Возрастные особенности речевого развития детей 4-5 лет.
- увеличивается активный словарь детей приблизительно до 3000 слов за счет слов, обозначающих свойства и качество предметов, действия с ними, их функциональные признаки.
- дети начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы), употребляют обобщающие слова («посуда», «мебель» и т.д.).
- характерна неустойчивость произношения, недостатки произношения 1-2 звуков, чаще [р], [рь] из-за сложности артикуляции этих звуков.
- трудность в произношении слов с большим количеством согласных звуков (регулировщик, экскаватор, велосипедист и т.д.)
- в усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения:
· дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными вроде, числе и падеже;
· ориентироваться на окончания слов («красный шар», «красная шапка»);
· использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около), соединительные союзы и местоимения.
· дети участвуют в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, составляют рассказы по картинкам.
- развивается фонематическое восприятие (подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове)
- учатся различать громкость звука, ускорение и замедление темпа речи, улавливает различные интонации, голосовые модуляции.
- дети так же любят сочинять и рассказывать сказки. Это способствует развитию их творческих способностей.
Таким образом, к 5 годам дети овладевают правильным произношением почти всех звуков родного языка. Знают все обобщающие понятия и правильно используют их в своей речи. Умеют связно излагать свои мысли, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Владеют как диалогической, так и монологической речью.
Консультация логопеда, если….
1. Ребёнок испытывает трудности при произношении каких-либо звуков (смягчает, заменяет, искажает или звук отсутствует в речи).
2. Речь ребёнка не понятна окружающим (часто «сюсюкает», «каша во рту», глотает окончания и т.п.).
3. Говорит очень быстро на вдохе, наблюдается заикание или запинки в речи.
4. Выраженные нарушения строения и подвижности органов артикуляции (асимметрия губ, языка, повышенное слюнотечение, межзубное произношение большинства звуков, недостаточная подвижность языка: ребёнок не может вытянуть язык вперед, повернуть влево, вправо, поднять вверх и т.д.).
5. Маленький словарный запас. Не знает и не использует в речи обобщающие понятия («посуда», «мебель», «насекомые» и т.д.).
6. Ребёнок не умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже, образовывать слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом, затрудняется в употреблении предложно-падежных конструкций. Наблюдается большое количество аграмматизмов в речи.
7. Не умеет связно выражать свои мысли. Затрудняется в составлении предложения, рассказа по сюжетной картинке, серии сюжетных картин. Не может последовательно пересказать, прочитанные ему, небольшой рассказ или сказку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.