Консультация для родителей Изодеятельность в семейном воспитании
Оценка 5

Консультация для родителей Изодеятельность в семейном воспитании

Оценка 5
doc
27.01.2022
Консультация для родителей Изодеятельность в семейном воспитании
консультация изодеятельность в семейном воспитании.doc

Муниципальное бюджетное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №59» г. Оренбург

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Петрушкина Л.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      г. Оренбург

Изодеятельность в семейном воспитании.

 

 Стремление к активности и самостоятельности, быстро развивающая речь, обогащение эмоциональной сферы, развитие конкретно-образного мышления – эти особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста определяют характер их изодеятельности. Дети все больше начинают интересоваться тем, что у них получалось. Этот процесс, как появление ассоциативного образа, который возникает без предварительного замысла: нарисовал, увидел, назвал. С точки зрения эстетического развития можно говорить также о возникновении образа, как о зарождении художественного творчества. Однако творческие процессы в этом возрасте еще слабы. Поэтому изодеятельность младшего дошкольного возраста направлена на развитие художественного творчества, формирование способности приобретать необходимые для этого умения. У современных детей, которые быстро вступают в активное общение с окружающим миром через предметную деятельность, восприятие и создание изображений возникают довольно рано.

 Следует помнить о значении изодеятельности для эстетического развития, приобщения их к искусству. Чтобы реализовать эти задачи:

        - обращайте внимание ребенка на яркие по цвету, приятные по фигуре игрушки;

        - вызывайте интерес к рассмотрению картинок;

        - создавайте условия для занятий рисованием, лепкой.

 

 В лепке учите детей: раскатывать комок глины, пластилина ладонями, видоизменять его (матрешки, колобки, зайчики).

 В процессе руководства изодеятельностью надо учитывать ее особенности. Так в лепке возникает временной образ (сделал – сломал: домик сгорел, зайчик – убежал). Этот пример показывает: для детей важна динамика развития образа. Они воспринимают изображение в определенном временном соотношении, стремятся к активным действиям, поэтому и возникают «живые» образы.

 У детей в лепке можно увидеть объективное сходство с реальными предметами. Узнаваемость образа помогает закрепить в сознании ребенка связь между действиями руки и получившимся изображением, связь, которую он усваивает, подражая взрослому. Постепенно у малыша формируется произвольность движения. Это уже не случайно вспыхивающие ассоциации, а преднамеренные образы. Способность создавать художественный образ зависит от того на сколько у ребенка развито воображение, владеет ли он приемами лепки. Помогите малышу выбрать наиболее типичные яркие предметы и явления.

 

 Знакомьте детей с предметами декоративно-прикладного искусства: рассматривайте цветы на деревянной лошадке, любуйтесь нарядным сарафаном матрешки. Вызывайте у него радость, желание еще раз самостоятельно рассмотреть тот или иной предмет, картинку, народную игрушку, добивайтесь эмоционального отклика. Для этого используйте потешки, песенки, которые помогают запомнить малышу персонаж, вызывают доброжелательное отношение к нему. У детей младшего возраста только формируется способность отражать окружающую действительность, поэтому они пользуются простейшими средствами выразительности.

 Взрослый, обучая ребенка, формирует у него отдельные навыки и умения, воспитывает активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к изображаемому, так как процесс лепки – это не только передача отдельных черт, свойств, но и активное вхождение в образ. Таким образом, благодаря развитию формообразующих движений в лепке детей возникают понятия изображения предметов. Ребенок отражает наиболее существенные, характерные черты персонажа.

 Эффективен метод пассивных движений: взрослый берет руку ребенка в свою и делает действия. Подражая взрослому, ребенок затем осваивает самостоятельно формообразующие движения. Игровые приемы создают эмоциональное отношение к процессу лепки. В процессе обучения используется сотворчество взрослого с ребенком. Процесс сотворчества дает детям возможность воспринимать явление в двух вариантах – незаконченном и окончательном или представляют особую значимость для развития эстетического восприятия, т.к. именно при участии ребенка получается окончательный результат. Т.о. процесс создания образа в лепке должен вызывать у ребенка положительное отношение к изображаемому. Процесс создания в лепке – интересный для детей процесс, т.к. в результате получается объемный предмет, с которым можно действовать активно. Ребенок начинает осваивать технические навыки в работе с пластилином, глиной, поэтому ему нужно помочь создавать образы, используя игровые приемы: предложить слепить продукты для магазина, угощения для гостей и др. для развития сюжетно-игрового замысла можно использовать различные предметы и игрушки анималистического жанра.

