Консультация для педагогов на тему:
«Сказкотерапия и правила поведения в бассейне»
Цель сказкотерапии — относительно мягкое по сравнению с большей частью психологических инструментов искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния ребёнка.
Сказкотерапия - это метод развития личности, который объединяет различные формы и приёмы развития, обучения в единую «сказочную» форму. Формы работы со сказкой разнообразны как сама жизнь. Всё, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. Каждый человек, специалист может использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его внутреннему строю и помогает использовать силу Волшебного Источника творчества.
В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития.
Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.
Сказкотерапия и правила поведения в бассейне
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования приводятся требования, предъявляемые к образовательной программе дошкольного образования, которая направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и личностного развития.
В процессе воспитания детей дошкольного возраста целесообразно использовать сказкотерапию, т.к. при слушании, придумывании и обсуждении сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество. Немаловажно и то, что ребенок усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
При обучении плаванию детей младшего дошкольного возраста каждый педагог сталкивается с проблемой освоения детьми элементарных плавательных навыков – безбоязненного самостоятельного передвижения по большой площади бассейна, опусканию лица в воду, погружению. Объяснения, наглядный показ и поддержка инструктора, помогающая ребенку принять правильное положение тела в воде, не всегда эффективны в работе с малышами. При абсолютной любви к купанию в ванной, в большом помещении бассейна дети испытывают чувство страха, нерешительности и водобоязни. Это серьезно мешает процессу обучения детей плаванию.
Оптимальный способ решения этой проблемы, который помогает дошкольникам освоить необходимые навыки в кратчайшие сроки, максимально повысить мотивацию к занятиям и с первых дней посещения бассейна расширить диапазон двигательных возможностей малышей в воде - использование сказочных сюжетов в обучении плаванию.
Всем известно, что дети очень любят сказки. Сказка – это не только интересная и захватывающая история, но и один из самых действенных воспитывающих и побуждающих факторов. Малыши, попадая в сказку, незаметно для самих себя, становятся персонажами и, совместно с главным героем, преодолевают препятствия и учатся плавать!
Разработан цикл занятий по обучению плаванию дошкольников на основе авторских сказочных сюжетов с использованием авторского нестандартного оборудования. К каждому занятию придумывается небольшая сказка, используются атрибуты – игрушки, изображающие главных героев, а педагог от их лица рассказывает захватывающую историю.
Для занятий необходимо подготовить игрушки, которые будут служить главными героями сказки, а также оборудование, которое, в соответствии с темой и задачами занятия, будет способствовать освоению новых плавательных умений и навыков детьми. Это могут быть как обычные игрушки, так и нестандартное оборудование, изготовленное инструктором по плаванию, родителями или другими специалистами дошкольной образовательной организации.
В структуре образовательной деятельности сказочный персонаж, как правило, появляется после небольшой разминки и способствует выполнению основного задания, на которое ориентировано занятие. Действия персонажа по сюжету сказки сопровождают основную часть занятия. В заключительной части занятия рекомендуется выделять время для самостоятельной деятельности детей в воде, не исключая присутствия главных героев сказки в качестве наблюдателей, что дает детям возможность дальнейшего знакомства со свойствами воды, а также продолжить приключения, связанные с выполнением заданий, предложенных сказочными персонажами. Кроме того, присутствие главного героя поможет дать детям рефлексивную оценку собственных достижений на занятии.
Каждая сказка направлена на решение той или иной образовательной задачи.
В качестве примера применения сказкотерапии приведу сказку, позволяющую детям узнать основные правила поведения в бассейне.
Таким образом, с помощью сказкотерапии решаются сразу несколько образовательных задач. Увлекательная история позволяет детям уяснить общепринятые правила поведения в бассейне, логически объясняет необходимость их соблюдения, будит фантазию, развивает творчество.
Впервые в бассейне
В самом чистом и красивом море жила
маленькая рыбка по имени Молли. Ее родителями были красавица Аврора и силач
Оскар. Однажды мама Аврора сказала Молли:
— Дорогая, завтра тебе предстоит пойти в школу — в бассейн, где тебя
научат быстро и красиво плавать. Конечно, ты уже умеешь двигать хвостиком и
плавничками, но большой и красивый дельфин по имени Нептун научит тебя и твоих
друзей различным стилям плавания. Мы с папой купили тебе необходимые
принадлежности: купальный костюм, шапочку для плавания, полотенце, мыло,
мочалку, тапочки для бассейна.
