тебе необходимые принадлежности: купальный костюм, шапочку для плавания, полотенце, мыло, мочалку, тапочки для бассейна.

Молли очень обрадовалась, и на следующий день папа отвез ее в чудесную школу для рыбок, на входе которой красовалась табличка «Бассейн».
В холле уже собрались другие рыбки со своими родителями. Среди них были друзья и подруги Молли — рыбки Лили, Айви, Лаки, Гифи, Буль-буль, Пузырек и Златик. На стенах висели красивые фотографии, на которых были изображены улыбающиеся дельфины, касатки и киты.

Вскоре прозвенел звонок, и в холл вошел красивый большой дельфин. Он улыбнулся и сказал:
— Здравствуйте, дети! Я ваш тренер. Меня зовут Нептун, вы будете учиться плавать под моим чутким руководством. Для начала вам всем предстоит сдать в гардероб свою одежду в герметичном пакете. Входить в зону бассейна можно лишь в специальной форме, пригодной для посещения бассейна.
Молли посмотрела по сторонам, все рыбки внимательно слушали тренера, а их родители улыбались.

Нептун между тем продолжал:
— Каждый посетитель бассейна должен иметь при себе купальный костюм, шапочку, полотенце, а также предметы гигиены: мыло и мочалку. Все ли принесли перечисленные мною предметы?
Мама маленькой рыбки Айви перестала улыбаться.

— Простите, тренер, — сказала она, — но мы забыли шапочку для купания.
— Вам повезло, что сегодня ваших малышей ждет лишь инструктаж, плавать мы начнем на следующем занятии. Но впредь будьте более собранными, ведь те ученики, у кого отсутствует хотя бы один из перечисленных мною предметов, к занятиям не допускаются.
Итак, научиться плавать — большое счастье, но и большой труд. Запомните это!

Дельфин пошевелил плавниками, и Молли увидела, с каким восхищением на него смотрел маленький пузатенький Буль-Буль.
— Ну что же, — сказал Нептун, — теперь вы пойдете со мной без родителей.
Папа Оскар слегка подтолкнул Молли вперед и шепнул: «Удачи!»
Взяв за плавник свою подружку Лили, Молли направилась вслед за Нептуном. Они подошли к красивой стеклянной двери. Здесь тренер остановился.

— В течение года, — сказал он, — я научу вас таким приемам как «Надень шляпу», «Вырос гриб», которые направлены на обучение подныриванию под различные предметы. Под моим руководством вы освоите приемы «Надуй шар» и «Лопнул шар», которые позволят вам обучиться нырянию и погружению в воду. Чтобы получить представления о плавучести своих тел и действия выталкивающей среды, мы применим игровое упражнение «Крокодил». Вы научитесь лежать на большой глубине с помощью упражнения «Стрела». Используя прием «Носик и животик вверх», я помогу вам научиться лежать на спине в мелкой воде. Игровое упражнение «Привет» научит вас скольжению. Вы также изучите прыжки в воду в обручи разного диаметра, лежащие на поверхности воды, в чем поможет игра «Поезд в туннель». Прием «Лодка» научит вас анализировать и контролировать собственные плавательные движения.

Но прежде всего вам стоит усвоить, что бассейном помимо вас пользуются другие рыбки, поэтому следует соблюдать расписание.

Молли надеялась, что теперь они наконец-то увидят бассейн, но вместо этого тренер указал им на другую дверь.
— Здесь находятся раздевалка и душевые, — сказал он, — чтобы легко поместиться в шкафчики, все ваши вещи должны быть упакованы в полиэтиленовые пакеты или небольшие сумки. Все средства личной гигиены должны быть только в небьющейся таре, сделанной из пластика или полиэтилена.
Посмотрев на шкафчики для личных вещей, рыбки прошли в помещение с душевыми кабинами.
— Кабинки для мальчиков находятся слева, а для девочек — справа, — объявил тренер, — здесь вы будете тщательно принимать душ в течение 5—7 минут, с мочалкой и мылом. Закончив пользоваться душем, обязательно закройте краны горячей и холодной воды. Сюда же вы вернетесь после занятия, чтобы ополоснуться, вытереться, выжать плавательные принадлежности, а уже затем идти в раздевалку. Вы поняли все правила? — громко спросил тренер Нептун

Рыбки закивали.
— Тогда добро пожаловать в бассейн! — с этими словами дельфин распахнул дверь, и Молли увидела очень большой и светлый зал. В бассейне была прозрачная голубая вода. Ванна бассейна была разделена на несколько дорожек. Молли захотелось поскорее прыгнуть в воду.
Как будто прочитав ее мысли, Нептун строго сказал:
— Прыгать с бортиков бассейна запрещается. За тем, чтобы вы не прыгали, будем строго следить я и мои помощники — осьми­ноги.
— Если за нами будет следить осьминог, то он нас всех перехватает своими щупальцами, — шепнула Лаки. Но Молли ее не слушала, она разглядывала помещение.
— Итак, мы в бассейне, — гордо сказал Нептун, видя восхищенные взгляды рыбок. — Вам следует знать, что плавание в бассейне осуществляется всегда против часовой стрелки, поэтому вам всегда следует держаться правой стороны.
— А что будет, если я плаваю быстрее других? — спросил Златик. Молли он не нравился — слишком гордый.
Дельфин слегка нахмурился:
— Где же ты научился быстро плавать? Завтра мы увидим твои успехи.

