Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе».
Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.
Развивающая среда: глобус, картины с изображением реки, озера, моря; схема круговорота воды в природе, запись музыки Э. Мариконэ «Капли дождя», трафареты рыбок, карандаши, ножницы. Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение:
Читает стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить! Вот это да! Какая важная
Какая нужная вода!
В. Скажите, кому и для чего она нужна?
Д. Человеку, животным, растениям.
В. Интересно много ли воды на нашей планете? Давайте посмотрим на глобус. Знаете, что такое глобус?
Д. Отвечают.
В.: Глобус – это модель земного шара, так из космоса выглядит наша планета Земля.
В.: Что на глобусе обозначено голубым цветом?
Д.: Вода.
В.: Какие цвета вы ещё видите?
Д.: Зелёный, коричневый, жёлтый.
В.: Что обозначено этими цветами?
Д.: Горы, леса, пустыни.
Воспитатель быстро крутит глобус и спрашивает: какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит? Д.: Значит, что воды больше.
В.: Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.
А вы знаете, что в морях и океанах вода солёная? А можно употреблять морскую солёную воду для питья? Д. Нет.
В. Конечно, нет. Но посмотрите как много солёной воды на нашей планете! Кому- то же, она наверное нужна. Как вы думаете, кому? Д. Морским обитателям, людям для плавания и др.
В. Могут ли люди, животные, населяющие Землю пить воду из моря, океана?
Д. Нет?
В. А какую воду можно пить людям, животным?
Д. Несолёную, пресную.
В. Откуда берётся пресная вода.
Д. Из родников, ручейков, рек и озёр.
В. А как же рождается речка? Хотите узнать?
Моделирование реки.
- Проходите все за мной к столу. Посмотрите сколько здесь полосок ткани разной длины и ширины.
- Подумайте, из какой полоски ткани мы выложим большую реку?
В.: Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река. А что же будут обозначать вот эти узкие голубые ленты? Д.: Маленькие речки и ручейки.
В.: Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. (Выкладывают).
В.: Кто теперь расскажет, как рождается большая река?
Д.: Ручейки и маленькие речки впадают в одну главную реку.
Мы с вами сделали модель реки, теперь вы знаете как рождается большая река. Проходите на свои места.
В.: Мы с вами узнали, что большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Ребята, подумайте и скажите: - А как ещё может вода в речку попасть? Д.: Когда идёт дождь, тает снег и т. д.
В.: А сейчас я расскажу вам об одном интересном законе природы, называется он: «Круговорот воды в природе».
Круговорот воды в природе.
Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе, рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет как это происходит. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много, много. Когда солнышко греет вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, получаются лужи…. и всё начинается сначала. (Жестом показать «так по кругу движется вода в природе, получается круговорот». Давайте вместе скажем: - Круговорот воды в природе.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Одеть детям ободки- капельки.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки Капельки и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает что им делать.
«Полетели Капельки на землю… Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они парами и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручейки – пары, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали Капельки в океане, устали, решили отдохнуть, (дети приседают, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, поднимают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись на небо, к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Дети садятся на места.
Экспериментальная деятельность.
Ребята, а теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Скажите: вода в них одинаковая?
Д.: Нет. В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.
В.: А какую воду вы хотели бы выпить – эту, или эту?
Д.: Вот эту.
В.: А почему?
Д.: Потому, что воду надо пить чистую.
В.: А давайте попробуем очистить грязную воду и посмотреть, что же делает воду такой грязной? Для этого возьмём воронку, вложим в неё специальную бумагу и начнём пропускать воду через эту воронку.
Посмотрите, что у нас получается. Д.: Вода стала чистой.
В.: А что стало с бумагой?
Д.: Она стала грязной.
В. Как вы думаете, откуда столько грязи в речной воде?
Д. Люди бросают мусор в реку, моют машины.
В.: Ребята, а как вы думаете, в какой воде хорошо живётся её обитателям?
Д. В чистой, светлой.
В.: Да, в той, в которую не бросают мусор, не моют машины, не сливают грязные отходы заводы. В вашем посёлке есть речка или озеро? А вы как бережёте свою речку? Д.: Отвечают.
В. Молодцы, заботитесь о своей реке, хорошо живётся в ней рыбкам! А давайте сделаем рыбок для нашей речки, которую мы моделировали. У вас на столе есть рыбки из картона, карандаши. Дорисуйте детали, старайтесь делать всё аккуратно, тогда рыбки получатся у вас красивые.
Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь воспитателя.
По окончании работы воспитатель с детьми прикрепляют рыбок.
Посмотрите, какая у нас получилась речка, сколько в ней рыбок, они такие красивые.
8. Итог занятия.
- Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?
- Что интересного вы узнали?
- Что понравилось вам на занятии?
В природе путешествует вода Она не исчезает никогда! То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход!
По горным вершинам,
По снежным долинам, Вдруг в небо взовьётся, Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь!
Вас окружает везде и всегда –
Наша спутница –
Волшебница … (хором) Вода
Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, нарисовали замечательных рыбок. Спасибо вам за активную, заинтересованную работу на занятии.
Источник
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.