ДОКЛАД: «Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания в начальных классах»
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
18.10.2019
В данном докладе идёт речь об инновационных технологиях, которые я применяю при обучении учащихся начальных классов. Даётся подробное описание каждой из технологий. Излагается теоретическое обоснование данной проблемы. Прописываются положительные стороны применения той, или иной технологии. Идёт речь о преимуществах каждой из технологий.
педчтение 2019.docx
МБОУ Козловская средняя общеобразовательная школа
Тема районных педагогических чтений: «Совершенствование
профессиональной компетентности педагогических работников как способ
повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации
системы образования»
ТЕМА ДОКЛАДА: «Использование современных инновационных
технологий для реализации концепции преподавания в начальных
классах»
СЕКЦИЯ: «Управление реализацией содержания в условиях реализации
новых образовательных стандартов через использование инновационных
дидактических средств, интерактивных образовательных технологий и
методик»
Выполнила:
учитель начальных классов 1 кв.категории
Журавлёва Светлана Ивановна 2019 год
Введение
«Без стремления к новому нет жизни,
нет развития, нет прогресса».
В.Г. Белинский
Актуальность.
Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и
изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться
и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества
и государства. И одним из таких способов, способностью системы
образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения,
причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.
Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и
выработки практических навыков по её применению ведет к созданию
педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и
способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам
обучения.
Инновации — это внесение новых методологий и стандартов в процесс.
На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования:
умение видеть проблемы, спокойно принимать их, и самостоятельно
решать. Инновационное образование предполагает обучение в процессе
создания новых знаний — за счет интеграции фундаментальной науки,
непосредственно учебного процесса и производства. Оно несет с собой новые
основы развивающего образования, как основной модернизирующий фактор
образования. Применительно к педагогическому процессу инновация означает
введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания,
организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Целью
инновационной деятельности является качественное изменение личности
учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится
возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность
неизвестных практике дидактических и воспитательных программ,
предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения
мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой
информации, формирование творческого нешаблонного мышления —
основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой
практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека,
важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих
типов практик в обществе. Это и предопределило выбор моей темы:
«Использование современных инновационных технологий для
реализации концепции преподавания в начальных классах»
Цель и задачи.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка
человека к жизни в постоянно изменяющемся мире.
Моя цель как учителя:
создать условия для воспитания нравственноправовой, эмоционально
эстетической, интеллектуально информационной и коммуникативной
культуры, а также культуры здоровья младшего школьника;
способствовать развитию учащихся за счёт максимального раскрытия их
природных способностей путем внедрения в учебновоспитательный процесс
инновационных педагогических технологий.
Основные задачи:
организации эффективной учебной деятельности учащихся, в обучении их
самостоятельно добывать дополнительные знания для успешного освоения
предметом.
стимулирование познавательной деятельности и умственных способностей
учащихся через внедрение инновационных технологий;
Развивать познавательную и эмоциональноволевую сферы личности
ребёнка.
Теоретическое обоснование проблем.
Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально
отведенный для усвоения основ научного, этического, эстетического и других
видов опыта человечества. Судьба ребенка во многом зависит от того, что он
усвоит и как усвоит. Многие годы работы учителем начальных классов
заставили меня убедиться в том, что любой ребенок, приходя в школу, хочет
хорошо учиться. У каждого человека был, есть и будет свой первый учитель.
И перед учителем стоит труднейшая задача – поддержать интерес к школе, не
дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях. Желание
учиться не пропадет только при условии, когда ученик добивается успехов в
учебе, то есть когда учитель создает «ситуацию успеха», которая считается
важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим
школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже
сложившееся отрицательное отношение к учению.
Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных
технологий. Современному учителю не позавидуешь. На сегодня в арсенале
педагога насчитывается более ста технологий. Каждый месяц газеты и
журналы публикуют все новые и новые предложения. Как же во всем
многообразии инновационных технологий разобраться учителю?
Чем больше учитель знает о достижениях своих коллег, тем свободнее
действует сам. В этом состоит методологическая функция наличия разных
технологий обучения. Обмен подобным опытом является одной из задач
работы методобъединения учителей начальных классов нашей школы, которое
я возглавляю.
