Консультация
для педагогов
«Уголок
экспериментирования в детском саду».
На
протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное
значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет
познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как
процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск
знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством
взрослого.
Одним
из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего
мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно –
речевому развитию.(область познание)
Основная
задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям,
создать необходимые для этого условия.
Одним
из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском
саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и
оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными
требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является
обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Задачи
уголка экспериментирования.
- развитие
первичных естественнонаучных представлений,
- наблюдательности,
- любознательности,
- активности,
- мыслительных
операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
- формирование
умений комплексно обследовать предмет
Требования
при оборудовании уголка экспериментирования в группе.
- безопасность
для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
·
доступность
расположения
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны
быть выделены:
1) место для
постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты,
редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и
т.п.)
2) место для приборов
Место
для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для
проведения опытов
4) место для
неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Материалы
данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок
и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Уголок
экспериментирования делится на следующие компоненты.
- Компонент
дидактический
- Компонент
оборудования
Дидактический
компонент.
- Познавательные
книги
- Атласы
- Тематические
альбомы
- Серии
картин с изображением природных сообществ
- Схемы,
таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
Для
организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:
- Алгоритмы
выполнения опытов
- карточки-схемы
проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются
условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
- Правила
поведения в уголке экспериментирования
Компонент
оборудования.
приборы-помощники:
- микроскоп,
лупы, увеличительные стекла
- весы,
безмен
- песочные,
механические часы,
- компас,
- магниты;
- портновский
метр, линейки, треугольник т.д.
Компонент
стимулирующий.
- разнообразные
сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика)
разной конфигурации и объема;
- сита,
воронки разного размера и материала;
- природный
материал: камешки, глина, песок, ракушки,
- шишки,
перья, мох, листья и др.;
- утилизированный
материал: проволока, кусочки кожи,
- меха,
ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические
материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные
виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители:
пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );
- медицинские
материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные
ложки мензурки, резиновые груши и др.;
- прочие
материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и
прозрачные стекла, и др.
В
качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под
мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность
вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и
загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно,
чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать
различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.
Материал
для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с
планом работы
Опыты
помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно
показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют
возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.
Китайская
пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать
- и я пойму”.
Грамотное
сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют
овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий,
обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс
познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в
детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и
экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ
ознакомления детей с миром, в котором им предстоит
жить!
В
уголке экспериментальной деятельности должны быть:
В
младшей группе
- книги
познавательного характера для младшего возраста;
- тематические
альбомы;
- коллекции: семена
разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы,
весны, осени), "Ткани", "Бумага",
"Пуговицы"
- мини-музей
(тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и
др.)
- песок,
глина;
- набор
игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы
для игр с мыльной пеной,
- красители
- пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена
бобов, фасоли, гороха
- некоторые
пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие
приборы и приспособления:
- лупы,
сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек),
зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из
"киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и
травы с разными запахами.
- "бросовый
материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки,
пробки
- семена
бобов, фасоли, гороха
- на
видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям
младшего возраста.
- персонажи,
наделанные определенными чертами- ("Почемучка") от имени
которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы
проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт
зарисовывается.
Средний
дошкольный возраст.
- книги
познавательного характера для среднего возраста
- тематические
альбомы
- коллекции:
семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки":
(зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага",
"Пуговицы"
- мини-музей
(тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и
др.)
- песок,
глина
- набор
игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
- материалы
для игр с мыльной пеной
- красители
- пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена
бобов, фасоли, гороха
- некоторые
пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие
приборы и приспособления:
- лупы,
сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек),
зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из
"киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы
с разными запахами.
- "бросовый
материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки,
пробки
- на
видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям
младшего возраста.
- персонажи,
наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого
моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы
проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт
зарисовывается.
Старший
дошкольный возраст.
- схемы,
таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии
картин с изображением природных сообществ;
- книги
познавательного характера, атласы;
- тематические
альбомы;
- коллекции
- мини-музей
(тематика различна, например "Часы бывают разные:",
"Изделия из камня"
- материалы
распределены по разделам: "Песок, глина, вода",
"Звук", "Магниты", "Бумага",
"Свет", "Стекло", "Резина"
- природный
материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва
разных видов и др.
- утилизированный
материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки
и т.д.
- технические
материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали
конструктора и т.д.
- разные
виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
- красители:
пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
- медицинские
материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки,
мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- прочие
материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и
прозрачные стекла, свечи и др.
- сито,
воронки
- половинки
мыльниц, формы для льда
- проборы-помощники:
увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
- клеенчатые
фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
Ведение фиксации детского
экспериментирования.
- Дневник
- Картотека
опытов
- Схема
- Личные
блокноты детей для фиксации результатов опытов
- Мини-стенд
- « О чем хочу узнать завтра»
- Карточки
подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что
нельзя"
- Персонажи,
наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого
моделируется проблемная ситуация.
Грамотное
сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют
овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий,
обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс
познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду
не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием,
ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с
миром, в котором им предстоит жить!