 Пример: взрослый предлагает построить избушку, в которой будут жить петушок и курочка, чтобы лиса не унесла петушка и курочку в густой лес, надо сделать для них избушку из бревнышек и показывает, как в ладонях надо раскатывать пластилин. Затем ребенок сам лепет бревнышки, из которых вместе с взрослым будет строить избушку. Игровая ситуация ребенку понятна. Он старается сделать хорошие бревнышки, чтобы получилась крепкая избушка. Продолжая развивать сюжетно-игровой замысел, малыш лепит столбики для заборчика, которыми окружает избушку. Взрослый поддерживает игру, предлагает сделать больше ровных столбиков, тогда заборчик получится высоким, крепким. Ребенок старается поставить столбики рядом, взрослый ему помогает. Малыш доволен конечным результатом, и с интересом вновь и вновь подходит к избушке, в которой будут жить курочка и петушок. Эти примеры показывают, что становление образа происходит более успешно, если изодеятельность имеет  сюжетно-игровую основу, а сам процесс направлен на развитие у него воображения, тогда полученный художественный опыт помогает ему навыками и умениями.

 Можно использовать с детьми элементы игры – драматизации с участием игрушки – персонажи, беседы с которыми рождают у ребенка живой интерес к образу. Например, обучая приемам изображения зайчика, предварительно из комков разной величины сделайте игрушку-зайчика: она поможет активизировать детское восприятие этого животного и ребенок точнее передаст его характерные черты. Появление зайчика сделайте неожиданным, поставьте на окно, постучите, спросите «Кто это может быть?», загадайте загадку «Прыгает ловко, любит морковку». Ребенок с интересом обнаружит зайчика, рассмотрит его. Обращайте внимание на характерные черты: веселый, длинные ушки. В процессе лепки  вы можете кормить утят, птичек, разговаривать с неваляшкой, располагая вылепленные фигуры на листе картона (зеленая полянка и др.). Можно организовать игру с вылепленными формами, используя для этого известные стихи, сказки, потешки, мелкие игрушки. Например: ребенок слепил много орешков для белочки, скажите: «А сейчас она хочет угостить ими своих друзей». Посадите белку в тележку и предложите ребенку раздавать орешки игрушечным зверятам со словами потешки:

Сидит белочка в тележке

Раздает она орешки:

Лисички-сестрички,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

 Малыш постепенно запомнит слова потешки и будет сам повторять игру. Для него игрушки живые, поэтому в процессе лепки он разговаривает с ними. Можно расставить фигурки на листе картона, чтобы мишка и зайка пошли в лес, а зайка прыгал на полянке.

 Обучая детей младшего возраста лепке, главное внимание обращайте на движения пальцев рук, на то, что с их помощью можно передать признаки предметов: у яблока сверху и снизу ямки, у огурца углубления – полоски по бокам. Показывая, как слепить фигурку человека, возьмите за образцы девочку в платье, матрешку в сарафане. Учите приемам, благодаря которым фигурке можно придать движение. Например: наклон головы – птичка клюет, зайчик поднял ушки – прислушивается, не идет ли волк. Можно показать детям приемы лепки полых форм (чашки, корзинки), что обогащает содержание детских работ «девочка с корзинкой пошла за грибами», «кошка из блюдца пьет молоко» и т.д. Например, прочитайте потешку:

 

Как на нашем на лугу,

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

 После этого предложите слепить чашку, а затем фигурки птичек, которые клюют творожок.

