Консультация для родителей
«Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.
Кризис 3х лет»
Педагог-психолог высшей кв. категории
МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»
Шпилевая Ирина Евгеньевна
Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада возможности встретиться с Вами очно, это говорит о том, что наша жизнь постепенно возвращается в привычное для нас русло.
Я не планирую занимать много вашего времени, поэтому кратко расскажу о новообразованиях возрастного периода 3-4х лет, а после вы сможете задать мне вопросы, если они возникнут.
Итак, чем же особо примечателен возраст детей 4го года жизни? И какие стратегии поведения лучше всего выбрать нам – взрослым, в это возрастной период?
Первое, и пожалуй главное, - проживание кризиса 3х лет (иначе его называют кризисом отделения от родителей), который проявляется 7ю основными симптомами:
1. НЕГАТИВИЗМ (ребёнок относится негативно к просьбе взрослого, даже если речь идёт о том, чего он сам хочет);
Что делать? Попробуйте
вместо утвердительной формы "Идем гулять!" просто спросить малыша о
его желании: «Малыш, мы гулять пойдем?».
Часто спасает фраза "Давай вместе!". Например,
ребёнок говорит: "Не буду умываться!" заменяем фразой "Давай
вместе будем умываться!", а дальше задача сделать так, чтобы ему было
интересно умываться. В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную
хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос,
содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет:
«Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».
Ну, и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать
противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то,
что надо. Например, скажите: "Гулять сегодня не пойдем!", тогда малыш
будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не стоит, так
как это обман.
2. УПРЯМСТВО (настаивает на своём, и ему очень важно добиться этого, во что бы то ни стало);
Что делать? Подождите несколько минут, зачастую малыш сам примет решение и попросит книжку. Удивительно, но факт!
3. СТРОПТИВОСТЬ (непослушание как в мелочах, так и в серьёзных вопросах);
Что делать? Отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с Вашим предложением, забыв, что недавно возражал.
4. СВОЕВОЛИЕ (Стремление всё делать самостоятельно, даже если детских возможностей для этого пока недостаточно);
Что делать? Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы
знаете, что это ему не по силам. Увы, но опыт приходит только в паре с
ошибками.
И если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно
он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое
признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах и удовлетворит
потребность быть хорошим.
5. ПРОТЕСТ и БУНТ (ребёнок начинает активно бунтовать против того, что ранее выполнялось им спокойно и безропотно);
Что делать? Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. А затем, предложите малышу порисовать, полепить, поиграть.
6. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ (ребёнок может рушить и ломать всё, что ему было дорого (даже любимые игрушки), бить и обзывать родителей);
Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек. Например, если малыш отказывается одеваться на прогулку, то предложите ему одеть куклу или плюшевого медведя, пусть он поиграет роль взрослого. Через некоторое время ребенок согласится одеться и сам тоже.
7. ДЕСПОТИЗМ (хочет, чтобы всё происходило именно так, как он сказал);
Что делать? Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны (безо всяких исключений). Позволяйте малышу совершать ошибки, ведь сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте, т.к. ему сложно понять объяснения взрослых.
В реальной жизни всё это проявляется примерно так: малыш, который ещё вчера послушно одевался, ел практически всё, что дают, спокойно засыпал после обычных ритуалов, начинает спорить по любому поводу. «Шапка не такая, корми меня с ложки, я не буду спать в своей кровати!» — и никакие доводы разума не действуют.
Если взрослые настаивают на своём, в ход идёт «тяжёлая артиллерия». Ребёнок начинает в лучшем случае кричать и плакать, а в худшем — драться, кусаться и кидаться всем, что попадается под руку.
Надо сказать, часто таким образом дети действительно добиваются своего. Некоторые взрослые, не выдерживая напора или не понимая, как себя вести, сдают позиции в надежде, что чадо утихнет. И действительно, спокойствие восстанавливается, но ровно до следующего эпизода расхождения мнений.
И вот уже вся семья разбивается на два лагеря. Кто‑то считает, что «пороть таких надо», потому что «совсем на шею сели», кто‑то настаивает на гуманизме, чтобы не задавить личность. А «личность» продолжает проверять всех на стойкость и при этом ходит грустная и нервная, так как догадывается, что ведёт себя как‑то не так, но ничего с собой поделать не может.
