КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей
«Как помочь ребенку
запомнить буквы»
Подготовила
учитель-логопед
Шишминцева М.П.
Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Знакомство с буквами – важный этап в развитии ребёнка, ведь именно из них он потом научится составлять слова, читать и писать. Начиная обучать ребенка грамоте, мы сталкиваемся с такой проблемой: даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, малыш не может запомнить образ буквы, путает ее с другими, что мешает ему овладевать навыками чтения.
Как же помочь ребенку запомнить их?
ПОМНИТЕ! Знакомя ребенка с буквами Нужно говорить о буквах, произнося их звуками: не «бэ», а «б», не «ка», а «к», не «эм», а «м», при этом произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.
При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребёнок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку. Подбирая с ребёнком слова на изученную букву, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким- либо определённым предметом.
Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, используем любимое занятие детей - ИГРУ.
1. «Покажи букву».
Научите ребенка показывать букву при помощи пальчиков.
2. «Выложи букву».
Предложите ребенку выложить букву из любого материала: из шнурков, из ленточек, из проволоки, из счетных палочек, из мозаики, из бусин, из пуговок, из спичек, из камушков, из конфет. Можно ещё слепить из пластилина, соленого теста.
3. «Что за буква?»
Вырежете из картона буквы и прикрепите их к разным предметам в комнате: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «кровать» — «к», и так далее.
4. «Архитектор».
Приготовить карточки из бумаги, на которой карандашом нарисован контур буквы. Пусть ребенок ее раскрасит . Каждую карточку разрежьте на 2-4 части и перемешайте, а ребенка попросите сложить букву и назвать ее.
5. «Найди и назови».
Предложите ребенку найти знакомые буквы в вывесках на улице.
6. «Узнай букву».
Предложите ребенку обвести буквы, написанные точками, и назвать их.
7. «Правильно-неправильно».
Предложите ребенку в ряду букв найти правильно написанные буквы.
8. «Найди и подчеркни».
Предложите ребенку найти и подчеркнуть, обвести кружком определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть достаточно крупным.
9. «Алфавитный дартс».
Повесьте на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, ребенок должен назвать ее.
10. Хлопушки – топотушки.
Положите перед ребенком пять букв. Объясните ему правила
игры: если вы указываете на букву А, нужно хлопнуть в ладоши, если на букву С -
топнуть, если на букву К -поднять руки вверх и выполнить движение «фонарики»,
если на букву Р - встать, если на букву Я - закрыть лицо ладонями.
11. «Магнитная азбука».
Эта игра предоставляет большое поле деятельности с буквами. Буквы на магнитах можно крепить к любой металлической поверхности: мольберту, холодильнику. Каждую букву малыш сможет взять в руки, ощупать, поместить в компанию других, экспериментировать, создавая сочетания на свое усмотрение. С магнитной азбукой можно не только создавать различные слова, а еще и развивать воображение ребенка – пусть расскажет, на что похожа буква Т, А, Ф. С помощью магнитной азбуки можно организовать такие игры: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»
12. Кубики.
С помощью кубиков учились читать и мы, и наши родители. Этот способ обучения чтению до сих пор ещё в силе. Не важно, какие у вас кубики – деревянные или пластмассовые, главное, чтобы их было достаточное количество для того, чтобы сложить хотя бы небольшое слово. Поэтому если приобретаете какой-либо набор кубиков, проверьте, достаточно ли в нем, например букв А, К и М, чтобы вы или ребенок смогли одновременно сложить слова МАМА и ПАПА.
13. Карточки.
Наборы карточек с буквами обычно продаются в магазинах игрушек или книжных магазинах. Задача родителей – выбрать дизайн, который вам понравится. Но такие карточки можно создавать и самим, вместе с малышом, это отличное творческое занятие. Нарисуйте крупно любую букву на листе из альбома для рисования, подберите и наклейте рядом небольшие картинки с изображением предметов, которые начинаются с этой буквы. Выбирать картинки можно из журналов, а если не хочется рисовать – наберите буквы на компьютере и распечатайте.
14. Тест на внимательность.
А вы знаете, что буквы имеют обыкновение прятаться? Да-да! И при этом очень любят, когда их ищут. Именно этим можно заняться с ребенком, вооружившись красным фломастером и ненужным журналом с большими буквами. Объявите, кто у нас сегодня прячется, и вперед – на поиски! С ребенком постарше, лет 5-7, в такую игру интересно играть наперегонки. Главное, чтобы у вас были одинаковые журналы, которые вы откроете на одной и той же странице. Раз-два-три – время пошло!
15. Охота на буквы.
Для этого вам понадобятся стопка старых журналов, клей и ножницы. Задача - находить буквы в журнале, вырезать их и наклеивать в альбом по алфавиту. Можно играть на скорость или просто на правильность исполнения задачи.
16. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы
Уважаемые родители! Запасайтесь любовью, терпением и начинайте!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.