Консультация для педагогов Пространство и интеллект
Оценка 4.7

Консультация для педагогов Пространство и интеллект

Оценка 4.7
doc
10.04.2020
Консультация для педагогов Пространство и интеллект
Познание пространства это основа интеллекта. Мозг проявляет беспокойство, если эта потребность не удовлетворяется. Ребенок еще не может держать голову, его надолго оставляют в кроватке, и кроме белого потолка он ничего не видит. На прогулках его закрывают уголком одеяла или поднимают верх коляски. Это вызовет не только капризность, беспричинный плач, но и повлияет на дальнейшее развитие. Ребенок постоянно должен видеть картины меняющегося мира. Его мозг накапливает информацию о пространстве. Благодаря этой информации мы узнаем лица по их пространственным характеристикам, отличаем мужчину от женщины, ребенка от старика, своего от чужого. Пространственные особенности определяют и этническую принадлежность. Мимика, жесты, позы, движения это все изменения пространства, которые мозг запоминает и воспринимает как важные сигналы. Осваивая пространство, мозг выполняет свою главную задачу обеспечить выживание биологического вида
Консультация для педагогов Пространство и интеллект.doc

Консультация для педагогов подготовила воспитатель высшей категории Смит Наталья Юрьевна Пространство и интеллект

Можете ли вы представить свое существование вне пространства? Вся жизнь во всех ее многообразиях это усвоение и использование информации о пространстве и времени.

Пространство - это все, что нас окружает от бесконечного космоса до пространственной организации генов, которые в каждом случае создают неповторимую мозаику, обеспечивающую не только разнообразие видов в живой природе, но и индивидуальные особенности близнецов, очень похожих и все, же разных. Это их одинаковый набор генов собрался в неодинаковую мозаику.

Пространство - это не только то, что мы видим глазами или с помощью приборов. Прежде всего, это наше тело, взаимное расположение его частей, влияние земного притяжения при перемене положения тела.

Восприятие мозгом своей схемы тела начинается еще внутриутробно, и плод занимает наиболее биологически выгодное положение для рождения. Рождение в ягодичном предлежании или поперечное положение плода свидетельствует о неполадках в развитии восприятия схемы тела еще до появления на свет.

Родившийся младенец видит мир вверх ногами. Но ребенок рождается не белым листом. В его генетической программе заложены сотни инстинктов, и один из главных - пространственное распознавание лица матери. Новорожденный ведет себя по-разному, если в его поле зрения возникает белый квадрат или овал с темным Т-образным пятном. Овал это схема лица. Инстинкт как бы гласит: "Это, скорее всего, твоя мать. Вглядись в нее и запомни. Ее нельзя потерять!" Эта краткая выдержка из интереснейшей книге о человеке В. Р. Дольника "Непослушное дитя биосферы". Новорожденному до настоящего видения мира еще далеко. На помощь приходят другие инстинкты, помогающие восприятию пространства. Ребенок проигнорирует холодный гладкий предмет, но крепко уцепится за уголок пуховой шали. Это врожденная пространственная память о мохнатых предках, за шерсть которых надо было крепко держаться. Даже стремление подросшего малыша хвататься за мамину юбку это пространственная память о хвостатых прародителях.

Познание пространства это основа интеллекта. Мозг проявляет беспокойство, если эта потребность не удовлетворяется. Ребенок еще не может держать голову, его надолго оставляют в кроватке, и кроме белого потолка он ничего не видит. На прогулках его закрывают уголком одеяла или поднимают верх коляски. Это вызовет не только капризность, беспричинный плач, но и повлияет на дальнейшее развитие. Ребенок постоянно должен видеть картины меняющегося мира. Его мозг накапливает информацию о пространстве. Благодаря этой информации мы узнаем лица по их пространственным характеристикам, отличаем мужчину от женщины, ребенка от старика, своего от чужого. Пространственные особенности определяют и этническую принадлежность. Мимика, жесты, позы, движения это все изменения пространства, которые мозг запоминает и воспринимает как важные сигналы. Осваивая пространство, мозг выполняет свою главную задачу обеспечить выживание биологического вида

С каждым днем ребенок стремится расширить свои представления об окружающем мире, пускается в активные исследования своего жилища и окрестностей. Ребенок стремится утолить свою любознательность и всеми силами сопротивляется запретам и даже наказаниям. Задача взрослого убрать опасности и позволить малышу утолить свою жажду знаний. Если же удастся ограничить исследовательский инстинкт или поместить ребенка в информационно бедную среду, то развитие затормозится. Скудность пространственной информации является одной из причин интеллектуальной недостаточности воспитанников детских интернатов. Даже одна и та же обстановка в группе детского сада, один и тот же путь до сада и обратно, одно и то же место прогулки могут стать причиной информационного голода.

