МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ - НЕТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД
Аннотация: В статье рассматриваются нетрадиционные методы закаливания в детском саду. Представлено понятие «закаливание», принципы закаливания и соблюдение мер предосторожности. Описаны нетрадиционные методы закаливания. Описана организация «тропы здоровья» как метода закаливания в детском саду.
Ключевые слова: методы закаливания, детский сад, «тропа здоровья».
В.А. Сухомлинский говорил: «Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности».
К сожалению, с каждым годом здоровье детей становится всё хуже. Дети либо уже рождаются с различными патологиями, либо приобретают в первые годы жизни заболевания, перерастающие в хронические.
Поэтому большое внимание необходимо уделять применению закаливающих процедур, которые способствуют сохранению здоровья, позволяют избежать простудные заболевания, проблем с осанкой и другие заболевания.
Закаливание – это в первую очередь тренировка защитных сил организма. Благодаря закаливанию организм ребенка учится противостоять неблагоприятному воздействию окружающей среды. Особую важность закаливание имеет для детей, которые по причине недостаточно крепкого организма или низкого иммунитета, очень восприимчивы к воздействию различных инфекций и перепадам температур. Также закаливание особенно ценно и для детей ослабленных, часто болеющих [3].
В большинстве своем все закаливающие процедуры основаны на перепаде температур. Организм в результате таких закаливающих процедур учится справляться с ними собственными силами. Благодаря этому ребенок достаточно легко учится переносить холод, а значит и не слишком уязвим перед простудными заболеваниями, распространенными в осенне-зимний период. Даже если закаленный организм ребенка не сможет противостоять простуде, у него будет возможность перенести ее более в легкой форме и за короткий срок, даже не используя медикаментозные средства. Если ребенок закален, то это достаточно часто позволяет избежать осложнения после болезни. Процедуры закаливания способствуют укреплению нервной и сердечно-сосудистой системы, оказывают благоприятное влияние на желудочно-кишечный тракт и способствуют лучшему обмену веществ. Также закаливание хорошо укрепляет нервную систему, учит бороться со стрессом. Ведь именно так организм поначалу воспринимает охлаждающие процедуры.
При работе с ослабленными детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания. Эти принципы сформулированы в современной редакции Ю.Ф. Змановским:
- закаливающие процедуры могут проводиться только в случае полного физического здоровья детей;
- количество и интенсивность таких процедур нужно увеличивать постепенно, с учетом возможностей детского организма;
- процедуры должны проводиться последовательно и в системе [2].
Закаливание, безусловно, оказывает положительное влияние на организм, но требуется соблюдать меры предосторожности, а именно:
- нельзя резко снижать температуру;
- процедуры для закаливания не должны вводить ребенка в стресс;
- необходимо соблюдать систематичность, а не начинать процедуры, бросать и снова начинать.
Противопоказаний у закаливания нет, есть только временный запрет в случае обострения кожных заболеваний, при травмах, инфекционных заболеваниях, в случае нарушения работы нервной, выделительной, сердечно-сосудистой систем. После излечения можно приступать к закаливанию.
Процедур закаливания – большое разнообразие. В дошкольных учреждениях имеется возможность выбирать наиболее подходящие, с учетом возраста и особенностей организма, особенностей физического развития, наличия или отсутствия хронических заболеваний.
Существуют традиционные методы закаливания детей дошкольного возраста и нетрадиционные. Традиционные основаны на постепенном привыкании к прохладе, а позже к холоду. Основные методы закаливания детей дошкольного возраста – это закаливание солнцем, воздухом и водой. Перечисленные методы считаются традиционными. Они находят широкое применение на протяжении длительного времени и проверены временем, считаются весьма эффективными.
В детских садах стараются внедрить нетрадиционные методы закаливания детей, сочетая закаливание с физическими упражнениями и элементами игры, поскольку это дает больший эффект, чем обычная закалка.