Долгие годы в системе образования господствовала модель традиционного
обучения. В последние годы создаются новые концепции в образовании,
значительно изменились педагогические принципы обучения, требования к
урокам. При выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее
влияние, чем его знания, поскольку в процессе обучения влияют на все, что он
делает в классе, убеждения принять новые идеи, поэтому полностью
пересматривала свою методику преподавания до и после. Современные
требования общества к учителю таковы, что учитель постоянно должен
заниматься самообразованием, расширением границ своих возможностей. Он
должен уметь быстро меняться и уметь применять на уроках новые подходы и
технологии. Одним словом, учитель должен идти в ногу со временем.
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для
последующего освоения знаний.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только
чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями.
Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения
учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению,
самоорганизация и саморазвитие.
Необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей
интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном
итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса
самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
Сущность и цель нового образования это действительное развитие общих
способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и
мышления. Человек XXI века должен уметь:
ориентироваться на знания и использовать новые технологии;
активно стремиться расширять свой жизненный горизонт;
рационально использовать свое время и уметь проектировать свое будущее;
быть финансово грамотным;
вести здоровый и безопасный образ жизни.
Образование должно обеспечить формирование политической культуры –
подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих,
уверенных в себе людей.
Новый стандарт общего образования сегодня изменил подходы:
к цели образования;
к средствам обучения (как учить?);
к технологиям обучения;
к содержанию образования (чему учить?);
к целеполаганию для учителей и обучающихся (ради чего учить?);
к требованиям подготовки учителя.
Происходит модернизация образовательной системы образовательная
практика начинает требовать от педагогов обновления всего учебно
воспитательного процесса, его стиля, изменения работы учителя и ученика.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения
всего обширного спектра образовательных технологий. Современные
педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной
школе. Нововведения, или инновации, характерны для любой
профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся
предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не
возникают, они являются результатом научных поисков, передового
педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация
как средство и процесс предполагает введение чеголибо нового.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение
нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания,
организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Изменение целей
современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих
методической системы учителя. Сейчас возникла необходимость применения
в практике работы учителя разных стратегий обучения младших школьников.
Это означает переход с объяснительно иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом
учебной деятельности. Чтобы это получилось, учитель должен уметь
моделировать урок в разных технологиях.
В своей практике я использую следующие современные образовательные
технологии или их элементы:
Информационнокоммуникационные технологии
Технологии уровневой дифференциации и индивидуализации
Интерактивные технологии (проектный метод, включающий
проблемное обучение и исследовательскую деятельность)
Игровые технологии
Личностноориентированные технологии обучения
Тестовые технологии
Технология развития критического мышления
Здоровьесберегающие технологии
Информационокоммуникационные технологии
Использование ИКТ на уроках в начальной школе мне позволяет: сделать
процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства
мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности
обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая
его более понятным и доступным для учащихся.
Информационные компьютерные технологии я использую на любом
этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая
проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения преподавателя (презентации,
формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля знаний
Основная образовательная ценность информационных технологий в том,
что они позволяют создать более яркую интерактивную среду обучения с
неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и
преподавателя, и учащегося.
Преимущества информационных компьютерных технологий по
сравнению с традиционными многообразны. Кроме возможности более
иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной
проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе обучающихся, методических приемов в
работе преподавателя.
Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в
любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал.
Необходимо всё же заметить, что яркая картинка на экране всего лишь
способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное на
уроке это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен
информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного
класса школьная доска. Доска это не просто кусок поверхности, на
которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена
между учителем и учеником. На каждом моём уроке дети работают на
интерактивной доске. Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты
учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но мои
наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что
происходит на уроке. Они активно обсуждают новые темы, стремятся принять
участие в работе, быстрее запоминают материал. Таким образом,
использование интерактивной доски помогает мне обеспечить устойчивую
мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную
активность. Эти наблюдения относятся и к новым компьютерным
технологиям в целом.
Таким образом, использование информационных технологий помогает мне
повышать мотивацию обучения детей к предметам и приводит к целому ряду
положительных следствий.
В своей работе использую презентации в виде слайдов, которые эффективны
на различных этапах урока. Зрительное восприятие изучаемых объектов
позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Есть
возможность эмоционально и образно подать материал.
При использовании информационнокоммуникационных технологий
обязательно учитыватю требования санпина, где указана продолжительность
использования компьютера на уроке.