Златик немножко смутился. А Нептун продолжал:
— Техника плавания у всех разная, поэтому при плавании можно обгонять, впереди плывущих слева.
— А если мы устанем? — спросила Айви.
— Тогда можно немного отдохнуть в углах дорожки, не мешая совершать поворот плывущим. Конечно, когда вы будете находиться на дорожках, нельзя толкать друг друга и шуметь. И каждое занятие будет обязательно заканчиваться веселыми играми.
— А можно принести с собой резиновую уточку, с которой я плаваю в ванне? — спросила Айви.
Молли хихикнула, она видела эту уточку у Айви дома.
— Нет, — ответил тренер, — приносить утку не нужно, посмотрите, сколько здесь игрушек и инвентаря. Если будете соблюдать эти несложные правила, то я быстро обучу вас плаванию.
Нептун улыбнулся и подмигнул.

Молли вернулась домой воодушевленная, собрала в сумочку купальный костюм, шапочку для плавания, полотенце, мыло, мочалку и тапочки для бассейна. После этого она с нетерпением начала ждать следующий день, когда сделает первые заплывы в бассейне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Медузы» - сказка, которая учит детей свободно передвигаться по бассейну в разном темпе и в разных направлениях

 

Зазвонил сегодня телефон,

Я спрашиваю: - Это слон?

- Нет,- говорят,- не слон

- А что за карапузы?

- Да это мы, веселые, хорошие медузы!

- А где же вы? Я вас не вижу!

- А чтоб увидеть нас, вы подойдите ближе!

Мы плаваем в бассейне, нас очень-очень много,

Но мы тут заблудились,

И не найдем дорогу!

Пусть нам помогут детки, и всех нас соберут,

Мы плаваем повсюду: и там, и там, и тут!

- Ну, чтож, давайте, дети, поможем мы медузам,

Поищем их в бассейне, найдем мы карапузов.

Нашли одну, вторую, и третью мы нашли,

Хорошие ребятки бассейн весь обошли,

Теперь бегом, ребятки,

Мы остальных найдем,

Медуз берем за шляпки

И в домик их несем!

Ну, наконец, собрали,

Все малыши нашлись!

Мы отнесем их к маме,

Там деток заждались!

- Спасибо вам, ребята,

Что помогли найтись нам,

Малышки - медузята

Еще хотят приплыть к вам.

Вы с нами поиграете? (Да!)

Придем мы обязательно,

Ведь нас уже вы знаете,

И мы вас замечательно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Осьминожки» - сказка, которая учит детей не бояться попадания воды в лицо, брызг

 

Жили-были осьминожки,

И у каждой были ножки-

Раз, два, три, четыре, пять,

Ножек всех – не сосчитать!

Осьминожки в своих ножках

Путались и путались

И однажды все они

Попросту запутались!

Стали звать на помощь всех –

Приплыла к ним щука,

И сказала: «Просто смех,

Что это за штука?

Буду лить на вас водой

И спасу вам ножки

Чтоб играли вы со мной,

Детки - осьминожки.

Зачерпну чуть-чуть воды

И полью головку,

Вода льется с бороды

Вон как льется ловко!

Я еще полью водой

На лицо и шейку

Будешь самый водяной,

Будешь Неболейкой!»

Осьминожек мы спасли,

Всех разъединили,

И они нам помогли –

Личико умыли!

Будем мы теперь и сами

Дождик на головку лить,

И с открытыми глазами

Будем лоб и носик мыть.

Приходите, осьминожки,

К нам в бассейн еще раз

А запутаете ножки,

Мы распутаем всех вас!

 

 

 

 

 

 

«Утята» - сказка, которая учит детей опускать лицо в воду, подготавливает к начальному этапу освоения навыка ныряния

 

Жили-были 5 утят

Мама вывела их в сад,

А в саду прозрачный пруд,

Хорошо утятам тут!

- Кря-кря-кря, идем купаться!-

Мама деток позвала

- И не надо вам бояться!-

Раз! И мама поплыла!

Мама плавает красиво,

И ныряет с головой:

- Посмотрите, как тут мило,

Интересно под водой:

Тут растут цветы морские,

Камушки на дне цветные,

Рыбки в домиках сидят,

С вами встретиться хотят!

Вы, утята, опустите

В воду клювики свои,

И со дна цветок сорвите,

Вы же умницы мои!

И откройте рыбкам домик-

Им так хочется гулять,

Кто откроет этот домик-

Рыбка будет с тем играть!

Молодцы мои утята,

Все нырнули с головой!

