Консультация для педагогов «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»
Оценка 5

Консультация для педагогов «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Оценка 5
docx
23.05.2023
Консультация для педагогов «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»
«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».docx

МБДОУ «Детский сад №44»

 

 

 

 

Консультация для педагогов

«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

 Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

"Ум ребёнка находится на кончике его пальцев"

(В. А. Сухомлинский)

 

 Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться. Нарушения речи могут спровоцировать у ребёнка чувства неполноценности, неуверенности в себе, в дальнейшем - замкнутости, отказа от общения.

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является-развитие мелкой моторики.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные :

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без.

Самомассаж (поглаживание, разминание).

 Игры - конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.

Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней.

Игры с бумагой, песком, водой.

Лепка из глины, теста, пластилина.

Игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д.

Нетрадиционные:

 Самомассаж кистей и пальцев рук массажными мячами (гладкими и «колючими»), карандашами, массажными щётками, грецкими орехами, каштанами, шишками и др.

Пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: с сыпучими материалами (пшено, манка и др.), бросового (крышечки, баночки и др.), природного (камешки, ракушки, орехи, каштаны, шишки и т.д., хозяйственно-бытового (прищепки, платочки, фольга, пуговицы и др.).

Ребенку необходимо все потрогать, так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, вес (тяжёлый-лёгкий), размер и форму предметов. Чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки.

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны.

Благодаря пальчиковым играм у ребёнка развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Главное требование в играх с рукой, её кистью, пальчиками: забота о развитии правой и левой руки.

Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.

 

Игры с мячиками.

 Используем гладкие мячики и «колючие» (можно катать по ладошке, столу, коврику).

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад- вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну.

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнет. (повторяем то же самое другой рукой).

 

Пальчиковая  гимнастикас карандашом.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

 

Пальчиковая игра «Башмачки»

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку

Другая рука:

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик будто ножка,

Только шаркает немножко.

 

Игра «Пальцеход» с использованием коврика с пуговицами.

Ребёнок ходит по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы.

Ходит цапля по болоту,

На прогулку, на работу-

Очень нужно цапле там,

Взять еду своим птенцам!

 

Игры с крупой.

Рассыпать на подносе крупу тонким слоем и показать ребёнку, как можно на ней рисовать. Подносы подбирать с высокими краями.

Прежде чем приступить к рисованию, дать ребёнку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал.

Поиграть с крупой, потом разровнять  крупу и провести по ней пальцем, оставляя след.

Малыш научится рисовать несложные рисунки (забор, дождик, волны)

Можно положить в коробку мелкие игрушки и насыпать горох, гречку и пусть малыш ищет их.

Когда игрушка найдена, ее рассматривают, если это животное, то звукоподражают.

 Например:

-Посмотрите, кого нашла Вика? Кто это?

-Правильно, это собачка.

-Как собачка лает?

-Гав, гав!

-Вот собачка Жучка,

 Хвостик закорючка,

С детками играет,

Очень громко лает: гав, гав!

 

Пальсчиковая гимнастика с платочками.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

 

Игры с фольгой

Фольгу можно сжать в комочки и сложить в бутылочку, затем высыпать и снова сложить.

Завернуть маленькую игрушку в фольгу и предложить ребёнку развернуть, посмотреть кто спрятался.

 

Хотелось бы напомнить, что играя с ребёнком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Менять тембр и скорость речи, делать паузы, подчеркивать отдельные слова, рассказывать весело.

Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли, умеют выражать свое отношение к окружающему.

Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств, в развитии мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.

Все представленные методы, предложенный игровой материал может использоваться  не только во время проведения занятий, но и в свободной игровой деятельности вне занятий.

 

Две руки

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется.


 

МБДОУ «Детский сад №44»

МБДОУ «Детский сад №44»

Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Нетрадиционные: Самомассаж кистей и пальцев рук массажными мячами (гладкими и «колючими»), карандашами, массажными щётками, грецкими орехами, каштанами, шишками и др

Нетрадиционные: Самомассаж кистей и пальцев рук массажными мячами (гладкими и «колючими»), карандашами, массажными щётками, грецкими орехами, каштанами, шишками и др

Пальчиковая игра «Башмачки»

Пальчиковая игра «Башмачки»

Рассыпать на подносе крупу тонким слоем и показать ребёнку, как можно на ней рисовать

Рассыпать на подносе крупу тонким слоем и показать ребёнку, как можно на ней рисовать

Хотелось бы напомнить, что играя с ребёнком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса

Хотелось бы напомнить, что играя с ребёнком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2023