Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста (от 1,5 до 3 лет)
Раннее детство - особый период
становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что
функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в
результате взаимодействия организма с окружающей средой. В этот период
наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все
дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы
полноценного развития и здоровья ребенка. Ни в каком периоде детства не
наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех
функций мозга. В этом возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные
способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная
деятельность.
Продолжается развитие всех органов и физиологических систем,
совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и
самостоятельным (позиция «Я сам»). Это требует от взрослого особого внимания к
обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения за счет менее знакомых
взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит
ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием
предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются
восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы.
Главные цели
взрослого в отношении ребенка раннего возраста:
- организовывать предметную деятельность;
- обеспечивать полноценное физическое, в том числе двигательное развитие;
- формировать речь.
Ведущая деятельность - предметная.
Действуя с предметами, ребенок второго -
третьего года жизни открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и
динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение
целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку,
матрешку). Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он
самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления:
ложкой едят, мешают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т.д.
Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый.
К концу второго - началу третьего года жизни у ребенка на
основании повседневной практики действий с игрушками и бытовыми предметами
складываются представления об их функциональном назначении, но он еще не вполне
владеет способами действий с ними.
Постепенно ребенок начинает сравнивать свои действия с
действиями взрослого.
В специальных обучающих играх-занятиях ребенок осваивает
систему орудийных действий. Например, достает сачком шарик из воды или тянет за
веревочку, чтобы придвинуть к себе машинку. Подобные игры имеют чрезвычайно
важное значение для осознания ребенком общего принципа предметного опосредования.
Чтобы дети осваивали перенос способа действия в другие ситуации и на другие
предметы, можно использовать сюжетное конструирование. Для этой цели хороши
различные строительные наборы и простые конструкторы при условии, если детям одновременно
дают сюжетные фигурки, сомасштабные с постройками из деталей
конструктора.
Полезны совместные со взрослым сюжетно-дидактические игры,
инсценировки, прослушивание сказок. Воспитатель показывает детям картинки,
слайды, мультфильмы, водит их на тематические прогулки, что обогащает
содержание игр.
Под влиянием предметной деятельности как ведущей в этом
возрасте развиваются не только игра, но и другие виды деятельности: сюжетное
конструирование, рисование, элементарное самообслуживание и др.
Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к
игре. Он хочет все делать сам - в своей самостоятельной сюжетно- отобразительной
игре воспроизводит с помощью предметов-заместителей (кубиков, палочек и
игрушек) отдельные простые события повседневной жизни; много и разнообразно
играет.
Вместе со взрослым ребенок участвует в несложных обучающих
и подвижных играх, которые, в свою очередь, обогащают его самостоятельную сюжетно-отобразительную
игру.
К концу раннего возраста возникают предпосылки развития
ролевой игры.
Ребенок уже многое знает и умеет, хочет быть не просто
«повелителем» вещей, но и «распорядителем» отношений, т .е. взять на себя
роль другого человека, персонажа сказки.
В игре впервые проявляется инициатива ребенка в постановке
и решении игровой задачи, а это является признаком творческого начала в его
деятельности.
Базисные характеристики личности к концу
возрастного периода
Компетентность. К 3 годам ребенок достигает определенного уровня социальной
компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к
нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. для
налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые способы
общения. Осознает свою половую принадлежность.
Интеллектуальная компетентность выражается прежде всего в
том, что ребенок активно интересуется окружающим миром, задает вопросы,
использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки,
предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре и общении. В
практической деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, величину,
фактуру, строение) и их назначение, много и активно экспериментирует,
наблюдает.
Овладевает родным языком, пользуясь основными
грамматическими категориями и словарем разговорной речи.
В плане физического развития компетентность трехлетнего
ребенка проявляется в том, что он владеет основными жизненно важными движениями
(ходьба, бег, лазанье, действия с предметами), элементарными гигиеническими
навыками и навыками самообслуживания.
Эмоциональность. Ребенок испытывает повышенную
потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства -
радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.
Инициативность. Проявляется
во всех сферах жизнедеятельности: общении в практической предметной
деятельности, самодеятельных сюжетно-отобразительных играх. Все это составляет
основу развития у ребенка креативности (способности к творчеству).
Самостоятельность. Фундаментальная характеристика
ребенка 3 лет «<Я сам», -Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть
как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть
ПОСУДУ, стирать, делать покупки и т.д.). Поскольку словесные
предупреждения ребенок часто не учитывает, взрослому необходимо предвидеть
опасность и заранее ее устранять (убирать бьющиеся или колющие предметы,
закрывать дверцы шкафов и пр.).
Советы:
1. Необходимо научиться разумной опеке.
2. Развивая ребенка как личность, вы повышаете его самооценку.
3. Оценивайте положительные и отрицательные действия ребенка, но никогда не оценивайте его личность.
4. Когда хвалите ребенка, сравнивайте его с ним самим, с его же достижениями, а не с "хорошим соседским сыном".
5. Зря не ругайте, только за что-то.
6. Слово "нельзя" употребляйте, только если это касается безопасности ребенка.
7. Ребенок, которого мало хвалили в детстве, вырастает неуверенным и всю жизнь борется со своими комплексами.
8. Поощряйте самостоятельное решение проблем (с помощью взрослого) и совместную деятельность, от которой ребенок получает удовольствие. Объясняйте следствие и мотивы поступка в доброжелательном тоне.
9. Принимайте ребенка как равного, не предлагайте ему готовых решений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.