Получается, что наш любимый кроткий малыш, неожиданно превращается в этакого агрессора и разворачивает против нас военные действия ))). Так для чего же ребенку и нам с вами важно пережить этот «страшный» кризис? Какой важный для жизни опыт он приобретает? А главное – что делать нам – родителям?
Очень ВАЖНО знать и понимать, что кризис 3 лет не поддается коррекции, никаких способов договориться с ребенком в это время нет. Конечно, кризис можно подавить, ребенка можно подавить властью и силой. Но если родителям это удается, это крайне разрушительно для формирования воли.
КРИЗИС ДОЛЖЕН ПРОТЕКАТЬ ОСТРО!
А теперь поговорим о том, что же приобретает в итоге ребенок:
Ø Волевые навыки и связанные с ними чувство независимости и самостоятельности. Если не дать возможности сформироваться воле – ее место займут чувства стыда и неуверенности.
Ø Гордость за достижения. То есть способность настойчиво и целенаправленно стремиться к поставленной им цели, невзирая на сложности и неудачи. Только при этом очень важно, чтобы взрослые эту победу увидели и одобрили. Если же этого не произойдет – ценность достижения катастрофически падает… Также надо учитывать, что чувство гордости сочетается в этом возрасте с обостренным чувством собственного достоинства. И отсюда – повышенная обидчивость, эмоциональность и чувствительность к тому, насколько родители и другие важные для малыша люди признают его достижения.
Ø Чувствительность к чувствам других. Если я сделаю так – как отреагирует мама? А если вот так?… Постоянная проверка, наблюдения выводы… Таким образом (если родители помогут, конечно) юный исследователь человеческих отношений учится и навыкам позитивного общения, и приемлемым формам обособления от других, т.е. понимание того, что он отдельный человек, он уже не говорит «Маша хочет пить», а скажет «Я пить хочу» - я отдельный человек.
Ø Рефлексия. Ребенок вообще только недавно открыл для себя то, что он – это он. Отдельный от других, могущий влиять на окружение. А теперь еще начинает сравнивать себя с другими. И отношение к себе зависит от его собственных достижений.
Ø Проводится проверка границ дозволенного. Ага, если начать истерику в людном месте – мама сломается, а вот этого – даже не стоит и пробовать, так как и наказать могут. Постоянное выяснение что «можно» и что «нельзя», путем, так называемых, проб и ошибок. И здесь очень важно не сломаться, иначе ребенок, нащупав нашу слабость, мгновенно учится манипулировать нами.
Это основные новообразования детей, которые они приобретают в процессе кризиса 3-х лет, но параллельно с этим у детей развиваются и психические процессы:
ü Воображение: для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщенны и реальны для него (ребенок может прийти с ссадиной на коленке, у него спросят «Где ты ударился?», он скажет «Мама», подразумевая дом, а придет домой бабушка спросит «Кто тебя ударил? Дети?», он непременно ответит «Да», еще и имя назовет, скорее всего того ребенка с которым играет в группе. Это процесс связан как с воображением, так и с особенностями запоминания в этом возрасте.
ü Эмоциональная сфера: в эмоциональном плане для детей 3-4 лет, характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны (сегодня он с Машей играл – хорошая маша, невеста моя, а завтра Маша на ногу наступила ему случайно – у-у, злюка, не дружу с ней).
ü Развитие мотивационной сферы: самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов: Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности. Уже в этом возрасте ребенок достаточно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет.
ü Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает чётко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы. Единственной целью ребёнка во время кризиса, является потребность – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться. Это проявление самостоятельности, самоутверждения, которое конечно же в данном возрасте формируется еще в бессознательной, неконтролируемой нами области нашей психики.
ü Отношения с окружающими: по отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом случае, развитие ребёнка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым. Возможны два варианта: а) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребёнка, тактично и аргументированно указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребёнок научится гордиться собой и своими успехами; б) если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то, скорее всего, у ребёнка разовьётся желание противостоять взрослому, победить его и ответно добиться своего. Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.
