Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинрованноговида № 16 «Радуга»
Консультация
«Формирование основ здорового образа жизни»
подготовила
инструктор по физической культуре
Харькина Ирина Петровна
г.Петровск
В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.
В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности как значительной части общечеловеческой культуры. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности должно стать основополагающим принципом ее формирования.
Основными компонентами здорового образа жизни являются:
1. Правильное питание.
2. Рациональная двигательная активность.
3. Закаливание организма.
4. Развитие дыхательного аппарата.
5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка. Только совместными усилиями специалистов разных областей знаний (медицины, физической культуры и спорта, психологии) можно решить эту сложную проблему.
Каковы же пути решения проблемы?
1. Начинаем с себя, самосовершенствуемся: перестраиваем мышление на здоровый образ жизни; пополняем собственный багаж теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.); овладеваем оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры; приобретаем и закрепляем практические навыки здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.).
2. Второй аспект — работа с родителями: проведение «ликбезов» по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательные системы и т.д.); практических семинаров; семейных соревнований «Папа, мама, я — спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий.
Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат.
Двигательная активность дошкольников должна быть неразрывно связана с интеллектуальной деятельностью. Развитие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата, его мышц, связок, костей — движения способствуют развитию и всех областей головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребенка. Следовательно, умственное и двигательное развитие — это два связанных друг с другом процесса. Кроме этого, элементарные начальные знания по гигиене, анатомии, режиму дня, соотношению работы и отдыха, биомеханике, закаливанию организма можно непосредственно передавать ребенку в ходе физкультурных занятий, утренней гигиенической гимнастики, на прогулке и т.д.
Игровая деятельность — главная составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры-сказки, игры с речитативами и счетом, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий, улучшают качество звукопроговаривания, помогают усвоению элементарных математических представлений, т.е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.
Программа физического воспитания в детском саду предусматривает различные средства физического воспитания – массаж, закаливание, физические упражнения различной направленности. Однако следует помнить, что физическое воспитание тесно взаимосвязаны с вопросами сохранения и укрепления здоровья. Дети с нарушением зрения должны получать не только представления, умения и навыки, но и установку на здоровый образ жизни, овладев при этом приемами соблюдения этого здорового образа жизни.
Развитие движений у детей с нарушением зрения успешно осуществляется под контролем и с участием зрения, так как через него ребенок получает информацию об окружающем его мире, оно дает возможность правильной ориентировке в пространстве. В процессе выполнения различных движений посредством зрения у ребенка имеется возможность видения цели при метании, бросании, идет упражнение в определении нужного направления и контролировании расстояния, темпа, точности и ритма движений.
Качество и эффективность развития движений в определенной степени зависит от полноценности участия зрения, поэтому у детей с нарушениями зрения в сравнении с нормально видящими детьми наблюдаются худшие результаты в выполнении двигательных упражнений. У дошкольников с амблиопией и косоглазием встречаются нарушения осанки, ассиметричность в телосложении, некоординированность и неритмичность движений, затрудненность ориентирования в пространстве. Все эти отклонения в развитии в значительной степени тесно связаны с патологией зрения. При монокулярном видении (то есть одним глазом) отсутствует бинокулярное и стереоскопическое зрение, обеспечивающее восприятие объема, величины, пространственного расположения предметов, определение глубины и расстояния между ними, поэтому дети часто испытывают затруднения при ходьбе и беге по ограниченной плоскости (в комнате, спортивной площадке) попадании в цель, увертывании от догоняющего, прыжках в глубину и длину и т.д.
Для того чтобы облегчить детям ориентировку в пространстве в процессе бега, ходьбы нужно использовать различные ориентиры: цветные кубики, флажки, ограничивающие пространство и показывающие направление движения. Использование разнообразных атрибутов для ориентировки заставляет детей активно упражнять зрение, тем самым развивается зрительно-двигательные возможности детей.
Весь процесс физического развития ребенка зависит от того, как сумеют педагоги и родители организовать его жизнедеятельность, с тем, чтобы были учтены все стороны его здоровья и психического состояния.
Список литературы
1. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим!?», Просвещение, 2007
2. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии», Просвещение, 2004
3. Козлова С.А. «Я – Человек», 2001
4. Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», Сфера, 2006
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.