КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С ПЕРВИНЦЕМ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ВТОРОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Оценка 5
Памятки +1
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
11.12.2018
В народе говорят: «Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда появляется второй». Поэтому родителям, планирующим появление второго ребенка, необходимо помнить, что его рождение для первенца событие скорее драматичное, чем радостное. Ведь роль старшего в такой ситуации резко меняется и требования к нему возрастают. Младший же лишен «травмирующего» опыта – он находится в центре внимания, им умиляются, ему многое и чаще прощается по сравнению со старшим.
Дети любого возраста чувствуют себя в некоторой степени беззащитными и могут преодолеть это состояние, только добиваясь любви родителей. Поэтому соперничество между ними в борьбе за эту любовь неизбежно. А проявление в отношениях детей заботы друг о друге или вражды зависит, прежде всего, от родителей, степени их участия в воспитании и отношения к каждому конкретному ребенку.
В связи с этим каждый современный родитель, обдумывая варианты поведения с разновозрастными детьми в семье, должен ответить на вопрос: «Что самое важное в жизни его сына и дочери? В чем каждый ребенок нуждается больше всего?» Специалисты в такой ситуации часто подсказывают родителям ответ – главное для детей любовь мамы и папы. Но возникает другой вопрос, как выражать эту любовь, чтобы дети, с одной стороны, были уверены в теплом и ласковом отношении к ним, а с другой – не выросли самовлюбленными эгоистами?
как надо вести себя с первенцем.docx
КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С ПЕРВИНЦЕМ
ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ВТОРОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
В народе говорят: «Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда появляется
второй». Поэтому родителям, планирующим появление второго ребенка, необходимо
помнить, что его рождение для первенца событие скорее драматичное, чем радостное. Ведь
роль старшего в такой ситуации резко меняется и требования к нему возрастают. Младший
же лишен «травмирующего» опыта – он находится в центре внимания, им умиляются, ему
многое и чаще прощается по сравнению со старшим.
Дети любого возраста чувствуют себя в некоторой степени беззащитными и могут
преодолеть это состояние, только добиваясь любви родителей. Поэтому соперничество
между ними в борьбе за эту любовь неизбежно. А проявление в отношениях детей заботы
друг о друге или вражды зависит, прежде всего, от родителей, степени их участия в
воспитании и отношения к каждому конкретному ребенку.
В связи с этим каждый современный родитель, обдумывая варианты поведения с
разновозрастными детьми в семье, должен ответить на вопрос: «Что самое важное в жизни
его сына и дочери? В чем каждый ребенок нуждается больше всего?» Специалисты в такой
ситуации часто подсказывают родителям ответ – главное для детей любовь мамы и папы.
Но возникает другой вопрос, как выражать эту любовь, чтобы дети, с одной стороны, были
уверены в теплом и ласковом отношении к ним, а с другой – не выросли самовлюбленными
эгоистами?
Психологи советуют выражать свою любовь следующими способами:
• говорить детям как можно больше теплых слов: «мне хорошо с тобой», «я рад
тебя видеть», «хорошо, что ты пришел», «мне нравится, как ты …», «как хорошо, что
ты у нас есть»;
• не забывать обнимать ребенка, прикасаться к нему (по мнению американского
семейного психотерапевта Верджинии Сатир, обнимать ребенка следует не менее
четырех раз в день, так как такое количество объятий необходимо каждому человеку
для выживания, а для хорошего самочувствия объятий нужно уже не менее 8).
Но как уделить равное внимание, любовь и поддержку двумтрем детям, что делать,
если времени катастрофически не хватает? Даже в такой ситуации можно найти выход.
Например, одна многодетная мама, делясь своим секретом создания миролюбивой
атмосферы в семье, рассказала, что она ежедневно каждому ребенку наедине говорит
от имени другого (в разной форме, зачастую чтото даже выдумывая): «Как тебя
любит Саша!», «Как тебя ждал Сережа!». «Знаешь, Надя тебе оставила кусочек
торта». Несмотря на кажущуюся искусственность этого приема, он очень помогал ей
наладить добрые отношения между детьми.