Рекомендации для родителей
«Стратегии взрослых в период кризиса 3х лет»
О ПРЕДКРИЗИСНОЙ СИМПТОМАТИКЕ
Ряд первых «звоночков» в поведении Вашего ребенка подскажут Вам о скором наступлении кризиса. Эти проявления связаны с познавательными функциями. К ним относится:
- интерес к своему отражению в зеркале;
- девочки активно интересуются своим внешним видом, тем, как они выглядят в глазах окружающих;
- мальчики проявляют озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании они остро реагируют на неудачу.
Почему же проявляется такая разница между поведением мальчиков и девочек? Дело в том, что сложившимися традициями воспитания в социуме девочки ориентированы на привлекательность в общении, а мальчики на эффективность в деятельности. Симптомы с этим и связаны. Девочки наряжаются, красуются перед зеркалом, кривляются, изучают свою мимику. Мальчики усердно строят башни из кубиков, замки и дома из конструктора, но если башня случайно рушится, или ломается домик, они бурно реагируют: визжат, орут, плачут.
Через два – три месяца после появления такого поведения наступает собственно кризис.
Кризис 3 лет не поддается коррекции, никаких способов договориться с ребенком в это время нет.
Конечно, кризис можно подавить, ребенка можно подавить властью и силой. Но если родителям это удается, это крайне разрушительно для формирования воли.
КРИЗИС ДОЛЖЕН ПРОТЕКАТЬ ОСТРО!
1. НЕГАТИВИЗМ (ребёнок относится негативно к просьбе взрослого, даже если речь идёт о том, чего он сам хочет);
Что делать? Попробуйте
вместо утвердительной формы "Идем гулять!" просто спросить малыша о
его желании: «Малыш, мы гулять пойдем?».
Часто спасает фраза "Давай вместе!". Например,
ребёнок говорит: "Не буду умываться!" заменяем фразой "Давай
вместе будем умываться!", а дальше задача сделать так, чтобы ему было
интересно умываться. В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную
хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос,
содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет:
«Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».
Ну, и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать
противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то,
что надо. Например, скажите: "Гулять сегодня не пойдем!", тогда малыш
будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не стоит, так
как это обман.
2. УПРЯМСТВО (настаивает на своём, и ему очень важно добиться этого, во что бы то ни стало);
Что делать? Подождите несколько минут, зачастую малыш сам примет решение и попросит книжку. Удивительно, но факт!
3. СТРОПТИВОСТЬ (непослушание как в мелочах, так и в серьёзных вопросах);
Что делать? Отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с Вашим предложением, забыв, что недавно возражал.
4. СВОЕВОЛИЕ (Стремление всё делать самостоятельно, даже если детских возможностей для этого пока недостаточно);
Что делать? Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы
знаете, что это ему не по силам. Увы, но опыт приходит только в паре с
ошибками.
И если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно
он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое
признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах и
удовлетворит потребность быть хорошим.
5. ПРОТЕСТ и БУНТ (ребёнок начинает активно бунтовать против того, что ранее выполнялось им спокойно и безропотно);
Что делать? Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. А затем, предложите малышу порисовать, полепить, поиграть.
6. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ (ребёнок может рушить и ломать всё, что ему было дорого (даже любимые игрушки), бить и обзывать родителей);
Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек. Например, если малыш отказывается одеваться на прогулку, то предложите ему одеть куклу или плюшевого медведя, пусть он поиграет роль взрослого. Через некоторое время ребенок согласится одеться и сам тоже.
7. ДЕСПОТИЗМ (хочет, чтобы всё происходило именно так, как он сказал);
Что делать? Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны (безо всяких исключений). Позволяйте малышу совершать ошибки, ведь сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте, т.к. ему сложно понять объяснения взрослых.
Результатом выбора неадекватной тактики поведения родителей все вышеперечисленные признаки кризиса могут закрепиться и принять устойчивый характер, и впоследствии, привести к таким невротическим явлениям как энурез, ночные кошмары, заикание и пр.
Если же взрослые адекватно отреагируют на происходящие в ребенке изменения, заменив авторитарность и гиперопеку на партнерское общение и самостоятельность (в разумных пределах, конечно), то все конфликты и трудности данного возрастного периода могут иметь временный характер, либо не возникнуть вовсе.
УСПЕХОВ В РАЗВИТИИ!!!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.