Молли очень обрадовалась, и на следующий
день папа отвез ее в чудесную школу для рыбок, на входе которой красовалась
табличка «Бассейн».
В холле уже собрались другие рыбки со своими родителями. Среди них были друзья
и подруги Молли — рыбки Лили, Айви, Лаки, Гифи, Буль-буль, Пузырек и
Златик. На стенах висели красивые фотографии, на которых были изображены
улыбающиеся дельфины, касатки и киты.
Вскоре прозвенел звонок, и в холл вошел
красивый большой дельфин. Он улыбнулся и сказал:
— Здравствуйте, дети! Я ваш тренер. Меня зовут Нептун, вы будете учиться
плавать под моим чутким руководством. Для начала вам всем предстоит сдать в
гардероб свою одежду в герметичном пакете. Входить в зону бассейна можно лишь в
специальной форме, пригодной для посещения бассейна.
Молли посмотрела по сторонам, все рыбки внимательно слушали тренера, а их
родители улыбались.
Нептун между тем продолжал:
— Каждый посетитель бассейна должен иметь при себе купальный костюм, шапочку,
полотенце, а также предметы гигиены: мыло и мочалку. Все ли принесли
перечисленные мною предметы?
Мама маленькой рыбки Айви перестала улыбаться.
— Простите, тренер, — сказала
она, — но мы забыли шапочку для купания.
— Вам повезло, что сегодня ваших малышей ждет лишь инструктаж, плавать мы
начнем на следующем занятии. Но впредь будьте более собранными, ведь те
ученики, у кого отсутствует хотя бы один из перечисленных мною предметов, к
занятиям не допускаются.
Итак, научиться плавать — большое счастье, но и большой труд. Запомните
это!
Дельфин пошевелил плавниками, и Молли
увидела, с каким восхищением на него смотрел маленький пузатенький Буль-Буль.
— Ну что же, — сказал Нептун, — теперь вы пойдете со мной без
родителей.
Папа Оскар слегка подтолкнул Молли вперед и шепнул: «Удачи!»
Взяв за плавник свою подружку Лили, Молли направилась вслед за Нептуном. Они
подошли к красивой стеклянной двери. Здесь тренер остановился.
— В течение года, — сказал он, — я научу вас таким приемам как «Надень шляпу», «Вырос гриб», которые направлены на обучение подныриванию под различные предметы. Под моим руководством вы освоите приемы «Надуй шар» и «Лопнул шар», которые позволят вам обучиться нырянию и погружению в воду. Чтобы получить представления о плавучести своих тел и действия выталкивающей среды, мы применим игровое упражнение «Крокодил». Вы научитесь лежать на большой глубине с помощью упражнения «Стрела». Используя прием «Носик и животик вверх», я помогу вам научиться лежать на спине в мелкой воде. Игровое упражнение «Привет» научит вас скольжению. Вы также изучите прыжки в воду в обручи разного диаметра, лежащие на поверхности воды, в чем поможет игра «Поезд в туннель». Прием «Лодка» научит вас анализировать и контролировать собственные плавательные движения.
Но прежде всего вам стоит усвоить, что бассейном помимо вас пользуются другие рыбки, поэтому следует соблюдать расписание.
Молли надеялась, что теперь они
наконец-то увидят бассейн, но вместо этого тренер указал им на другую дверь.
— Здесь находятся раздевалка и душевые, — сказал он, — чтобы легко
поместиться в шкафчики, все ваши вещи должны быть упакованы в полиэтиленовые
пакеты или небольшие сумки. Все средства личной гигиены должны быть только в
небьющейся таре, сделанной из пластика или полиэтилена.
Посмотрев на шкафчики для личных вещей, рыбки прошли в помещение с душевыми
кабинами.
— Кабинки для мальчиков находятся слева, а для девочек — справа, —
объявил тренер, — здесь вы будете тщательно принимать душ в течение 5—7
минут, с мочалкой и мылом. Закончив пользоваться душем, обязательно закройте
краны горячей и холодной воды. Сюда же вы вернетесь после занятия, чтобы
ополоснуться, вытереться, выжать плавательные принадлежности, а уже затем идти
в раздевалку. Вы поняли все правила? — громко спросил тренер Нептун
Рыбки закивали.