 Если в семье есть дети другого возраста, можно предложить им вылепить сюжет: колобок и пенек, зайчик. Иногда целесообразно объединять выполненные ребенком фигурки в общую композицию, с тем, чтобы он увидел соотношение фигурок по величине. Например, ребенок слепил утку с утятами, затем расположил их на зеленом листе. Получилась композиция «мама утка с утятами гуляют на полянке, щиплют травку». В другой раз ребенок может слепить фигурки собачек и поставить их так, чтобы было видно, как они играют. У детей на занятиях лепкой надо развивать координацию движения рук, уточнять представление о  форме предметов, развивать эстетическое восприятие форм, пропорций. Для этого чаще с ребенком следует выбирать наиболее выразительные позы того или иного персонажа (медведь ходит по лесу, рыбки плавают, матрешка танцует). Это поможет развитию художественного замысла, самостоятельности, интереса в лепке. Предложите ребенку рассказать о том, где живут лиса, медведь, зайчик. Он с удовольствием откликнется на вашу просьбу. Такие небольшие рассказы способствуют развитию речи. Для воплощения сюжетно-игрового  замысла можно предложить ряд творческих заданий по лепке:

-  жил-был зайчик длинные ушки,

- села птичка на окошко,

- загудел паровоз и вагончики повез,

- посмотрите вот какой флажок,

- ух, ты котенька - коток, котя - серенький лобок.

  Чтобы сделать процесс лепки живым, эмоциональным можно использовать потешки, стихи, загадки, создающие образ персонажа. Итак, в процессе руководства лепкой детей младшего возраста используются следующие методы и приемы: наблюдение окружающего, рассматривание доступных детям произведений изобразительного искусства, сотворчество, игровые приемы, взаимосвязь различных искусств. Разнообразные формы придают предметам выразительность, вызывают эстетические чувства, желание самостоятельно повторить действия. Чувства, возникающие при восприятии работ по лепке, пока еще весьма просты по форме выражения. Но этот процесс важен, ребенка все больше интересует содержание изодеятельности, он обращает внимание на выразительность форм, персонажа, предмета. Процесс становления образа в лепке имеет значение для развития личности ребенка, его творческих способностей. Он с интересом экспериментирует с материалами и способами изображения, с помощью которых находит новые варианты, иногда оригинальные по содержанию. Итак, если родители уделяют должное внимание изодеятельности в семье, а в частности лепке, то дети проявляют к ней интерес, эмоционально реагируют на изображенное, выбирают способы и материалы, принимают участие в сотворчестве с взрослым, проявляют интерес к результатам.

 

 

Примеры занятий для родителей:

1.     Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем.

 Заранее слепим из цветного материала корзинку, поговорите о прогулке в лесу и предложите слепить ребенку грибы, вспомните, что у гриба есть шляпка и ножка. Затем покажите, как лепится, следуя вашему примеру, ребенок сам будет лепить грибы, и складывать их в корзину.

2.     Колобок.

 Расскажите сказку колобок, рассмотрите картинки, вместе подберите игрушечных зверей. Предложите слепить колобка, а затем поиграть с ними. Пусть малыш покажет, как колобок катится по дорожке, расскажет, кто ему встретился, споет песенку колобка. Поощряйте желание ребенка самостоятельно рассказывать сказку.

 

 


Муниципальное бюджетное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №59» г

Муниципальное бюджетное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №59» г

Изодеятельность в семейном воспитании

Изодеятельность в семейном воспитании

У детей в лепке можно увидеть объективное сходство с реальными предметами

У детей в лепке можно увидеть объективное сходство с реальными предметами

Игровые приемы создают эмоциональное отношение к процессу лепки

Игровые приемы создают эмоциональное отношение к процессу лепки

Можно использовать с детьми элементы игры – драматизации с участием игрушки – персонажи, беседы с которыми рождают у ребенка живой интерес к образу

Можно использовать с детьми элементы игры – драматизации с участием игрушки – персонажи, беседы с которыми рождают у ребенка живой интерес к образу

Обучая детей младшего возраста лепке, главное внимание обращайте на движения пальцев рук, на то, что с их помощью можно передать признаки предметов: у яблока сверху…

Обучая детей младшего возраста лепке, главное внимание обращайте на движения пальцев рук, на то, что с их помощью можно передать признаки предметов: у яблока сверху…

Предложите ребенку рассказать о том, где живут лиса, медведь, зайчик

Предложите ребенку рассказать о том, где живут лиса, медведь, зайчик

Примеры занятий для родителей: 1

Примеры занятий для родителей: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2022