Консультация для родителей «Влияние семьи на эмоциональное развитие ребенка».
Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен.
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья - главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности . В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Важно отметить, что эмоциональное развитие ребенка в семье неразрывно связано с его общим развитием. В семье ребенок получает не только эмоциональную поддержку, но и познавательный опыт, который оказывает воздействие на его эмоциональную сферу. Например, когда родители развивают у ребенка языковые и коммуникативные навыки, они помогают ему лучше понимать свои эмоции и выразить их словами.
Таким образом, семья играет ключевую роль в эмоциональном развитии ребенка. Она создает условия для формирования эмоциональной безопасности, передает ценности и образец эмоционального поведения, развивает эмоциональную регуляцию и компетенцию у ребенка. Поэтому важно создавать гармоничную и любящую атмосферу в семье, где ребенок может получать эмоциональную поддержку и развиваться во всех аспектах своей личности.
Семья играет важную роль в формировании поведенческих и ролевых ожиданий у ребенка. Именно в семье дети впервые наблюдают различные формы поведения и принимают их за образец. Они наблюдают, как родители взаимодействуют друг с другом, как они взаимодействуют с другими людьми, как они выполняют свои обязанности и роли внутри семьи. Дети непосредственно воспринимают эти модели поведения и стремятся повторить их.
Итак, семья становится первичной средой, где ребенок учится общаться с окружающими людьми и проживать свою жизнь. Он обращает внимание на роль родителей, на то, какие они имеют привычки, на какие общественные ценности они придерживаются. Ребенок осваивает социальные нормы и правила, которые приняты в его семье, и их роль в его жизни.
Влияние семьи на формирование ролевых ожиданий заключается в том, что ребенок участвует и наблюдает за тем, как родители выполняют свои роли: отцовскую и материнскую, мужскую и женскую, домашнюю и профессиональную. Роль женщины заключается в домашнем уходе за детьми и хозяйстве, а мужчины - в обеспечении семьи и построении профессиональной карьеры. Ребенок анализирует и наблюдает эти модели поведения и воспроизводит их в своей собственной жизни.
Семейные роли могут быть распределены неравномерно, что может привести к конфликтам и проблемам в общении. Например, если родители уделяют больше внимания карьере и профессиональному росту, а не воспитанию детей, это может негативно сказаться на развитии ребёнка и его способности устанавливать здоровые межличностные отношения.
С другой стороны, если в семье царит гармония и взаимопонимание, родители активно участвуют в воспитании детей и поддерживают их интересы, это способствует формированию у ребёнка навыков общения, сотрудничества и эмпатии. Ребёнок учится понимать чувства других людей, учитывать их мнение и находить компромиссы в сложных ситуациях.
Развитие личности ребёнка зависит от того, как он учится общаться с другими и соблюдать правила поведения, которые ему поучают в семье. Взаимодействие внутри семьи и выработка моральных ценностей играют важную роль в этом процессе. Семейное воспитание означает, что все члены семьи взаимодействуют друг с другом и влияют на развитие друг друга, образуя благоприятную атмосферу для личностного роста. Родители служат примером для детей, показывая, как строить отношения с окружающими.
В семье дети учатся общаться, находить поддержку и наставления от своих близких. Семья оказывает помощь в трудных ситуациях, помогая укрепить веру в себя и свои способности. Однако иногда семейное воспитание может оказать отрицательное влияние на ребенка из-за насилия или проблем во взаимоотношениях родителей.
Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические и психологические знания родителей положительно влияют на развитие ребенка, его психологическое самочувствие, на формирование социальных и нравственных качеств ребенка. В то же время психологи и врачи отмечают, что семейные конфликты, разнонаправленные требования к ребенку, непонимание его интересов и игнорирование их, могут вызвать отрицательные переживания у детей и оказаться факторами, способствующими развитию неврозов, психосоматических заболеваний.
Семья с ее своеобразным, только ей присушим психологическим климатом, оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, его интеллектуальное развитие, психическое состояние, от которого зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к себе самому. Кроме того, взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
В семьях, где привычными стали грубость, окрик, конфликты, преобладают сниженное настроение всех членов семьи, скука, недовольство и собой и всем на свете. Такая семья - источник угрозы и беспокойства для детей. В таких семьях чаще всего дети становятся агрессивными, конфликтными или тревожными, но и те, и другие имеют очень низкую самооценку. Вырастая, они несут по жизни конфликтность, раздражительность, пессимизм.
Семья, отношения в которой строятся на доверии, доброй воле, улыбке, взаимоуважении, дает ни с чем не сравнимую радость жизни, позволяет раскрываться индивидуальности каждого члена семьи, воспитывает любовью, которая, зародившись у родного порога, изливается не только на близких людей, но и на совсем незнакомых людей.
Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчет в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания ребенка, ведь именно вы являетесь его первыми воспитателями. Период детства – самое подходящее время для приобретения полезных привычек и положительных черт характера, так необходимых в дальнейшей жизни.
Дом – это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.