Консультация для родителей дошкольников "Если Ваш ребенок леворукий..."
Ваш леворукий ребенок скоро пойдет в школу, а по данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. Какие же трудности ждут первоклашку-левшу, и как ему помочь справится с ними? А может стоит переучить?....Попробуем разобраться с этими вопросами.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с
трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что
отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.
Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия,
зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у
левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
1. Восприятия и запоминания сложных конфигураций
букв при чтении и соответственно медленный темп;
2. Формирования зрительного образа букв, цифр
(нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы,
цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
3. Выделения и различения геометрических фигур,
замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат – ромб-прямоугольник);
4. Копирования;
5. Неустойчивый почерк (неровные штрихи,
большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
6. Зеркальное написание букв, цифр, графических
элементов;
7. Очень медленный темп письма.
Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном
темпе письма и феномене зеркальных движений, как
наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит
из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения
и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и
программирования следующего движения. У левшей микропаузы дольше, чем у
правшей, как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже
автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у
таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши
торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля
своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного
рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как
невнимательность.
С феноменом зеркальных
движений наверняка знакомы большинство родителей
маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма, но
встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.
Взрослыми, особенно если они правши, такие
особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности,
однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением
трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки,
зрительно-моторной координации.
1. Частота зеркального письма у леворуких детей,
по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у
большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное
зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы
зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении
обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети
утомлены или невнимательны.
2. По многочисленным наблюдениям, снижение
частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена
наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно
связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом
возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного
возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется
провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать
специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия,
координации, внимания и навыки самопроверки.
Необходимо также сказать о нарушениях
чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения
носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают
затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между
буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Одним из объяснений
зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная
глазодоминантность, которая может привести к нарушению движений глаз, и ребенку
будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако
необходимо отметить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение
нарушений чтения.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при
обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании
леворуких детей. Ведь речь идет не только о ведущей руке, а об
определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания
могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий
ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в
эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным,
раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более
серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге
развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или
нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается
невроз, например, писчий спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как
правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что
она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.
Все вышесказанное убеждает в том, что нельзя
пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в
этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка
самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно
разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их
работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши
учатся выполнять все учебные действия также, как и правши.
И все-таки существует ряд
рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить
жизнь таким детям:
1. Необходимо помочь левше организовать свое
рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий,
правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
2. Не следует требовать от левши правонаклонного
письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
3. Категорически противопоказано требовать от
него безотрывного письма;
4. Любые двигательные действия нужно
раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться
осознанно;
5. Желательно выполнять специальные упражнения,
играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и
зрительно-моторную координацию;
6. Никогда не проявлять негативного отношения к
леворукости.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.