Консультация для родителей:
«Пойте детям колыбельные песни»
Колыбельные песни – основа фольклора разных народов. Слушая колыбельные песни, ребёнок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Основное предназначение усыпить его, в момент засыпания мозг ребёнка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно. Специалисты считают колыбельные универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребёнка на всю жизнь: дети которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами. Колыбельные песни – в основе слово колыбать (качать, колыхать, зыбать). Отсюда слова колыбель, коляска. Возможно, слово колыбель ведёт своё происхождение от корня Коло (божество древнеславянской мифологии) и подразумевает мерное, повторяющееся, цикличное движение. В народном обиходе колыбельные называли байками от глагола баюкать (качать, усыплять). В народе искусство пения колыбельных песен передавалось из поколения в поколение. Люди понимали и то, как важен сон для дитя. Колыбельные песни снижали влияние внешних раздражителей, успокаивали непроизвольные движения конечностей. Покачивание колыбели и пропетая мелодия напоминала ребёнку своей интонацией о близости матери, создавала комфортное эмоциональное состояние. В момент исполнения колыбельной мать полностью принадлежит ребёнку. Она дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создаёт в ребёнке уверенность, не только в силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.
Психологи проводили исследование, в ходе которого наблюдали за двумя группами детей. Малышам из первой группы мамы пели колыбельные песни, малышам из второй вместо колыбельных просто включали спокойную музыку. Результаты оказались неожиданными и впечатляющими. Дети из первой группы были более спокойными, послушными, интеллектуально развитыми. Психологи объясняют такие результаты несколькими причинами. Одна из самых важных - это установление особых эмоциональных отношений между мамой и малышом. Ведь мама, убаюкивая ребенка, оставляет все накопившиеся за день тревоги и волнения, полностью обращена к нему, передает ему свои тепло и нежность, ласково поглаживает малыша. Малыш воспринимает её интонации, тембр её голоса, такой родной и любимый, который дает ему чувство тепла и защищенности, очень важные для завершения дня и спокойного сна. Поэтому мама не должна лишать малыша колыбельных песен перед сном. Несравнимо более важен эмоциональный настрой, который она направляет ребенку.
Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно-ласкательных слов:
Айлюли, люли, люли,
Прилетели к Вале гули.
Большую роль в звуковой организации стиха играют звукоподражания:
Ворота-то скрип, скрип,
А Коленька спит, спит.
Заметны часто встречающиеся повторения звуков и слов, как бы вызываемые самим мягким качанием подвесной люльки, что создает плавность звучания, монотонность.
Можно выделить несколько основных разновидностей колыбельных, понятных детям дошкольного возраста, опираясь на содержание текста.
1. Это песни, которые содержат обращение к ребенку с пожеланием сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды:
Баю, баю, баиньки,
Скатаем Насте валенки,
Полушубочек сошьем, Настю к бабушке пошлем.
Будет бабушка встречать,
Настю кашкой угощать,
Даст ей тепленький блинок
И румяный пирожок.
2. Песни, в которых фигурируют образы животных и птиц: обращения с просьбой помочь укачать ребенка к коту, голубям (гулям), к животным, мешающим малышу спать,— к петушку, собаке, птицам. Особенно часто встречается обращение к коту. Мирное мурлыканье кота навевает сон. Существовало даже поверив, что, если прежде, чем класть в колыбель ребенка, положить в нее кота, ребенок будет хорошо спать. К коту обращаются с просьбой покачать ребенка:
Ах ты, котенъка-коток,
Котя — серенький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Мою Машеньку качать.
Я тебе, коту, коту,
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога,
Полну крынку творога,
Платок аленький свяжу,
Тебе шейку повяжу;
Шубку бархатну куплю,
Всю на беличьем меху.
3. Колыбельные с мифологическими образами Сна, Дремы, Угомоны. Эти персонажи представлялись живыми существами:
Ходит Сон по лавочке в красненькой рубашечке,
Уж ты, Сон-Дрема, Поди к сыну в голова!
В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Забывая народные обычаи, песни, мы что-то невосполнимо теряем для себя и детей. Колыбельные несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции развития ребенка.
«Баю, баю, баю! Куклу раздеваю,
куколка устала, целый день играла.
Положи, Танюшка, щёчку на подушку,
вытяни ты, ножки, спи скорее, крошка».
Или другая колыбельная для куклы.
«Куколку кладу в кровать будет кукла моя спать.
Утюжком поглажу ей я пижаму:
Я для куколки своей тоже мама! »
В своих играх дети брали свои любимые игрушки, садились на стульчики и пели колыбельные песенки.
«Спасть не хочет бурый Мишка-
Уж такой он шалунишка.
Я топтыжку покачаю:
- Баю-баю, баю-баю! »
Надеюсь, что дети, исполняя колыбельные песни, вырастут любящими, заботливыми, добрыми и ласковыми мамами.
«Бай-бай, бай-бай, не ходи, старик Бабай.
Не ходи старик Бабай, мою Таню не пугай»
«Лады-лады-ладыньки, в огороде заиньки.
Зайки травку едят и на Машеньку глядят… »
«Спи-ка, спи-ка, баю-бай, свои глазки закрывай.
Баю-баю, баю-бай, поскорее засыпай… »
Дорогие родители,
Пойте своим детям колыбельные песни!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.