По мнению Ю.Ф. Змановского, к нетрадиционным – можно отнести методы, основанные на контрасте температур. Стабильность условий внешней среды - постоянная температура воздуха, теплая вода, избегание ветра - приводит к тому, что сопротивляемость организма к внешним воздействиям уменьшается. Именно контрастные температуры обеспечивают оптимальные условия для формирования адекватной защитной реакции и повышают эффективность закаливающих процедур.
Методика контрастного воздушного закаливания предусматривает выполнение следующих последовательных действий: дети просыпаются под звуки музыки и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц. После этого дети по команде воспитателя поднимаются с постели и проводят закаливающие процедуры: упражнения на дыхание, гимнастику для глаз, проходят по закаливающим дорожкам (выполнение общеразвивающих упражнений, ходьба по солевым дорожкам, корригирующим дорожкам). В заключение – несколько упражнений на восстановление дыхания, упражнения для профилактики сколиоза, развития стоп ног. После активных движений дети тщательно умываются: лицо, руки до плеч, в старших группах – обтирание груди. Затем тело растирается до легкого покраснения с помощью полотенца [1].
К нетрадиционным методам закаливания также относится хождение босиком, это хорошее средство укрепления сводов стопы и ее связок. В этом случае также необходимо руководствоваться принципами систематичности и постепенности. Начинают хождение босиком в носках в течение 4-5 дней, температура пола не ниже +18 градусов. Затем переходят к полному хождению босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Как отмечает Ю.Ф. Змановский. В результате хождения босиком, происходит закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур [2].
Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры – используется как метод профилактики заболеваний носоглотки. Такие процедуры чаще проводятся с детьми старшего дошкольного возраста и проводятся они при температуре воды +36-37о. Температура доводится постепенно до комнатной температуры, снижение температуры проводят каждые 2-3 дня на 10о.
Закаливания носоглотки чесночным раствором – профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах в полости рта. Для этого 1 чесночный зубок разминают, заливают охлаждённой водой и настаивают в течении часа. Поласкают этим раствором горло, закапывают в нос.
Промывание носа холодной водой – способствует восстановлению носового дыхания, что очень важно для естественного оздоровления. Носоглотка освобождается от вирусных инфекций, которая впоследствии опускается в верхние дыхательные пути.
Оздоровительный бег (непродолжительный, дозированный) – тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы, дает заряд бодрости. В старшем дошкольном возрасте пробегают без остановок значительные расстояния – от 950 м до 1600 м. в среднем темпе (2,4–2,7 м/с). Такие пробежки рекомендуется проводить не менее двух раз в неделю.
Ароматерапия – дыхание с помощью эфирных масел растений, которые оказывают психологическое физиологическое воздействие. Такие процедуры способствуют активизации дыхательного процесса, а значит, и обеспечению организма кислородом. Ароматерапия способна дать такие результаты, которые невозможно получить никакими другими современными лекарственными средствами.
Фитотерапия – это употребление чая на основе полезных растений. Фитопрепараты употребляют за 20–30 мин. до еды. Водные извлечения хранят 2–3 суток в прохладном месте.
Цветотерапия – это цвет врачующий. Один цвет ласкает взгляд, успокаивает, способствует приливу внутренних сил, другой раздражает, вызывает не лучшие эмоции. Один бодрит, другой угнетает. Причем на одних они действуют так, а на прочих иначе. Словом, влияние цвета носит избирательный характер.
Красный цвет полезен при всех воспалительных заболеваниях. Синий цвет оказывает особое успокаивающее воздействие. Зеленый цвет эффективен при лечении воспалений глаз. Оранжевый обостряет аппетит. Жёлтый исцеляет кишечник.
Камнетерапия – это «волшебные» камни. Существует целая «отрасль» литературы о необыкновенных целительных свойствах минералов, о благотворном влиянии различных редких камней на здоровье, психику человека.
