Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребёнок не
умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому
научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми
проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит
звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре
заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти
правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Игры для детей 4 – 6 лет
1.«Отгадай, что звучит».
Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит в колокольчик и
предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведет звук. Звуки должны быть
яркими и контрастными, чтобы малыш их мог угадать.
2.«Где позвонили?»
Ребёнок закрывает
глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в
колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук,
и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он
открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок
ошибся, то отгадывает еще раз.
3.«Лягушечья семейка»
Взрослый рассказывает: «На болоте жили лягушки : Лягушка – папа, лягушка – мама и маленький лягушонок. Лягушка – папа квакал вот так: ква – ква.
Лягушка – мама квакала вот так: ква – ква – ква. А лягушонок пел песенки вот так: ква – ква ; ква – ква –ква.»
Нужно угадать, кто квакает: папа, мама или лягушонок. ( Взрослый изображает лягушку – маму, лягушонка и лягушку – папу.)
Затем ребёнку предлагается самому поквакать: как лягушка – папа, как лягушка – мама, как лягушонок.
4. «Это правда или нет?»
Взрослый читает ребёнку стихотворение, а ребёнок должен внимательно слушать, чтобы заметить ошибки.
Если ребёнок не замечает ошибок, то взрослый разбирает каждое предложение. Например:
Тёплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой, среди ветвей,
«Га – га – га», - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
![]() |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.