Междисциплинарный урок
3 класс
Тема: «В старинной русской избе»
Цель: изучить устройство старинной русской избы, опираясь на умение работать со сплошными и несплошными текстами.
Задачи:
• познакомить с устройством старинной русской избы с опорой на имеющиеся знания и умения учащихся по предметам:
литературное чтение, окружающий мир, математика и русский язык;
• формировать навык работы с разными текстами и информационными источниками;
• воспитывать чувство гордости своей страной и сопричастности к культуре русского народа;
• формировать коммуникативные умения;
• мотивировать к самостоятельному изучению истории и культуры своей страны Планируемые результаты Личностные:
• осознавать регулятивную функцию конструктивных особенностей старинной русской избы в соотнесении с их назначением и нравственным смыслом в жизни каждого члена семьи;
• рассказывать о традиционных особенностях старинного дома.
Предметные:
• иметь представление о внутреннем устройстве старинной русской избы, знать как конструктивные особенности избы соотносятся с их назначением и ролью в жизни каждого члена семьи.
Метапредметные:
объяснять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в избе.
Оборудование: рабочие листы с текстами и заданиями, мультимедийная панель, рабочий лист к уроку "В старинной русской избе", мобильное приложение "Plickers". Ход урока
I. Мотивация
• Сегодня у нас необычный урок.
• Хотите узнать его тему?
• Рассмотрите картинки. Что изображено на картинках?
Определите, что у них общего.
II. Целеполагание
• Вы совершенно правы на картинках показано устройство старинной русской избы.
• Сформулируйте тему урока
• Рассмотрите листы, которые я вам выдала.
• Что вы можете сказать о них?
• Сформулируйте цель нашего урока.
III. Актуализация знаний.
• На уроках окружающего мира мы с вами уже говорили о старинном доме.
• Давайте вспомним и ответим на вопросы.
- С чем можно сравнить старинный крестьянский дом?
- Сколько ярусов было в доме?
- Какое дерево вкапывали в центре, когда начинали строительство дома?
- Что находилось на втором ярусе дома?
- Что символизировал третий ярус?
IV. Новый материал.
• Рассмотрите внимательно выданный лист.
• Что видите на нем? Тексты и задания. 1) Работа со сплошным текстом
• Прочитайте внимательно текст.
• Какой это текст? Что в нем необычного?
На какие 2 части можно его разбить по жанру? (проза и стихотворение)
• Сколько углов было в доме?
• Как каждый угол назывался?
• Найдите задание 1 и выполните его. Какие слова дописали?
• Для чего был предназначен печной, красный, женский, мужской угол? Найдите и прочитайте.
• В тексте вам встретились незнакомые слова. Выполните задание 2.
• Давайте проверим с помощью пликерсов.
• Сколько смысловых частей в тексте?
• Давайте поиграем в игру «Правда или ложь». Если правда, то хлопните 1 раз, если ложь, то 2 раза.
- Когда входили в избу, то кланялись. Объясните, почему.
- Матица делит горницу на 4 части. Какой ответ верный? - По диагонали от печи находится женский угол. Какой ответ верный?
- Дети играли возле печи. Докажите предложением из текста.
- Лавка-коник находится в мужской части дома. Докажите предложением из текста.
Какая главная мысль заключена в тексте? Запишите предложение, которым она выражена.
2) Работа с видео.
• Как выдумаете, ребята, это все, что находилось в крестьянской избе?
• Предположите, что еще могло там находиться?
• Давайте внимательно посмотрим видео и прослушаем информацию.
• Что еще находилось в избе?
3) Работа с картинками
• Давайте проверим, так ли вы были внимательны.
• Найдите 4 задание. Прочитайте слова и рассмотрите картинки.
Выполните задание.
Какие предметы вы не смогли определить? Проверьте себя по образцу и исправьте ошибки.
• Найдите 6 задание. Прочитай значения некоторых предметов.
Вставь пропущенные буквы. Назови орфограмму.
• В 1 предложении найди имена прилагательные и подпиши сверху.
• Во 2 предложении найди имена существительные, подпиши над каждым число.
• Какой части речи нет в этих предложениях?
• Найди предметы, которые находились в женском углу и продолжи предложение.
4) Работа со схемой
• Перевернем лист. Что изображено на нем? (схема) Это вид сверху горницы.
• Что вы на нем видите? Назовите.
• Назовите размеры горницы. Выполните задание 8.
• Выполните задание 9.
• В русской избе печь ласково называли матушкой. Она занимала важное место в доме.
• Найдите печь на схеме. Где она расположена?
• Прочитайте задание 10. Выполним его вместе. V. Рефлексия.
