Консультация для воспитателей.
«Духовно-нравственное воспитание в семье».
Наверное, нет темы более важной, чем нравственность и духовность. Порой трудно определить, где заканчивается культура и начинается нравственность. Значительная часть содержания культуры и цели ее освоения состоят в том, чтобы обеспечить включение индивида в культурно-специфичные процессы и постижение им норм морали, справедливости и честности. Само это освоение совершается в семье. С давних пор известно, что формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, враждебным миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди.
Духовно-нравственное воспитание -сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-нравственного воспитания является -перевод моральных требований общества ,нравственных принципов во внутренние установки человека ,которые, став таковыми ,служат верным компасом в его повседневной жизни.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем ,что в ней ребёнок находится в течении значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка ,и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Условия формирования нравственности и духовности ребёнка в семье.
1. Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких ,сограждан , Родину ,делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности , чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику.
2.Атмосфера искренности. «Родители ...не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь .обман...ребёнок подмечает .Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь .то лучше честно отказать в ответе. Лучше отвечать так: «Я не имею права сказать тебе это ;каждый человек обязан хранить секреты».Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности..»
3.Разъяснение. Воздействие словом В.А Сухомлинский отмечал ,что слово должно применяться к конкретному человеку,слово должно быть содержательным .иметь глубокий смысл и эмоциональную окраску .
4.Крайней мерой воздействия В.А.Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае,когда оно убеждает ,заставляет задуматься над собственным поведением ,над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека .выражать неверие в него. Ребёнок должен знать ,за какое конкретное дело его наказывают и почему оно плохое.
- порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности.
-запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям.
-регулярный труд в присутствии ребёнка и вместе с ним. Постоянно наблюдая за работой взрослых , ребёнок начинает .имитировать это в игре ,а затем и сам включается в процессе труда как помощник ,и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребёнка, являющейся основой базой культуры личности.
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели».Известно .что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества,. семьи и образовательного учреждения -той среды .в которой живёт ребёнок, в которой происходит становление и развитие.
УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
МБДОУ детского сада №13
от 06.11.2014г. № 235-О
Карта индивидуального учета результатов освоения воспитанниками
основной образовательной программы МБДОУ детского сада №13
г.Лысково
№_______
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.