А теперь мои ребята,

Отправляемся домой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по проведению занятий

 

1.     Рассказать эту сказку может помочь второй педагог (воспитатель), который будет стоять вне видимости детей и говорить слова от имени «медуз», как вариант можно сделать аудио запись. Для проведения занятия с использованием этой сказки необходимо изготовить «медуз»: немного воды наливается в прозрачный целлофановый пакет, завязывается ниткой или резинкой, получается шарик, а края пакета нарезаются полосками и получаются щупальца. Так же можно изготовить «медуз» из пластиковых бутылок. Получатся большие (пластиковые) и маленькие (целлофановые) медузы. В воде такие медузы смотрятся как настоящие, их количество зависит от творческой активности педагогов, но должно быть не менее чем 3 штуки на одного ребенка.

         «Медуз» запускают в воду перед началом занятия, они плавают по      

 всему бассейну, но увидеть их можно только вблизи, поэтому дети с удовольствием и азартом передвигаются многократно по всему бассейну в поисках медуз. Как только ребенок находит медузу и отдает ее инструктору, инструктор незаметно отправляет ее опять в воду и поиски продолжаются. Инструктор подбадривает детей, повторяя несколько раз отдельные четверостишия, например:

«Ну что ж, давайте, дети,

Поможем мы медузам,

Поищем их в бассейне,

Найдем мы карапузов».

          Педагогу необходимо отмечать каждого ребенка, подбадривать и   

          хвалить в процессе выполнения заданий.

2.     Для проведения занятия с использованием сюжета сказки необходимо изготовить «осьминожек»: на дне пластиковых бутылок проткнуть дырочки, через которые будет литься вода. Зачерпнуть «осьминожкой» воду, перевернуть дырочками книзу и поливать остальных «осьминожек», одновременно распутывая их ножки, которые нарезаются из серединной части той же бутылки и закручиваются краями вверх.

          Затем раздать «осьминожек» в руки детям и вместе с ними лить воду,   

          поднимая «осьминожек» все выше и выше, пока, наконец, вода не   

          начнет литься прямо на головки детей.

3.     На плавательной доске инструктор располагает резиновых утят и большую «маму»- утку. Инструктор берет в руку «маму»- утку и демонстрирует детям, как она плавает, как ныряет под воду и тут же выныривает, как ныряет к тонущим игрушкам, расставленным на дне бассейна (цветы, раскрашенные камушки, домики без дна, внутри которых спрятаны резиновые рыбки, тонущие водоросли, а также игрушки из коллекции нестандартного оборудования).

          Далее педагог берет маленьких утят и показывает, как утята опускают в  

          воду клювики, голову, и, наконец, быстро ныряют под воду к   

          игрушкам, расставленным на дне. Своими словами «мама-утка»  

          побуждает дошкольников к выполнению необходимых действий в

          соответствии с текстом. Всю сказку инструктор иллюстрирует

          действиями главных персонажей. Когда дети начинают повторять

          движения за «утятами», ребят можно похвалить от имени «мамы-утки»

          и попросить показать еще раз (можно уже от имени утят).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

    

 

     

 

 

 

 

 


      Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

                     детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»

              городского округа город Сибай Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Консультация для педагогов на тему:

 «Сказкотерапия и правила поведения в бассейне»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Подготовила:

                                                                    Инструктор по физкультуре

                                                                    Зайниева Светлана Геннадьевна

 

 

 

 

 

Сибай 2017 г.

 


 

Консультация для педагогов на тему: «Сказкотерапия и правила поведения в бассейне»

Консультация для педагогов на тему: «Сказкотерапия и правила поведения в бассейне»

Всем известно, что дети очень любят сказки

Всем известно, что дети очень любят сказки

Впервые в бассейне

Впервые в бассейне

Под моим руководством вы освоите приемы «Надуй шар» и «Лопнул шар», которые позволят вам обучиться нырянию и погружению в воду

Под моим руководством вы освоите приемы «Надуй шар» и «Лопнул шар», которые позволят вам обучиться нырянию и погружению в воду

Дельфин слегка нахмурился: —

Дельфин слегка нахмурился: —

Медузы» - сказка, которая учит детей свободно передвигаться по бассейну в разном темпе и в разных направлениях

Медузы» - сказка, которая учит детей свободно передвигаться по бассейну в разном темпе и в разных направлениях

Осьминожки» - сказка, которая учит детей не бояться попадания воды в лицо, брызг

Осьминожки» - сказка, которая учит детей не бояться попадания воды в лицо, брызг

Утята» - сказка, которая учит детей опускать лицо в воду, подготавливает к начальному этапу освоения навыка ныряния

Утята» - сказка, которая учит детей опускать лицо в воду, подготавливает к начальному этапу освоения навыка ныряния

Рекомендации по проведению занятий 1

Рекомендации по проведению занятий 1

Всю сказку инструктор иллюстрирует действиями главных персонажей

Всю сказку инструктор иллюстрирует действиями главных персонажей

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» городского округа город

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» городского округа город
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2021