• Скажите, какая была тема нашего урока?
• Какую цель мы поставили?
• Как вы считаете, достигли мы поставленной цели?
• Расскажите, что вы узнали?
• Сколько учебных дисциплин помогали нам сегодня выполнить поставленную цель?
• Какое задание было самым интересным? А самым трудным?
• А зачем нам с вами и современному человеку нужно знать о старинной крестьянской избе?
• Кто хотел бы узнать еще больше?
Автор: Ковалевская И. В.
2. Прялка |
5. Красный угол |
8. Ухват для печи |
3. Чугунок |
6. Веретено |
9 Хлебная лопата |
1) 5 · 4 = 20 (м² ) площадь
2) (5 + 4) · 2 = 18 (м) периметр
Ответ: площадь горницы 20 м², периметр 18 м.
|
Размеры в метрах |
Длина горницы |
5 м |
Ширина горницы |
4 м |
Длина русской печи 20… дм. Найди её ширину, если площадь, которую занимает печь равна 280… дм².
280 : 20 = 14 (дм)
Ответ: длина русской печи 14 дм.
Дом Елизарова Музей-усадьба Национальный музей остров Кижи «Карельское подворье» Республики Карелия в деревня Ужесельга. Петрозаводске
Деревня Шёлтозеро Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 5
8. Заполни таблицу по схеме.
|
Размеры в мм |
Размеры в м |
Длина горницы |
|
|
Ширина горницы |
|
|
Выполни задания.
9. Найди площадь и периметр горницы.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________ 10. Заполни пропуски и реши задачу.
Длина русской печи …… см. Найди её ширину, если площадь, которую занимает печи равна ……………… см². ____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________ ____________________________________________________
В старинной русской избе
(1) На протяжении истории человек строил жилища, служившие ему защитой от холода, дождя и зноя. Русские избы строились из дерева. Внутри жилища всё было очень просто - ничего лишнего, только самое необходимое для жизни. Стены и потолки в русской избе не красили. В избе была одна комната – горница, она была и кухней, и спальней.
(2) Порог – граница дома. Наши предки считали, что это небезопасное место: «Через порог не здороваются», «Через порог руки не подают». Через порог нельзя и принимать подарки. Он достаточно высокий, а двери небольшие. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. По высоте дверь была ниже человеческого роста. Приходилось при входе и голову наклонить, и шапку снять.
(3) От порога видна центральная балка потолка – это матица, от нее зависит прочность дома. Она делит жилую часть пополам. В горнице четыре угла и каждый угол имеет своё название: печной, красный, женский, мужской. (4) Один угол русская печь занимала, семью от бед оберегала.
Этот угол печным называли, царством женщин считали. Здесь хозяюшки колыбельку качали, В тепле старые да малые обитали.
Возле печки дети играли, на полатях в тепле спали.
Второй угол избы напротив печи.
Здесь женщины и девицы на лавках сидели.
Пряли да ткали, шили да вышивали.
Всю семью одевали.
Третий угол избы, по диагонали от печи, Хозяева почитали.
Красным или святым углом его называли.
Здесь душа избы обитает, всю семью объединяет.
Четвёртый угол – мужской. Этот угол не простой.
Здесь лавка – коник стоит, инструменты хозяина хранит. Вечерами мужчина на лавке сидит, Для хозяйства что – то мастерит. Всем есть место в доме!
1. Рассмотри изображение. Допиши пропущенные слова.
2. Заполни таблицу. Соедини слово с его значением.
Горница |
Центральная балка потолка |
Матица |
Комната |
Красный |
Лавка, где инструменты хозяин хранит |
Бабий кут |
Красивый, святой, с иконами |
Коник |
Женский угол |
3. Выпишите предложение, которое является главной мыслью текста.
____________________________________________________
____________________________________________________
4. Рассмотри картинки. Прочитай слова.
1. Инструменты 4. Колыбель 7. Ткацкий станок
2. Прялка 5. Красный угол 8. Ухват для печи 3. Чугунок 6. Веретено 9 Хлебная лопата
5. Поставь соответствующие картинкам номера.
6. Прочитай значения некоторых предметов. Вставь пропущенные буквы. Назови орфограмму.
Ухва́т — руч…ной инструмен… для перем…щения глиняных и чугунных горшков для еды в ру…кую печь.
Хлебная л…пата— для перемещения хлеба и п…р…гов.
Прялка – пр…стое устройство для пр…дения всего одной нити пряжи.
7. Найди предметы, которые находились в женском углу и продолжи предложение.
В женском углу дома находились ______________________ __________________________________________________ .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.