Технология уровневой дифференциации и индивидуализации
Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению
знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного
творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию
занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в
соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися,
вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над
которой, надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня
как у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание
сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже
продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих
способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех,
повышается уровень мотивации.
Проектный метод
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой –
ориентировать на интеграцию фактических знаний (порой и путём
самообразования) для активного включения в освоение новых способов
человеческой деятельности.
При внедрении в свою педагогическую деятельность метода проектов я
учитываю психологопедагогические особенности учащихся .Темы проектов
учащихся этого возраста стараюсь подобрать так, чтобы они были тесно
связаны с предметным содержанием, поскольку нагляднообразное мышление,
характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему
миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного
содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Поэтому значительную часть учебного времени, отведенного на повторение и
закрепление изученного материала, я использую для организации проектной
деятельности. Дети моего класса принимают активное участие в научно –
практических конференциях, на которых защищают свои проекты. Такие
конференции проходят в нашей школе 2 раза в год.
Общим результатом, полученным в ходе проектной деятельности, стал
заметный рост мотивации учащихся, повышение качества их работы и как
следствие этого – формирование ключевых компетентностей учащихся. Это
мы можем увидеть в таблице.
Темы проектов
Решение
проблемы
50%
65%
68%
Скороговорки
Оригами
Вторая жизнь
мусора
Всё о грибах
Игровые технологии
75%
Работа с
информацией
45%
60%
65%
80%
Коммуникация
55%
70%
80%
90% Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает
достижение единства эмоционального и рационального в обучении. На
каждом уроке включаю игровые моменты, которые делают процесс обучения
более интересным, создают у учащихся хорошее настроение, облегчают
преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока.
Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при
закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные
упражнения. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие
их познавательной деятельности, формирование определенных умений и
навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных
умений и навыков.
Личностноориентированные технологии обучения
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она
должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
К. Д.
Ушинский
В своей педагогической деятельности использую дифференцированный
подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми
учениками, даю разноуровневые задания как на уроке, так и домой, что
помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень
усвоения знаний учащихся. Поэтому особое значение приобретает включение
объекта воздействия – учащегося – в структуру технологического процесса.
При проектировании педагогической технологии учитываю особенности
каждого обучаемого – его индивидуальные предпосылки, оказывающие
«сопротивление» или, наоборот, благоприятствующие влиянию обучающих
воздействий.
Личностноориентированная технология обучения помогает мне в создании
творческой атмосферы на уроке, а также создает необходимые условия для
развития индивидуальных способностей учащихся.
Тестовые технологии
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в
практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при
проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и
фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами
обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой
взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно
выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач
урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей,
уровня готовности учащихся. Поэтому мною для каждой группы составлены
тесты, направленные на формирование умений и навыков учащихся, на
закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний
учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке
результатов, а также развивает у ребят логическое мышление и
внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по
форме вариантов ответов.
Технология развития критического мышления
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить
объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и
других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. На своих
уроках применяю следующие приёмы развития критического мышления:
«Корзина» идей, понятий, имен.
На доске рисую корзинку, где условно собирается все, что дети знают по
данной проблеме.
Технология проведения: 1) Задаю вопрос о том, что известно детям о
поставленной проблеме; 2) Каждый ученик самостоятельно вспоминает и
записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (12 мин); 3) Обмен
информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или
факт, не повторяя сказанного ранее. Например, тема урока: Задачи ..Вызов
происходит наработка различных версий: как можно решить задачу.
Этот приём применяю в начале урока на этапе работы с книгой, в «корзину»
ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке
изучаться. Этот прием позволяет мне формировать умения, обучающихся
выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или
опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно –
исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.
Кластер выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в
определенном порядке в виде грозди. В начале, посередине чистого листа
(классной доски), документа Word, слайде пишу ключевое слово или
предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг дети
«накидывают» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,
подходящие для данной темы. По мере записи, появившиеся слова
соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются
новые логические связи.
Синквейн– это стихотворение, которое требует синтеза информации и
материала,излагаемого в предельно кратких выражениях. Данный приём
применяю на уроках чтения, окружающего мира, русского языка.
Здоровьесберегающие технологии
Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике
любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации
данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов
образовательного процесса – учащихся и педагогов.
