Какие бывают звуки?
(инструкция для родителей)
Уважаемые родители, добрый день! Сегодня мы поговорим о том, какие бывают звуки и как доступно донести до Вашего дошколёнка ту необходимую информацию, которая нужна ему для успешного овладения навыком чтения. Для того чтобы Вы смогли объяснять малышу материал, я хочу рассказать Вам тот минимум, который Вам нужно вспомнить, чтобы успешно заниматься с ребенком дома на данном этапе.
Звуки бывают речевые и неречевые. Неречевые звуки – это звуки окружающего мира (шум воды, ветра, машин, скрип двери, звук шагов, голоса животных, птиц и т.д.). Речевые звуки – это звуки нашего родного языка, на котором мы разговариваем.
Речевые звуки бывают гласные и согласные
Гласные звуки – это звуки, которые, при произношении не встречают преграды на пути, их можно спеть, прокричать. Это звуки А У О И. На письме гласные звуки обозначаются красным цветом.
Есть еще йотированные гласные – это буквы, которые в определенных случаях составляют два звука (е, ё, я, ю) соответственно е = йэ, ё=йо, я=йа, ю=йу. Йотированные гласные всегда обозначают только два звука.
Согласные звуки – это звуки, которые при произношении встречают преграду (зубы, губы, язык), спеть их нельзя. Согласные звуки бывают твердыми, мягкими, звонкими и глухими. Парные твердые и парные мягкие звуки помогают нам различать слова
Твердые и мягкие согласные бывают парными и непарными.
Парные |
Непарные |
||
Твердые |
Мягкие |
Всегда твердые |
Всегда мягкие |
Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х |
Б` В` Г` Д` З` К` Л` М` Н` П` Р` С` Т` Ф` Х` |
Ш Ж Ц |
Ч` Щ` Й` |
Парные согласные звуки в разных словах обозначают либо «твердый» либо «мягкий» звук. Например в слове КИТ звук К – мягкий, а в слове КОТ – твердый. В слове БЫТ – звук Б – твердый, а в слове БИТЬ – мягкий. Непарные звуки в любом сочетании – либо всегда твердые, либо всегда мягкие. Например звук Ш – всегда твердый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким.
Мягкие звуки на письме обозначаются зеленым цветом, твердые – синим.
Благодаря звонким и глухим согласным, мы различаем слова. Сравните шар – жар, дом-том, коза – коса. При произнесении глухих согласных голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
Парные |
Непарные |
||
Звонкие |
Глухие |
Всегда звонкие |
Всегда глухие |
Б Б` В В` Г Г` Д Д` Ж З З` |
К К` П П` С С` Т Т` Ф Ф` Ш |
Л Л`, М М`, Н Н`,Р Р` Ж, Й |
Ч` Щ` Х Х` Ц |
Дети старшего дошкольного возраста должны ориентироваться в следующих вопросах:
1. Чем отличаются гласные и согласные звуки. Какие это звуки (привести примеры). Назвать слово на определенный звук.
2. Уметь определять твердость – мягкость звука в слове. Например слово КИТ и КОТ. В каком случае звук К – твердый, а в каком – мягкий.
3. Уметь определять звонкость-глухость согласного звука. (Путем прикладывания ладошки к шее, при произнесении звука).
4. Уметь определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова)
5. Уметь составлять схему слова (составлять и закрашивать окошки под буквами в слове)
6. Уметь разделять слово на слоги.
!!!ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем, читаем
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.