Консультация для родителей «Методы и приемы управления поведением ребенка»
Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы: методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребенку.
Первая группа- методы изменения деятельности детей: введение
новых видов деятельности; изменения содержания деятельности; изменение смысла деятельности.
Введение новых, дополнительных видов деятельности. Прежде всего, это те виды деятельности, которые прежде либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно. Например художественноэстетическая деятельность в различных видах искусства.
1) В дошкольном возрасте дети преимущественно слушают чтение взрослых и пересказывают услышанное. На примере работы со сказкой детям можно предложить индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисование по мотивам сказки, иллюстрации к сказкам; разыгрывание (инсценирование) сказки, эпизодов сказки с помощью кукол(куклотерапия).
В сказочной куклотерапии дети «оживляют » кукол. По мере того, как ребенок совершенствует взаимодействие с куклой, меняется и его поведение. Даже неусидчивые, подвижные дети становятся более внимательными, сдержанными, уравновешенными. Малообщительные, замкнутые – более открытыми, эмоциональными. «Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции – «держит себя в руках», учится управлять своим поведением, адекватно выражать свои чувства.
Привлекательность сказки для коррекции неконструктивного поведения детей заключается в следующем:
-в сказках отсутствуют прямые нравоучения и назидания;
-в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом. Главный герой сказки- образ собирательный и ребенок достаточно легко идеализирует себя с ним, становится «участником»
2. Музыка или музыкотерапия (музыкальное сочинительство, музыкальные импровизации, слушание музыки, ритмические движения под музыку)- эффективное средство развития личности ребенка, коррекции его поведения. Особенно благотворно музыка влияет на детей, имеющих различные нейродинамические расстройства. С помощью музыки (музыкального ритма), как считал В. М. Бехтерев, можно установить равновесие и деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить заторможенных, урегулировать их поведение. Музыку можно использовать как основной, ведущий коррекционный фактор, так и дополнять музыкальным сопровождением некоторые коррекционные занятия (например, рисование) для усиления его воздействия, повышения эффективности. Это достигается за счет возбуждающего, увлекающего и вдохновляющего воздействия музыки на ребенка.
Вторая группа методов коррекции поведения детей - методы изменения отношения к ребенку: личный мир взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение» на поведение; изменение статуса ребенка в коллективе; поощрение или педагогическая поддержка.
Личный, пример взрослого и сверстника. Взрослый, его поведение (слова, чувства, поступки) - эталон, образец, объект подражания для ребенка. Взрослые должны реализовывать произвольное, тщательно одобряемое поведение как в общении с детьми, так и друг с другом. Для старшего дошкольника примером, наряду со взрослым, становится и сверстник. Поэтому иногда целесообразно не указывать ребенку-нарушителю на его плохое поведение, а обратить внимание на сверстника, который ведет себя хорошо или справился с некоторыми недостатками своего поведения. Этим взрослый косвенно подчеркивает, что не плохое поведение, а хорошее заслуживает внимания и одобрения воспитателя.
3. Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ прекратить, пресечь нежеланное поведение, например, капризы, перестать на них реагировать, «не замечать». Через несколько попыток ребенок понимает, что с помощью каприза цель не достигается, и перестает вести себя подобным образом.
4. «Разрешение» на поведение. Этот прием противоположен предыдущему. В некоторых случаях взрослый может действовать парадоксально. Вместо того, чтобы проигнорировать или пресечь не конструктивное поведение ребенка, он поступает прямо наоборот: поощряет, разрешает и поддерживает его. Например, просит ребенка повторить выходку или присоединяет к ней весь класс, группу. Эффект этого приема заключается в том, что неконструктивное поведение становится разрешенным и доступным другим детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.
5. Изменения (повышение) статуса ребенка в коллективе.
Например: несмотря на постоянное неконструктивное поведение, на ребенка возлагается ответственное поручение. Оно может быть разовое - помочь воспитателю приготовить пособия к занятиям, или постоянное. Изменение статуса закономерно вынуждает ребенка изменить свое поведение (в соотнесении с возложенными на него обязанностями и требованиями ситуации)
6. Четкую формулировку правил поведения.
Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральным нормам нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки.
Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т.д.
Все правила, которые даются детям, должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов. Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми. Воспитатель разъясняет им правило, обучает его выполнению, напоминает о нем, предупреждая возможные нарушения.
Сравните: «Постоянный» язык «У тебя никогда ничего не получается как следует!» «Временный» язык «Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится».
8. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций.
Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.
Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».
Выражение удивления, сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого».
9. Метод «смещения негативной оценки»
- на самого себя Сравните:
-«Опять ты все перепачкал!» «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки».
-«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» «Мне неприятно такое поведение».
-«Опять подрались. Будете оба наказаны» «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь»,
-«Я удивлена, что вы не смогли договориться. «Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».
-«Да сколько же можно повторить!» «Я начинаю сердиться, когда приходится повторить одно и то же».
- на третье лицо
Сравните:
- «Не смей трогать чужие веши!» «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».
-«Ты достал всех сегодня на физкультуре» «Ребята могут на тебя обидеться».
-на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков Сравните:
-«Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки» «Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее» .
-«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» «Об игрушки на полу можно споткнуться».
Источник
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.