Проектная деятельность как эффективный способ повышения естественнонаучной грамотности учащихся
Каждый урок требует чего-то нового и интересного и поэтому важная задача - увлечь детей за собой. Моим кредо являются слова Константина Ушинского: «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни».
Естественнонаучная грамотность учащихся – это определенный набор компетентностей, связанных со способностью применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях. Одним из инструментов для формирования данных компетентностей является проектная деятельность, которая нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества.
В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.
В своей практике эффективно реализую следующие типы проектов:
• творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т.д.), которые позволяют ребёнку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
• ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким образом, мир, учиться строить взаимоотношения в нём;
• ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
• практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
• исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления [1].
Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
• кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
• демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
• анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
• демонстрировать найденное решение;
• анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
• проводить самоанализ успешности и результативности решения
проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью
которых отыскивать решение.
В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.
Проекты, в которых участвуют мои ученики, отличаются друг от друга:
результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-
познавательные игры и т. д.); числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и
викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.);
• продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев); числом этапов
• соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы; необходимостью привлечения взрослых.
В первом классе на уроках проектная деятельность учащихся носит подготовительный характер т.к. ученики ещё не умеют читать и писать, а также не обладают в достаточной мере такими психологическим операциями как анализ, синтез. Поэтому все проекты носят творческий характер: рисунки, поделки, устные рассказы. Стараюсь во время урока создавать такие ситуации, которые вызывают у детей интерес к поставленной проблеме. Опираясь на помощь родителей, дети учатся изыскивать дополнительную информацию. При этом роль родителей в данной работе очень важна. Проекты в первом классе носят кратковременный характер [2].
Рассмотрим особенности работы над проектами в 1 классе курса «Окружающий мир». Учебник «Окружающий мир» УМК А.А.Плешакова, Е.Н. Крючковой (система «Школа России») для 1 класса предполагает выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Обратим внимание на тематику проектов. Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные результаты: осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи; осознание своей новой социальной роли - ученик, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личной ответственности за своих питомцев.
Работа над проектами является эффективным способом формирования универсальных учебных действий:
- личностных;
- регулятивных (организационных); - познавательных (интеллектуальных); - коммуникативных.
Во втором классе уровень знаний учащихся существенно возрастает, а следовательно расширяется и их возможности при работе над проектами. Умея читать и писать ребята могут получать информацию не только из устных источников, но и из письменных, проявляя определённую долю самостоятельности при работе над проектом.
В учебнике «Окружающий мир» для 2 класса представлены 6 проектов: «Профессии», «В гости к зиме», «Живая природа зимой», «Страны мира», «Впереди лето», «Красота животных». В 2 классе учащиеся выполняют мини - проекты, работая в группе в течение 1-2 уроков. Такая работа требует много сил и времени, однако просто необходима, чтобы следующий урок был успешен.
В классе учатся дети с разными способностями и возможностями, а следовательно необходим дифференцированный подход. Объём проектной работы, её сложность, доля самостоятельности ученика – всё это определяю для каждого ребёнка индивидуально.
В третьем классе - шесть проектов: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».
Тематика проектов помогает достижению важных личностных результатов, в том числе:
осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к
Родине и ее защитникам, к своей малой родине; развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе знакомства с биографиями выдающихся людей, отдающих богатства своей души другим людям; развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы и экономики родного края, знакомства с искусством кулинарии, создания «Музей путешествий».
После выбора темы, учащимся предлогается самостоятельно изучить различные источники и найти информацию по заданной теме и подготовить презентацию своего проекта.
Способы оформления третьеклассниками результатов выполненного проекта весьма разнообразны: рассказ-портрет, рассказ-биография, посвященные одному или нескольким людям, альбом, стенд, «Книга природы родного края», «Книга здорового питания», памятные листы, фотовыставка, книга «Кто нас защищает», стенгазета, книга-справочник «Экономика родного края», создание «Музея путешествий».
По сравнению со 2 классом, в 3 классе эти способы оформления больше сориентированы на коллективное обобщение результатов индивидуальной и групповой работы, на создание своего рода «портфолио класса», куда каждый участник или группа участников вносят свой вклад.
В четвертом классе на всех этапах работы, от выбора темы до презентации результатов, дети имеют возможность проявить самостоятельность и творчески использовать приобретенный ранее опыт.
Рекомендуемые темы работ даны единым блоком в конце каждой части учебника. Из предложенного списка учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта, который будут выполнять.
В дальнейшем каждый ученик выполняет свою проектную работу.
Тематика проектов в 4 классе помогает достижению важных личностных результатов, в том числе: осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине; развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы родного края; развитию этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости в процессе знакомства с событиями Великой Отечественной Войны, подвигами наших ветеранов; развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям [3].
Проектные работы в 4 классе могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. При этом дети работают самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми.
Способы оформления четвероклассниками результатов выполненного проекта весьма разнообразны и зависят от выбранной темы. Это может быть рассказ о правилах безопасности, дополненный условными знаками, памятка, альбом, фотовыставка, стенгазета, карта с обозначением заповедников, национальных парков, объектов Всемирного наследия, схема-маршрут путешествия, «Красная книга (родного края, России, мира)», календарь праздников семьи, макет, модель, слайд-шоу, видеофильм и т.д.