К методам закаливания в детском саду можно отнести «Тропу здоровья» - пешеходная дорожка с участками из различных природных материалов, позволяет проводить профилактику заболевания детей в игровой форме. Закаливание на тропе здоровья проходит в тёплое время года. Оно проводится как инструктором по физкультуре, так и воспитателями. В результате ходьбы босиком по «Дорожке здоровья» происходит оздоровительный массаж стоп, стимуляция активных точек, оказывающая положительное влияние на процессы, происходящие в организме детей. А это способствует улучшению кровообращения, повышению иммунитета, снижению усталости, укреплению мышц и суставов [3].
Сделать тропинку для босых ножек достаточно просто, для этого понадобятся различные материалы: песок, трава, мелкие камешки, бруски дерева, фасоль, шишки, рис, щепки, каштаны, желуди, яичная скорлупа, вата, коврики, вода и др. Главное - обеспечить разнообразие материалов для различных тактильных ощущений.
В каждый ящичек насыпают разный наполнитель и устанавливают их на ровной поверхности друг за другом, чтобы получилась тропинка. Нетрадиционным может быть применение керамического мозаичного покрытия, натурального кокосового волокна, бетонное покрытие с шляпками пластиковых гвоздей, крупный гравий, емкости с водой.
Приучать детей к хождению по дорожке здоровья необходимо постепенно. Сначала можно пройтись в носочках, медленно ощупывая ступнями содержимое каждой ячейки, затем босиком. Крупные и колючие поверхности должны чередоваться с мягкими и ворсистыми, чтобы тактильные ощущения сменяли друг друга.
Если собралась компания из нескольких ребятишек, можно поиграть в игру. Пройтись с завязанными глазами по дорожке и угадать, на что наступаешь. После прохождения такой тропинки полезно сделать ванночку для ног, водные закаливающие процедуры. «Лето, лето к нам пришло, стало сухо и тепло», «По дорожке прямиком, ходят ножки босиком».
В нетрадиционные способы закаливания для детей включено и обтирание снегом, а также хождение босиком по снегу. В результате ребенок получает возможность укрепить свой иммунитет в зимний период, исключение составляют дети с хроническими простудными заболеваниями, которым данный вид закаливания не подойдет.
Ходьба по «тропе здоровья» обязательно сочетается с проведением глубоких дыхательных упражнений через каждые 75-100 метров по 5-6 вдохов и выдохов. При этом следует обращать внимание на выдох. Он должен быть достаточно глубоким.
Вдоль «тропы здоровья» можно высадить растения – фитонцид носители: можжевельник, туя, мята, календула. Концентрация фитонцидов на отдельных участках тропы в воздухе на уровне дыхания дошкольников достигает предельных значений, что обуславливает высокий оздоровительный эффект в комплексе с закаливанием стоп при ходьбе по участкам с природными материалами. Это способствует более качественному дыханию, снятию бронхоспазмов, снижению артериального давления, кроме того, улучшению настроения, снятию нервного напряжения [1].
Перед тем, как пойти по «тропе здоровья», следует присесть на скамеечку и провести самомассаж стоп: обхватить одной рукой стопу и уложить её на колено. Другой рукой сделать несколько разминающих движений в направлении от пятки к пальцам, обращая внимание на энергичное растирание и поколачивание свода стопы. Этим снимается неприятное ощущение, появляющееся при прохождении первых участков «тропы здоровья». После завершения процедуры закаливающей ходьбы обмыть стопы водой, растереть их полотенцем и надеть обувь.
При формировании системы закаливания необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, климатические условия, развитие подкожно-жировой клетчатки, тип нервной системы, степень закалённости ребенка. Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных состояний (страха, беспокойства).
Таким образом, закаливание и двигательная активность обеспечивают здоровье, энергию, снижение риска заболеваемости детей простудными заболеваниями. Общение с природой развивает наблюдательность, познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение.
Список литературы
1. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века. / Авт.-сост.: Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2000. – 75 с.
2. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. - 125 с.
3. Никонорова, Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников / Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж, ЧП Лакоценин С. С., 2007. - 89 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.