— Тогда добро пожаловать в бассейн! — с этими словами дельфин распахнул
дверь, и Молли увидела очень большой и светлый зал. В бассейне была прозрачная
голубая вода. Ванна бассейна была разделена на несколько дорожек. Молли
захотелось поскорее прыгнуть в воду.
Как будто прочитав ее мысли, Нептун строго сказал:
— Прыгать с бортиков бассейна запрещается. За тем, чтобы вы не прыгали, будем
строго следить я и мои помощники — осьминоги.
— Если за нами будет следить осьминог, то он нас всех перехватает своими щупальцами, —
шепнула Лаки. Но Молли ее не слушала, она разглядывала помещение.
— Итак, мы в бассейне, — гордо сказал Нептун, видя восхищенные взгляды
рыбок. — Вам следует знать, что плавание в бассейне осуществляется всегда
против часовой стрелки, поэтому вам всегда следует держаться правой стороны.
— А что будет, если я плаваю быстрее других? — спросил Златик. Молли он не
нравился — слишком гордый.
Дельфин слегка нахмурился:
— Где же ты научился быстро плавать? Завтра мы увидим твои успехи.
Златик немножко смутился. А Нептун
продолжал:
— Техника плавания у всех разная, поэтому при плавании можно обгонять, впереди
плывущих слева.
— А если мы устанем? — спросила Айви.
— Тогда можно немного отдохнуть в углах дорожки, не мешая совершать поворот
плывущим. Конечно, когда вы будете находиться на дорожках, нельзя толкать друг
друга и шуметь. И каждое занятие будет обязательно заканчиваться веселыми
играми.
— А можно принести с собой резиновую уточку, с которой я плаваю в ванне? —
спросила Айви.
Молли хихикнула, она видела эту уточку у Айви дома.
— Нет, — ответил тренер, — приносить утку не нужно, посмотрите,
сколько здесь игрушек и инвентаря. Если будете соблюдать эти несложные правила,
то я быстро обучу вас плаванию.
Нептун улыбнулся и подмигнул.
Молли вернулась домой воодушевленная, собрала в сумочку купальный костюм, шапочку для плавания, полотенце, мыло, мочалку и тапочки для бассейна. После этого она с нетерпением начала ждать следующий день, когда сделает первые заплывы в бассейне.
«Медузы» - сказка, которая учит детей свободно передвигаться по бассейну в разном темпе и в разных направлениях
Зазвонил сегодня телефон,
Я спрашиваю: - Это слон?
- Нет,- говорят,- не слон
- А что за карапузы?
- Да это мы, веселые, хорошие медузы!
- А где же вы? Я вас не вижу!
- А чтоб увидеть нас, вы подойдите ближе!
Мы плаваем в бассейне, нас очень-очень много,
Но мы тут заблудились,
И не найдем дорогу!
Пусть нам помогут детки, и всех нас соберут,
Мы плаваем повсюду: и там, и там, и тут!
- Ну, чтож, давайте, дети, поможем мы медузам,
Поищем их в бассейне, найдем мы карапузов.
Нашли одну, вторую, и третью мы нашли,
Хорошие ребятки бассейн весь обошли,
Теперь бегом, ребятки,
Мы остальных найдем,
Медуз берем за шляпки
И в домик их несем!
Ну, наконец, собрали,
Все малыши нашлись!
Мы отнесем их к маме,
Там деток заждались!
- Спасибо вам, ребята,
Что помогли найтись нам,
Малышки - медузята
Еще хотят приплыть к вам.
Вы с нами поиграете? (Да!)
Придем мы обязательно,
Ведь нас уже вы знаете,
И мы вас замечательно!
«Осьминожки» - сказка, которая учит детей не бояться попадания воды в лицо, брызг
Жили-были осьминожки,
И у каждой были ножки-
Раз, два, три, четыре, пять,
Ножек всех – не сосчитать!
Осьминожки в своих ножках
Путались и путались
И однажды все они
Попросту запутались!
Стали звать на помощь всех –
Приплыла к ним щука,
И сказала: «Просто смех,
Что это за штука?
Буду лить на вас водой
И спасу вам ножки
Чтоб играли вы со мной,
Детки - осьминожки.
Зачерпну чуть-чуть воды
И полью головку,
Вода льется с бороды
Вон как льется ловко!
Я еще полью водой
На лицо и шейку
Будешь самый водяной,
Будешь Неболейкой!»
Осьминожек мы спасли,
Всех разъединили,
И они нам помогли –
Личико умыли!