Важно, чтобы в ходе презентации работ дети могли самостоятельно (или с минимально помощью взрослых) использовать современные средства информационных и коммуникационных технологий (мультимедийный проектор и др.).
Мы провели следующие групповые проекты: «Наш класс», «Берегите природу», «Аквариум», «Кто нас защищяет», «Книга здорового питания».
Ребята с удовольствием приняли участие в экологическом проекте, где представили свои модели одежды из разных отбросовых материалов.
Каждый год в классе мы проводим праздники для мам к 8 марта, Дню Матери, для пап к 23 февраля, где ребята читают стихотворения, показывают сценки, поют песни.
Также учащиеся принимают участие в конкурсах чтецов «Золотая осень», «День защитника отечества».
Детям нравится, когда на уроке применяются нестандартные средства. Посмотреть обучающее видео, затем сделать задания и обсудить их можно с помощью Яндекс Учебника, образовательной платформы UCHI.RU и платформы CORE. Внутри есть интересные подборки, которые, к тому же, сэкономят время на проверку: результаты станут известны мгновенно и автоматически.
Когда в 2019 году нам предложили принять участие во всероссийском проекте «Здоровое питание от А до Я», мы не задумываясь согласились. Проект проходил с ноября 2019г. по март 2020г.
Тематика курса «Здоровое питание» предназначена для проведения оздоровительной работы, с целью формирования правильных пищевых привычек младших школьников, формирования потребности нести личную ответственность за состояние своего здоровья.
Работа в проекте проходила в технологии смешанного обучения.
Каждый урок проводился по 3-м станциям: работа с учителем, групповая работа и индивидуальная работа учеников за электронными устройствами.
Использование на уроке модели Ротация станций позволило каждому ученику получить знания, применить их на практике при групповой работе над проектом и самостоятельно закрепить знания на онлайн станции [4].
Очевидным плюсом данной модели это динамичность урока и разнообразие форм обучения, что позволяет более точно оценить образовательные результаты, а учащимся лучше систематизировать знания.
При работе над проектом предпочтение было отдано групповой работе потому, что творческое взаимодействие детей друг с другом оказывает стимулирующее влияние на продуктивность творческого процесса и на развитие творческих качеств личности.
В групповом проекте дети работали над выполнением общего задания, но функции и обязанности каждого учащегося были четко обозначены. В этом проекте каждый ребенок внес частичку своего труда в создание общего «продукта».
Так как дети в классе обладают разными способностями и возможностями, то и распределение заданий носило дифференцированный подход. Учащиеся при работе над заданием использовали справочную литературу: энциклопедии, справочники, пользовались Интернетом для сбора информации по теме. Дети приносили учителю подобранный материал, обсуждали его с учителем, отбирали наиболее удачный.
В ребенке обязательно нужно поддержать любое стремление к творчеству, каким бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. За всеми этими «наивностями» и «корявостями» кроются искренние и поэтому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его чувств и мыслей
Такая форма обучения многогранна, эффективна и перспективна. Организация проектной деятельности позволит учителю сделать процесс обучения ярким и запоминающимся, поможет учащимся с исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно.
Уроки проходили очень интересно и продуктивно!
В конце уроков во время презентации группами своих проектов, у нас с ребятами возникли различные идеи! Мы создавали рекламу своего здорового образа жизни, следили за водным балансом своего организма и рационом питания, посетили завод "Бондюэль-
Кубань" и молочную ферму «Кладовая солнца». Свои результаты публиковали в электронном журнале «Здоровье», который размещали на своей странице в инстаграмм.
Хочется отметить, что знания, которые ребята получили в рамках этого проекта, помогут ребятам в повседневной жизни.
В результате наш класс стал победителем Всероссийского проекта «Здоровое питание от А до Я».
Анализ полученных результатов по проектной деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира показал, что повысился уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности: решение проблем (постановка проблем, целеполагание, планирование и оценка результата), информационная (поиск и обработка информации), коммуникативная (устная презентация, продуктивная коммуникация – работа в группе). Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. Это ведёт к развитию коммуникативных навыков, создаётся обстановка общей увлечённости. Каждый ученик вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, значит, берёт на себя ответственность за производимое действие.
Проектная деятельность на уроках окружающего мира позволяет учащимся расширить рамки учебника, проследить связь между различными школьными дисциплинами, способствует формированию ключевых естественнонаучных компетенций учащихся.
Используемые источники:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение,
2010
2. Голуб Г.Б. Метод проектов - технология компетентностноориентированного образования: метод. пособие для педагогов-руководителей проектов уч-ся основ. шк. - Самара: Учебная литература, 2006.
3. Н.В.Матяш, В.Д. Симоненко. «Проектная деятельность младших школьников». Москва изд. Центр «Вентана- Граф». 2002 г.-103 с.
4. Понятовская Ю.Н. Методическое пособие по курсу «Здоровое питание от А до Я»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.