Мы не понимаем возрастных особенностей детей
Зачастую мы пытаемся говорить с детьми как со взрослыми или,
наоборот, не учитываем, что они уже не малыши. Один из ключевых секретов
взаимопонимания – осознать, на какой ступеньке развития сейчас находится ваш
ребенок и какие «ключи» подойдут в данный момент для оптимального
взаимодействия. Это касается, например, дистанции в общении – так, трехлетний
ребенок входит в кризис «Я сам» и пытается почувствовать свои силы,
игнорирование этого фактора неизменно будет вести к конфликтам.
При общении с детьми у нас актуализируются
собственные детские психологические травмы
Иногда детские вопросы или слова ранят или
заставляют нас чувствовать себя виноватыми и защищаться. Важно понять, какие
именно моменты общения ранят нас больше всего и спросить себя, не похоже ли это
на какие-либо значимые ситуации из вашего собственного детства. Задайте себе
вопрос: «А как поступали мои родители в этих ситуациях?» Для того чтобы
наладить гармоничные взаимоотношения, необходимо максимально отделить свое
детство от детства своего ребенка: например, осознать, что оставаться с
бабушкой было травматично для вас, а для вашего сына – возможно, вполне приятно
и весело.
Мы отрицаем или не понимаем
чувства детей
Наши дети могут помочь себе сами, если кто-то
готов их выслушивать и сопереживать. Но слова сопереживания не приходят нам в
голову сами собой – это не наш «родной язык». Большинство современных взрослых
выросло в обстановке отрицания чувств. Для детей этот язык жизненно необходим,
без обозначения того, что с ними происходит, дети попадают в психологический
вакуум, они не могут разобраться в себе и в том, что с ними происходит, эмоции
захлестывают их. Поэтому детям важно подсказывать: «тебе сейчас страшно», «я
вижу, ты злишься», «на твоем месте я бы расстроился».
Мы не умеем слушать детей
Например, ребенок приходит к родителю поговорить,
но тот устал после работы и слушает вполуха. Вместо того чтобы выслушать, мы начинаем
интерпретировать, оценивать, давать советы: «Наверное, ты сам его
спровоцировал, раз он тебя ударил». С каждым случаем, когда мы – не на стороне
ребенка, мы все больше теряем его доверие. Задетым чувствам сына требуется
такое же безотлагательное и серьезное внимание, как если бы он повредил колено.
Детям важно уделять внимание каждый день, хотя
бы 20 минут в конце дня: спросить, как прошел день, что было хорошего и
плохого, не нужна ли какая-то помощь. Эти вопросы станут тем связующим звеном,
с помощью которого вы сможете поддерживать ваш контакт, что бы ни случилось.
Для детей важно не только то, какие слова
сказаны, но и какое отношение стоит за этими словами. Если мы не относимся к
детям с сочувствием, то, что бы мы ни говорили, ребенок будет ощущать, что мы
обманываем его или манипулируем им. Только когда наши слова пронизаны искренним
сопереживанием, мы разговариваем напрямую с сердцем ребенка.
Мы не даем детям права на пробы и ошибки
Как часто мы говорим детям такие фразы:
– я лучше знаю, что тебе надо;
– вырастешь, тогда делай, что хочешь, а сейчас
ты «обязан» слушаться;
– делай то, что я тебе говорю потому, что я
старше…
Все это происходит от того, что у нас перед
глазами не было примера добрых доверительных, уважительных отношений со своими
родителями, и мы просто не знаем, как поступить иначе. Чтобы взять ситуацию под
контроль и показать свой авторитет, мы начинаем давать советы раньше времени, и
ребенок протестует против них. Когда мы даем ребенку совет или предлагаем
немедленное решение его проблем, мы лишаем его опыта борьбы с собственными
трудностями.
Мы пользуемся теми способами, которыми
воспитывали нас
Чтобы ребенок шел на контакт, нужно знать его
индивидуальные особенности, а они могут очень сильно отличаться от ваших:
например, мама – холерик, а ребенок – меланхолик, она – быстрая, эмоциональная,
взрывная, а он – медлительный, застенчивый. С кем-то рядом нужно помолчать,
кому-то – помочь выразить чувства, кому-то – дать совет.
Мы прибегаем к запретным приемам
Проанализируйте, как
часто в ваших разговорах с детьми проскакивают следующие фразы:
– обвинение («Почему ты
постоянно делаешь это?»);
– ругань («Каким надо быть
глупым!»);
– угрозы («Я тебя отшлепаю!»);
– приказы («Я хочу, чтобы ты
убрался прямо сейчас!»);
– нотации («Ты думаешь, это
было хорошо?»);
– предупреждения («Смотри у
меня!»);
– мученические высказывания («До
чего вы меня хотите довести?»);
– сравнения («Почему ты не
можешь быть таким?»);
– сарказм («Умно! Блестящая
идея!»);
– пророчества («Знаешь, что
будет, когда ты вырастешь? Тебе никто не будет верить!»).
Каждая их этих фраз отдаляет вас от ребенка. Из
этой воспитательной беседы ребенок вынесет следующий урок: когда человеку
плохо, не стоит обращать внимание на его чувства, надо его обвинить в том, что
он создал такую ситуацию.
Мы все хотим для наших детей только самого
лучшего. В следующих статьях раскроем небольшие секреты о том, как именно можно
общаться с ребенком, чтобы понимать его, а он – понимал вас. Ведь именно этого
многим из нас не хватало в детстве, теперь у нас есть шанс построить уже со
своими детьми более теплые гармоничные отношения, чем те, что были когда-то у
нас самих с нашими родителями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.