В восприятии пространства участвуют все органы чувств. Наше Я это не только ощущение своей схемы тела, но и всех процессов, от физиологических до высших психических функций. Ни чувства, ни мышление, ни память в норме не могут быть отделены от восприятия тела. Именно разобщение этих процессов в пространстве и времени являются сутью тяжелых психических расстройств, в частности аутизма.

Мозг учится и развивается, создавая шаг за шагом целостную картину мира, в которой он должен научиться жить и выживать.

К пространству относится все светила, небо, облака, ландшафт, строения люди, животные. Свет и звук тоже имеют отношение к пространству. В первом случае это распространение электромагнитных колебаний, во втором это волновые колебания воздуха.

Развитие образного интеллекта находится в неразрывной связи с эмоциональной сферой. Воспринимая окружающее, мозг первую очередь оценивает информацию с точки зрения опасности и безопасности. Так требует инстинкт. Эмоциональная оценка позволяет вовремя насторожиться, а страх избежать беды и, в конце концов, испытать удовольствие оттого, что остался жив. Эта биологическая программа позволяет не только выживать в каждом конкретном случае, но и включает эмоциональную оценку в информационную систему памяти.

В познание пространства должны быть включены все сенсорные системы: зрение, слух, осязание, восприятие своего тела. Приобретенный опыт должен получить обозначение словом. Но слово никогда не должно быть изолированным от пространственного опыта и его эмоциональной оценки. Раннее обучение буквам идет в ущерб процессу формирования интеллекта. Мозг насыщается информацией, не имеющей под собой эмоциональную основу. Раннее развитие речи может быть обусловлено генетически, а может явиться следствием преобладанием словесного воспитания. И в том, и другом случае возможен перекос в развитии интеллекта. Ребенок усваивает много слов, начинает говорить распространенными оборотами речи, но нередко растет эмоционально ущербным. Вербальные, т.е. словесные дети испытывают трудности в общении, предпочитают играть одни, выбирают книгу вместо прогулки. Они могут быть эрудитами, способны накопить большой объем формализованных знаний, но не способны действовать в конкретной ситуации, требующей быстрой ориентировки в пространстве и реакции на уровне подсознания.

Сегодняшнее увлечение раннему обучению буквам, письму и чтению может привести к значительным трудностям усвоению школьных предметов, требующих образного мышления. Раннее заполнение матриц памяти бессмысленными символами зачастую приводят к формированию морального дефекта.

Обучающие и развивающие игры

Развиваем восприятие.

*     Игра «КАКОГО ЦВЕТА НЕ СТАЛО?» (закрепление знания шести основных цветов и их оттенков, развитие внимания, зрительной памяти)

Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры (шесть основных цветов и их оттенки), его просят внимательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребенок закрывает глаза, взрослый, убрав один из предметов, просит малыша открыть глаза и сказать, карандаша какого цвета не стало.

*     Игра «НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ ФОРМУ» (закрепление знания геометрических форм, развитие внимания)

Ребенку показывают образец определенной формы (квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Предлагают найти в комнате, квартире предметы такой же формы.

*     Игра «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ОЧКИ» (закрепление знания шести основных цветов и их оттенков, развитие внимания)

Ребенку предлагают надеть «волшебные» (невидимые) очки, например, красные, и найти в комнате предметы данного цвета. После того как малыш выполнит задание, его просят «сменить» очки на другие (цвет может выбрать и сам ребенок). В конце игры можно определить, предметов, какого цвета найдено больше.

*     Игра «ВЕЛИКИЙ ГУДВИН» (закрепление знания цвета, развитие моторики руки, речи, воображения)

Ребенка просят превратиться в волшебника и нарисовать «зеленый мир», «красный мир» и т.п. Затем рисунки можно обыгрывать, например, сочинять по ним сказки, изменять их, добавлять героев, дорисовывать детали.

*     Игра «ЦВЕТНЫЕ КОСИЧКИ» (закрепление знания цвета, развитие воли, тонкой моторики).

Ребенку показывают, как сделать из ниток цветные косич¬ки для тряпичной куклы или для «оживления» рисунка человека. Лучше, если такое кропотливое задание предлагается для изготовления подарка члену семьи, другу и т.д. В этом случае у ребенка появляется стимул завершить работу.

