Консультация для родителей на тему "Детское экспериментирование"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 22.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подвижный и активный ребенок 4-5 лет в день задает порядка 400 вопросов. И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы малыш понял. Для этого и существует детское экспериментирование в детском саду. Почему ветер дует? Отчего предметы падают вниз, а не вверх? Почему лед твердый, а вода – нет? На эти и другие вопросы можно ответить, а можно провести с ребенком опыт, в ходе которого он сам увидит закономерности своими глазами.
Иконка файла материала дет эксперем.docx

Детское эксперементирование

Подвижный и активный ребенок 4-5 лет в день задает порядка 400 вопросов. И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы малыш понял. Для этого и существует детское экспериментирование в детском саду. Почему ветер дует? Отчего предметы падают вниз, а не вверх? Почему лед твердый, а вода – нет? На эти и другие вопросы можно ответить, а можно провести с ребенком опыт, в ходе которого он сам увидит закономерности своими глазами.

 Чем полезно детское экспериментирование в детском саду?

Во-первых, у детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества, свойства.

 Во-вторых, экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность, открывает для ребенка новый мир, полный чудес и загадок.

В-третьих, у детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы.

И, конечно, детское экспериментирование в детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, что, естественно, влияет на их самооценку.

Виды экспериментов в ДОУЭ экспериментирование может быть демонстрационным и фронтальным.

Демонстрационное наблюдение – это вид деятельности, при которой объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы, однако личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если малыш уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента. В противном случае возможна пассивная реакция группы.

Фронтальное наблюдение – вид деятельности, при которой есть несколько объектов, и они – в руках у детей. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех малышей, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск несоблюдения правил безопасности и т.д. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов.

Игра-эксперимент – вид деятельности, где все планируется по определенному плану: постановка познавательной задачи (ставится воспитателем); выдвижение детьми предположений; проверка гипотез; фиксация результатов и подведение итогов; обсуждение работы.

Экспериментирование в свободной деятельности- вид деятельности где  дети могли бы  заниматься опытами самостоятельно, для этого в каждой группе должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

Как оформить уголок экспериментирования в детском саду? Вопрос не праздный, поскольку уголок должен быть оформлен в соответствии с правилами безопасности и, в то же время, вызывать интерес у детей. Итак, в своем уголке выделите место для:

*Постоянной выставки. Здесь можно хранить редкие предметы (камни, раковины, кристаллы). Можно добавить лучшие поделки малышей.

*Приборов. Исходя из плана вашей работы, здесь должны быть необходимые вещи (весы, мерные емкости, песочные часы, линейки, пипетки, банки, веревки, воронки, пластиковые бутылки, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла и т.д); для того чтобы обеспечить интересное и продуктивное экспериментирование в детском саду.

*Схемы. Подготовьте памятки для ребят, чтобы они знали, с чем имеют дело (например, "Вода" о свойствах воды, «Волшебный магнит»,"Воздух" и т.д.).

*Памятки должны быть красочными и понятными малышам. Материалы (природные: песок, вода, глина, скорлупа, шерсть, соль; неприродные: пластмасс, материал, металлические предметы и т.д), неструктурированые).

*Место для проведения опытов.

Как подбирать опыты в соответствии с возрастом детей?

Не следует младшей группе давать сложные опыты с наличием стеклянных предметов, микроскопом и т.д. Познакомьте их с воздухом (опыты «Мы поймали воздух» с использованием шаров, «Я вижу воздух» с трубочкой и стаканом воды), ветром («Что такое ветер?»), магнитами, водой (опыт «Тонет - не тонет», «Вода не имеет формы» ,«Меняет ли вода цвет?», с использованием красок, «Свойства песка» и т.д).

Помните, что детское экспериментирование в детском саду – это способ пробудить интерес к науке, поэтому от того, насколько яркими и интересными будут ваши опыты, зависит то, каким вырастет ребенок!