Использование данных технологий позволяют мне равномерно во время
урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную
деятельность, определять время подачи сложного учебного материала,
выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ,
нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки;
построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
соблюдение гигиенических требований (свежий воздух,
хорошая
благоприятный эмоциональный настрой;
освещенность,
профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся);
оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие
преодолеть усталость,
соблюдаю
организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске,
применение ИКТ).
Таким образом, можно сказать, что применение современных
образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать
творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность,
приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться и, следовательно,
повышается качество знаний по предметам:
неудовлетворительность;
чистота);
уныние,
Год
20172018
20182019
Успешность
Предмет
Окружающий мир 57%
Литературное
57%
чтение
57%
Русский язык
57%
Математика
Окружающий мир 71%
Литературное
57%
чтение
Успеваемость
100%
100%
100%
100%
100%
100% Русский язык
Математика
57%
71%
100%
100%
Инновационные технологии помогают создать в коллективе атмосферу
жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной
личности, способной к самопознанию. Саморазвитию и самовыражению
помогают конкурсы, в которых участвуют мои ученики.
Участие обучающихся в конкурсах, проектах различного уровня
Год
2014
Название конкурса
Результат
Уровень
Мультитест 2014
Гомбалевский
общероссийский
2015
Русский медвежонок
Максим
участник
Гормолыгина
Света 6 место в
районе
международный
2015
2015
2015
2015
День здоровья
Левдиков Артём
школьный
– 2 место
День здоровья
Синюкова Нина –
школьный
1 место
День здоровья
Морозов Максим
школьный
– 1 место
4 класс2 место
школьный
Научнопрактическая
конференция. Проект
«Детям о дружбе»
2015
Международный проект
Антонова Валя
международный
детского творчества
«Красная книга глазами
детей»
лауреат
2016
Конкурс рисунков ко
Дню инвалидов
Воронина
Кристина – 2
место
школьный
2016
Конкурс детского
Грачёва Виолетта
районный рисунка «Осенняя
симфония»
2 место
2016
Творческий конкурс
Гончаров Виктор
районный
«Гражданин Вселенной»
– 2 место
2017
Конкурс рисунков
Кирдяшова
районный
«Школа дорожных наук»
Анжела – 3 место
2017
Конкурс декоративно –
прикладного искусства
Кирдяшова
Анжела – 3 место
районный
2017
2017
«Золотой ключик»
Конкурс детского
творчества «Чудо –
книжки»
Конкурс детского
творчества «Чудо –
книжки»
Платонов Никита
районный
– 1 место
Терехов Иван – 1
районный
место
2017
Конкурс рисунков «Мой
Синюкова Нина –
районный
край родной»
3 место
2018
Конкурс рисунков «За
Синельников
районный
мир без аварий»
Андрей – 3 место
2018
Творческий конкурс
Ярцева Ангелина
районный
«Безопасность на
– 2 место
2018
дорогах»
Интеллектуальная игра
«Своя игра
(противопожарная
безопасность)»
2018
Интеллектуальный
марафон 2018
Команда «Юный
пожарник» 3
место
Команда
«Всезнайки» 3
место
районный
районный
В чем же секрет успеха? Он в выборе успешных методов работы.
Считаю, что мои выпускники не потеряются в огромном, сложном мире, название которому жизнь. Знания, приобретенные на уроках, помогут
обрести независимость, быть уверенными в себе, своих силах, а это залог их
успехов.
«Тот, кто обращаясь к старому, способен
открывать новое, достоин быть учителем».
ДОКЛАД: «Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания в начальных классах»
ДОКЛАД: «Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания в начальных классах»
ДОКЛАД: «Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания в начальных классах»
ДОКЛАД: «Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания в начальных классах»
ДОКЛАД: «Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания в начальных классах»
ДОКЛАД: «Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания в начальных классах»
ДОКЛАД: «Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания в начальных классах»
ДОКЛАД: «Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания в начальных классах»
ДОКЛАД: «Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания в начальных классах»
ДОКЛАД: «Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания в начальных классах»
ДОКЛАД: «Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания в начальных классах»
ДОКЛАД: «Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания в начальных классах»
ДОКЛАД: «Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания в начальных классах»
ДОКЛАД: «Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания в начальных классах»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.