Консультация для воспитателей " Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка"
Оценка 5

Консультация для воспитателей " Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка"

Оценка 5
docx
08.10.2023
Консультация для воспитателей " Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка"
Консультация для воспитателей ДОУ.docx

Консультация для воспитателей ДОУ

«Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка»

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Среда, окружающая ребенка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм ее воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности. Определение особенностей креативной личности и развивающей музыкальной среды является управленческой деятельностью педагога, направленной на проектирование условий творческого развития дошкольников.

К важнейшим показателям креативности относятся творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, иначе - свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла; интеллект, «интеллектуальные способности», «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку; знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести: информационный, позволяющий развивать интеллект; социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями; эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Знание и учет указанных выше показателей креативности и факторов, которые способствуют развитию творчества, позволяют педагогу осуществлять функцию опосредованного управления процессом музыкального образования детей.

В истории понимания среды как основного фактора и средства воспитания и образования личности выделяются два подхода: один, представленный в большинстве современных исследований, определяет среду как условие реализации ребенком своих способностей; другой, возникший в начале прошлого века и получивший в отечественной педаго­гике название «педагогика среды», определяет среду как средство воспитания личностных качеств.

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду.

Однако этого недостаточно для моделирования процесса музыкального образования, направленного на становление креативности.

Требования к проектированию музыкальной среды:

·         Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности; при этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.

·         Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.C. Выготский)

·         Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

·         Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком зияния живут и обогащаются.

Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе - им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.

Критерии ее качества:

  1. Качество содержания

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие музыки - пособия, по­могающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей; воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению; пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки дня игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.; пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации; музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творчес­кой деятельности.

В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребенок, действуя с знакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.

Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определенной возрастной группы.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

  1. Качество структуры

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

  1. Функциональный и эмоциональный комфорт детей

Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность.

Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка.

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.

Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах:

  • психологическая (учитываются возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в младенчестве - ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми; в раннем детстве - предметная, в дошкольном детстве - игровая). Для обеспечения подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми;
  • эстетическая (учитываются, дизайнерские требования к проектированию; все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребенка, эстетически выдержаны). Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры и быть ориентирована на будущее ребенка;
  • педагогическая (среда создается для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т.п.). Среда должна быть системной, т.е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспита­ния и развития ребенка и уровню его подготовки.

В соответствии с этим мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

  1. Музыкально-образовательная среда ДОУ
  • Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей), посещение одной из студий (по выбору детей и родителей).

На музыкальных занятиях ребенок, как правило, впервые слышит музыкальные произведения, которые должны затронуть его душу и сердце; некоторые будут использоваться далее в исполнительной деятельности или в музыкально-сенсорных упражнениях. Здесь ребенок получает знания, умения и навыки, здесь создается положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой, происходят различные игровые ситуации и т.п.

  • Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в теплую погоду - на свежем воздухе):

-        совместная с воспитателем;

-        самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий.

  1. Музыкалъно-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей:

-        совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

-        самостоятельная (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ).

  1. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т.п.).

Именно так понимаемые музыкальная среда и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.


 

Консультация для воспитателей ДОУ «Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка»

Консультация для воспитателей ДОУ «Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка»

Однако этого недостаточно для моделирования процесса музыкального образования, направленного на становление креативности

Однако этого недостаточно для моделирования процесса музыкального образования, направленного на становление креативности

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды…

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды…

Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры и быть ориентирована на будущее ребенка; педагогическая (среда создается для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности,…

Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры и быть ориентирована на будущее ребенка; педагогическая (среда создается для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности,…

Именно так понимаемые музыкальная среда и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации…

Именно так понимаемые музыкальная среда и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2023