Будем мы теперь и сами
Дождик на головку лить,
И с открытыми глазами
Будем лоб и носик мыть.
Приходите, осьминожки,
К нам в бассейн еще раз
А запутаете ножки,
Мы распутаем всех вас!
«Утята» - сказка, которая учит детей опускать лицо в воду, подготавливает к начальному этапу освоения навыка ныряния
Жили-были 5 утят
Мама вывела их в сад,
А в саду прозрачный пруд,
Хорошо утятам тут!
- Кря-кря-кря, идем купаться!-
Мама деток позвала
- И не надо вам бояться!-
Раз! И мама поплыла!
Мама плавает красиво,
И ныряет с головой:
- Посмотрите, как тут мило,
Интересно под водой:
Тут растут цветы морские,
Камушки на дне цветные,
Рыбки в домиках сидят,
С вами встретиться хотят!
Вы, утята, опустите
В воду клювики свои,
И со дна цветок сорвите,
Вы же умницы мои!
И откройте рыбкам домик-
Им так хочется гулять,
Кто откроет этот домик-
Рыбка будет с тем играть!
Молодцы мои утята,
Все нырнули с головой!
А теперь мои ребята,
Отправляемся домой!
Рекомендации по проведению занятий
1. Рассказать эту сказку может помочь второй педагог (воспитатель), который будет стоять вне видимости детей и говорить слова от имени «медуз», как вариант можно сделать аудио запись. Для проведения занятия с использованием этой сказки необходимо изготовить «медуз»: немного воды наливается в прозрачный целлофановый пакет, завязывается ниткой или резинкой, получается шарик, а края пакета нарезаются полосками и получаются щупальца. Так же можно изготовить «медуз» из пластиковых бутылок. Получатся большие (пластиковые) и маленькие (целлофановые) медузы. В воде такие медузы смотрятся как настоящие, их количество зависит от творческой активности педагогов, но должно быть не менее чем 3 штуки на одного ребенка.
«Медуз» запускают в воду перед началом занятия, они плавают по
всему бассейну, но увидеть их можно только вблизи, поэтому дети с удовольствием и азартом передвигаются многократно по всему бассейну в поисках медуз. Как только ребенок находит медузу и отдает ее инструктору, инструктор незаметно отправляет ее опять в воду и поиски продолжаются. Инструктор подбадривает детей, повторяя несколько раз отдельные четверостишия, например:
«Ну что ж, давайте, дети,
Поможем мы медузам,
Поищем их в бассейне,
Найдем мы карапузов».
Педагогу необходимо отмечать каждого ребенка, подбадривать и
хвалить в процессе выполнения заданий.
2. Для проведения занятия с использованием сюжета сказки необходимо изготовить «осьминожек»: на дне пластиковых бутылок проткнуть дырочки, через которые будет литься вода. Зачерпнуть «осьминожкой» воду, перевернуть дырочками книзу и поливать остальных «осьминожек», одновременно распутывая их ножки, которые нарезаются из серединной части той же бутылки и закручиваются краями вверх.
Затем раздать «осьминожек» в руки детям и вместе с ними лить воду,
поднимая «осьминожек» все выше и выше, пока, наконец, вода не
начнет литься прямо на головки детей.
3. На плавательной доске инструктор располагает резиновых утят и большую «маму»- утку. Инструктор берет в руку «маму»- утку и демонстрирует детям, как она плавает, как ныряет под воду и тут же выныривает, как ныряет к тонущим игрушкам, расставленным на дне бассейна (цветы, раскрашенные камушки, домики без дна, внутри которых спрятаны резиновые рыбки, тонущие водоросли, а также игрушки из коллекции нестандартного оборудования).
Далее педагог берет маленьких утят и показывает, как утята опускают в
воду клювики, голову, и, наконец, быстро ныряют под воду к
игрушкам, расставленным на дне. Своими словами «мама-утка»
побуждает дошкольников к выполнению необходимых действий в
соответствии с текстом. Всю сказку инструктор иллюстрирует
действиями главных персонажей. Когда дети начинают повторять
движения за «утятами», ребят можно похвалить от имени «мамы-утки»
и попросить показать еще раз (можно уже от имени утят).
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»
городского округа город Сибай Республики Башкортостан
Консультация для педагогов на тему:
«Сказкотерапия и правила поведения в бассейне»
Подготовила:
Инструктор по физкультуре
Зайниева Светлана Геннадьевна
Сибай 2017 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.