Консультация для родителей ДОУ «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»
Чувство
патриотизма
так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими
словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение
своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать
богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях,
но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако, если это чувство
столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного
возраста?
Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей,
интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим
количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с
будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле,
о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств
можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается
с детства»- Как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумаюсь об
истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это
и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки
открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и
веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья
Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать
и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством -
трудолюбие, дружбу, взаимопомощь.
У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному
народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности.
Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то,
что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики,
- писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии
состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки - эти жемчужины народной мудрости
воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая
любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало
любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле
постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к
конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево,
тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими,
родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное
окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но
без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее
существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное
нетипичное, второстепенное.
«Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности
которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и
учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви
к Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо
всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день -
это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он
направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал
жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к
взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о
предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. во всем проявляется
их отношение к жизни которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.