*     Игра «ЗАКОЛДОВАННЫЕ  ДЕРЕВЬЯ» (закрепление знания геометрических форм, развитие воображения и мышления)

Взрослый предлагает ребенку, используя конструктор или мозаику, «создать» деревья из определенных геометрических фигур: треугольников и квадрата (ель); овала, прямоугольника (береза и др.); круга и треугольника (яблоня). Можно попросить нарисовать такие деревья.

*     Игра «ДОМАШНИЙ КАЛЕНДАРЬ» (развитие ориентации во времени).

Чтобы закрепить знания о днях недели, месяцах, временах года, днях рождения близких и своего собственного, ребенку предлагается использовать яркий настенный календарь. Там он ежедневно любым знаком (например, кружочком или крестиком) отмечает прошедшие дни. Месяцы рекомендуется раскрашивать в соответствующие цвета (зима - синий, весна - зеленый, лето - красный, осень - желтый). Свой день рождения, дни рождения друзей и родственников ребенок выделяет специальным знаком (например, цветок или торт). Такая наглядная работа поможет дошкольнику преодолеть сложности с ориентацией во времени.

*     Игра «ХОЛОДНО - ГОРЯЧО; ПРАВО - ЛЕВО» (развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве)

Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему.

 

Развиваем мышление

*     Игра «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ» (складывание рисунка из его частей),

Берется любая открытка (лучше использовать изображение неживого мира) и разрезается на две равные части. Ребенка просят составить ее. Другая открытка разрезается на четыре части так далее. Выполняя задание, ребенок ориентируется на рисунок, изображенный на открытке. Покупные мозаики и пазлы помогают детям соотносить форму и цвет.

*     Игра «ПРИДУМАЕМ ЗАГАДКУ»

Логика придумывания загадок сложна для дошкольника,  поэтому начинать надо с внешних признаков окружающих предметов. Например: «Большой, круглый, полосатый, а внутри красный» (арбуз). Затем добавляются функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, все дома очищает» (пылесос). Далее предлагаются сравнения и литературные загадки. Например: «Крашено коромысло через реку повисло» (радуга). Непонятные слова объясняются.

*     Игра «ЧТО ЛИШНЕЕ?» (Развиваем речь, слуховую память и внимание)

Взрослый называет три (позже четыре) предмета, один из которых не подходит к данной классификации. Например: огурец, яблоко, помидор (овощи—фрукты); стул, стол, шкаф,
платье (мебель—одежда). Ребенок выделяет «лишний» предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой игре наглядную опору — картинки и предметы.

*     Игра «ТЕЛЕФОН» (развитие слуховой памяти и слухового внимания)

 

В игре участвуют не менее трех игроков. Словесное сообщение передается друг другу, пока оно не вернется к первому игроку. Сообщение может состоять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное предложение.

*     Игра «РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ» (развитие контекстной речи, понятийного мышления)

Ребенку предлагается составить рассказ по картинке. Используются смешные сюжеты, можно из комиксов.

*     Игра «РАССКАЗЫ ПО ПАМЯТИ» (развитие памяти, связной речи)

Ребенка просят рассказать просмотренный недавно мультфильм.

*     Игра «СЛОВА» (развитие фонематического слуха)

Дети по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус...»

 

Развиваем мелкую моторику руки

*     Игра «ИГРЫ С «РАЗУКРАШКАМИ»  (книги – тетради для раскрашивания)

При развитии руки используются карандаши. Работа с фломастерами руку не развивает! Ребенку предлагают нанести крупную штриховку так, чтобы линии не выходили за контур рисунка. Детали могут быть разного цвета, с различными направлениями штриховки. Это веселое быстрое, полезное занятие. Во время работы можно сочинять истории о героях «раскраски», которые попадают в «полосатую» страну.

*     Игра «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ» (развитие ориентировки на листе бумаги).

Дети от заданной точки двигаются по листу бумаги в том направлении, которое называет педагог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Консультация для педагогов подготовила воспитатель высшей категории

Консультация для педагогов подготовила воспитатель высшей категории

С каждым днем ребенок стремится расширить свои представления об окружающем мире, пускается в активные исследования своего жилища и окрестностей

С каждым днем ребенок стремится расширить свои представления об окружающем мире, пускается в активные исследования своего жилища и окрестностей

Развиваем восприятие.

Развиваем восприятие.

Чтобы закрепить знания о днях недели, месяцах, временах года, днях рождения близких и своего собственного, ребенку предлагается использовать яркий настенный календарь

Чтобы закрепить знания о днях недели, месяцах, временах года, днях рождения близких и своего собственного, ребенку предлагается использовать яркий настенный календарь

Ребенку предлагается составить рассказ по картинке

Ребенку предлагается составить рассказ по картинке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020