Консультация для родителей
«Влияние взрослого
на развитие речи ребенка»
Профилактика нарушений речи, так же как и профилактика любых заболеваний строится на устранении из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. Именно на эту сторону вопроса хотелось бы обратить внимание родителей. Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений, то она складывается из таких двух моментов:
1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и сохранности его речевых органов;
2. Забота о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
Решение первой из названных причин выражается в следующем:
Ø Предупреждение ушибов в области головы;
Ø Предупреждение различных заболеваний и детских инфекций;
Ø Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от излишнего шума;
Ø Охрана артикуляционных органов:
1. Предупреждение рахита и возможного появление аномалий костных частей речевого аппарата;
2. Исключение случаев сосания пальцев или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна, который может привести к образованию, так называемого, перекрестного прикуса;
3. Раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется ввиду возрастная смена зубов);
4. Своевременное оперирование расщелин верхней губы и неба;
5. Своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
· Охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);
· Охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и в течение некоторого времени после ее окончания, борьба с аскаридами и т.д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.
Забота о правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем:
Ø Обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей);
Ø Поощрение лепета ребенка мимикой радости;
Ø Воспитание направленности на восприятие речи окружающих людей, для сего нужно как можно больше разговаривать с ребенком начиная с первых дней его жизни;
Ø Медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что помогает ребенку «приступить» к постепенному овладению речью;
Ø Отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
Ø Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;
Ø Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и , тем более, с одного только жеста или взгляда); надо стараться организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с игрушками, животными и пр.;
Ø Полное исключение случаев «сюсюканья» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания;
Ø Занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
Ø Развитие тонкой ручной моторики играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Если, несмотря на принятые профилактические меры, случилось так, что в период беременности, родов или раннего развития ребенка какие-то неблагоприятные факторы все же имели место, то не нужно думать, что у вашего ребенка обязательно появятся расстройства речи. Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, но при благоприятных социально-бытовых условиях, в которых растет и развивается ребенок.
Нельзя не упомянуть и еще об одном виде профилактики – о профилактики рецидивов (возвратов) речевых расстройств. Такие рецидивы речевых нарушений могут иметь место в случае недостаточно прочного закрепления результатов логопедической работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.