«Влияние малых форм фольклора
на развитие речи младших дошкольников»
Консультация для педагогов
Воспитателя МБОУ ЦО№5 г. Тула
Бурдыкиной Екатерины Сергеевны
Родное слово-основа всякого
умственного развития и
сокровищница всех знаний.
К.Д. Ушинский
Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников… А язык – это как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не сможем жить, но к чему привыкли и тем самым, очевидно, обесценили. Многие говорят стандартно, невыразительно, тускло, забывая, что есть живая и прекрасная, могучая и гибкая, добрая и злая речь!
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребёнка в интересное путешествие по прекрасной стране родного языка, помочь преодолеть ему все преграды.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы. М. Горький говорил: «…Начало искусства слова – в фольклоре».
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни малыша в дошкольном учреждении. В адаптационный период, можно использовать потешку: «Кто у нас хороший?», «Таня, Таня маленька», «Не плачь, не плачь детка». Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается. Дети любят слушать потешку “про себя”.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты: в непрерывной образовательной деятельности, во время еды, на прогулке, при укладывании спать, при формировании навыков самообслуживания, в игре и свободной деятельности. При последующих повторениях действия сопровождаются текстом.
Для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Потешки, заклички, прибаутки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение, развивают чувство ритма и рифмы, формируют интонационную выразительность. Сказка имеет специфический языковой стиль, эта особенность делает сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей. В русской народной сказке заключено богатое содержание в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности. Отгадывание и придумывание загадок оказывают влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов. Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества народа заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей. Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног, приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, активизируется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки. Поэтому художественное слово народного фольклора сопровождает детей ещё с раннего возраста.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.