Консультация для родителей на тему
«Тревожность как свойство личности и характера ребенка»
Целью данной консультации является донести до родителей информацию о типах воспитания в семье, где возрастает тревожность ребёнка и обучить родителей контролю собственной тревожности.
Психологами установлено, что формирование детской тревожности следствием неправильного воспитания ребёнка. Так, например, вы родители зачастую предъявляете к ним завышенные требования, совершенно собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своём ребёнке. Завышенные требования родителей могут связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своём чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры.
Требования взрослых, которые ребёнок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычной ситуации. Таким образом формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами
Исследования специалистов показали, что большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребёнка. Это говорит о том, что вам необходимо чаще принимать участие в индивидуальных консультациях с психологом по проблемам детского поведения и читать рекомендуемую литературу.
Так, иногда «неподготовленные родители», узнав о возникновении у ребёнка каких –либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребёнка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то и другое может только способствовать усилению страхов.
Большое количество замечаний, окриков, одёргиваний может вызвать в ребёнке не только агрессию, но и тревогу. Таким родителям хочется посоветовать хотя бы в течении одного дня записывать все замечания, которые они сделали ребёнку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали ухудшению взаимоотношений с сыном или с дочерью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребёнку.
Как правило, родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, в связи с чем имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями и т.д. Таким родителям необходимо прежде всего заняться самовоспитанием. Такую работу над собой можно начать с применения восьми способов изменения самооценки, предложенных Лючиндой Бассет(1997).
Рецепт 1. Постарайтесь более позитивно относиться к жизни. Для этого используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключаться на приятное
Рецепт 2. Относитесь к людям так, как они того заслуживают т.е. выискивайте в каждом человеке не недостатки, а их позитивные качества.
Рецепт 3. Относитесь к себе с уважением. Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые.
Рецепт 4. Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе. Чтобы реализовать это чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то менять в себе. Если – да, то не откладывайте.
Рецепт 5. Начинайте принимать решение самостоятельно. Помните, что не существует правильных или неправильных решений. Любое принятое вами решение вы всегда можете оправдать и обосновать.
Рецепт 6. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние. Для этого приобретайте любимые книги, магнитофонные записи… Имейте и любите свои «слабости»
Рецепт 7. Начинайте рисковать, т.е. принимайте на себя ответственность. Пусть доля риска сначала может быть невелика.
Рецепт 8. Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в обстоятельства и пр. Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в вешении трудных ситуаций. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите.
Положительно влияет на гармоничное развитие личности ребёнка и снижение уровня тревожности – благоприятный психологический климат в семье. Вам следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки, чаще бывать на природе.
Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнёрские отношения в форме сотрудничества между вами и вашими детьми.
Выполнение этих рекомендаций поможет вам укрепить доверительные отношения с вашими детьми. Более глубокое изучение взаимодействий вас и вашего ребёнка будем рассматривать на индивидуальных консультациях, по вашим запросам.
Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей)
· Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение, выход, увидеть положительные стороны.
· Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Таким образом вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
· В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
· Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
· Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках.
· Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось...»
· Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...
· Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
· Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
· Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т. д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
· Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т. е. телесного контакта.
Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
Творчество — состояние спокойного человека.
У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.