Консультация для родителей Поиграем вместе!
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский).
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Уважаемые родители, я хочу предложить Вам очень простые, но в тоже время очень интересные и познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома. Игры развивают не только сенсорные способности ребенка, но и мелкую моторику рук, так как сенсорное развитие и развитие мелкой моторики неразрывно связаны друг с другом. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для них послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.
Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому лучше всего использовать более крупные крупы, например, фасоль. Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи.
А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка, шарик, кубик и т.п.), поверьте, восторгу не будет предела! После того, как ребенок найдет то, что было Вами спрятано, спросите его: Что он нашел? Какого цвета? Какой формы? На что похоже? и т.д.
Игра «Бусы для мамы».
Макароны – это отличный творческий материал для маленьких детей. Большое разнообразие видов макарон позволят Вам придумать много интересных игр с ними. Например, рожки и короткие трубочки можно нанизывать на нитку и делать бусы. А если взять цветные макароны, можно попросить ребенка сделать бусы из деталей только одного цвета, или нанизывать поочередно макароны нескольких цветов.
Игра «Мозаика из бросового материала»
В доме каждой хозяйки найдется немало пуговиц, разных по цвету, форме, величине (можно использовать цветные пробки от пластиковых бутылок, камушки и т.п.). Выложите вместе с ребенком рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, цветок и т. д. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.
Такой незамысловатый предмет, как прищепка, который также найдется в любом доме, можно использовать для игры с детьми. Для этого понадобится цветной картон, ножницы, цветные прищепки и Ваша фантазия. Если, например, вырезать круг из картона желтого цвета и прицепить к нему прищепки вместо лучиков, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – Круглое! А какого оно цвета? – Желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А если подключить Вашу фантазию и воображение, можно придумать множество предметов, а недостающие детали дополнить прищепками, подобрав их по цвету. ( Иголочки к елке, дождик к тучке, хвост и плавники к рыбке и т.д.).
Там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе, проблемы между взрослыми и детьми решаются легко.
Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Предлагаю Вам несколько речевых совместных игр
«Добавлялки» Ра-ра-ра – начинается… (игра).
Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары).
Ру-ру-ру – продолжаем мы… (игру).
Ре-ре-ре – стоит домик на… (горе).
Ри-ри-ри – на ветках… (снегири).
Бы-бы-бы – идёт дым из… (трубы). Ро-ро-ро – у Раи новое … (ведро) Ар-ар-ар – кипит наш… (самовар).
Ор-ор-ор – созрел красный… (помидор).
Ир-ир-ир – мой папа… (командир).
Арь-арь-арь – на стене висит… (фонарь).
Ло-ло-ло – на улице… (тепло).
Лу-лу-лу – стол стоит в… (углу).
Ша-ша-ша – мама моет… (малыша).
Шу-шу-шу – я письмо… (пишу).
Жа-жа-жа – есть иголки у… (ежа).
Жу-жу-жу – молока дадим … (ежу).
За-за-за – к нам идёт… (коза).
Са-са-са – в лесу бегает… (лиса).
Су-су-су – было холодно в … (лесу).
«Отгадай и назови» Сильная метель, снежная буря.(вьюга)
Загородный дом для летнего отдыха.(дача)
Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе.(варенье)
Помещение для стоянки и ремонта автомобилей.(гараж)
Лиственное дерево с белой корой.(берёза)
Тот, кто сражается с врагом.(воин, боец)
Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой.(бутерброд)
Место, где продают лекарство.(аптека)
Детёныш собаки.(щенок)
Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях.(герб)
«Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса.
Ход игры: ведущий называет животное, ребёнок отвечает, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит)
Тигр рычит)
Змея шипит)
Комар пищит)
Собака лает)
Волк воет) Утка крякает) Свинья хрюкает).
Вариант 2. ведущий спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. Можно играть с мячом.
Играть можно с картинками, реальными и воображаемыми предметами.
Цель: расширить словарный запас, тренировать речевое внимание.
Ход игры: ведущий бросает мяч ребенку и называет любое слово (существительное, ребенок должен решить: поймать его (значит съесть) или нет.
Цель: учить различать предметы по характерным признакам, расширять словарный запас.
Ход игры: ведущий предлагает рассмотреть две игрушки (сначала разные, потом всё более похожие). Ребенок перечисляет отличия.
Два медведя, один большой черный, другой маленький коричневый.
- Назови, кто это и чем они отличаются.
- Это медведи. Один медведь большой и черный, а второй маленький икоричневый.
Цель: расширять словарный запас, развивать логическое мышление.
Ход игры: ведущий предлагает ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребёнка (игрушки, мебель, одежда). В ходе игры родитель учит ребёнка давать развернутую характеристику предмета (сначала называем класс предмета, его составные части, потом форму, цвет, размер, материал, функции предмета). Необходимо использовать предметы и слова, доступные пониманию ребёнка, наглядно демонстрировать всё, о чём рассказывается.
Задавать наводящие вопросы, помогать (в случае затруднения) с ответом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.