умудренные опытом родители советуют прибегать к телесной терапии: для этого
оба ребенка садятся на колени к взрослому, который их одновременно обнимает,
образуя как бы «семейный круг».
психологи также предлагают, вопервых, с рождением второго ребенка первому
уделять даже больше внимания, чем до появления брата или сестрички.
общаться с детьми персонально, обязательно гуляя по отдельности с каждым
ребенком хотя бы раз в неделю, разговаривая о его делах, держа его за руку.
всегда помнить, что старший ребенок – это не бесплатная нянька для младшего и
не домработница. Привлекать его к домашним делам, учить заботиться о
малыше необходимо постепенно, медленно, по мелочам, в виде игры, чтобы
старшему было интересно. Оба ребенка только выиграют, если просить у первенца
умеренной помощи в присмотре за младшими. Ибо в таких ситуациях у младших зарождается чувство защищенности и уверенности, а у старших – чувство
гордости. Ощущение старшими своей необходимости придает им уверенности в
своих силах, а доверие родителей способствует формированию ответственности.
активно привлекать старших и младших к совместной деятельности, к примеру,
играм и развлечениям, выполнению домашних обязанностей.
Но что делать, если какието моменты во взаимоотношениях с детьми не были
учтены и среди них появился ярко выраженный ревнивец, который активно или
исподтишка дестабилизирует микроклимат в семье?
В таком случае нужно объективно проанализировать свои отношения с каждым из
детей и со всеми вместе, определить, кому достается больше реального внимания и
душевного тепла, а кому меньше, попытаться уравновесить отношение к детям внутри
себя. И, наконец, внимательно следить за внешними проявлениями своих чувств. Не
исключено, что на некоторое время внимание к ярко выраженному ревнивцу может быть
даже повышенным. Другой ребенок, чувствующий себя более защищенным, скорее всего,
простит родителям некоторое отдаление и удовлетворится вниманием остальных членов
семьи. Но и в этом случае следует избегать крайностей.
Рождение второго ребенка через 5–7 лет обычно планируется родителями
осознанно. К моменту его появления роли в семье четко распределены и ни у кого не
возникает вопросов, кто старший. Сам первенец достаточно взрослый и, следовательно,
чаще готов пойти на компромисс, уступить младшему. Кроме того, с рождением второго
ребенка снимается часть внимания и ожиданий со старшего, родители становятся менее
критичными к нему. Однако, анализируя рисунки старших ребят, имеющих младших
братьев или сестер, психологи отмечают, что первенцы довольно часто изображают во
внешнем виде родителей множество деталей, что говорит о недостатке
эмоционального тепла в их общении с матерью или отцом.
К сожалению, длительное время игровые интересы у детей не совпадают и они
практически не играют вместе. Но со временем общими точками соприкосновения
становятся чтение книг, рисование, просмотр фильмов. Особенно кризисным в отношениях
может стать период, когда старший входит в подростковый возраст. В 7–8 лет младшие
считают, что у них много общих интересов со старшими, а подростки, наоборот,
отдаляются, живут интересами сверстников, могут стать агрессивными, особенно когда
родители требуют взять с собой младшего.
Для уменьшения споров и разногласий между детьми необходимо помнить, что
старший ребенок – не нянька для младшего и не обязан постоянно присматривать за ним.
Он имеет полное право на свое собственное детство. Кроме того, следует сохранить
объем внимания, проявляемый ранее к успехам и сложностям в жизни старшего, почаще
уделять время только ему лично. Особого подхода требует определение виновного в
конфликтных ситуациях. Так как разница в возрасте достаточно выражена, наказания
достаются старшему ребенку, хотя зачинщиком чаще бывает младший. Поэтому при
возникновении проблемных ситуаций необходимо стараться понять позицию
первенца, просить его рассказать, что произошло на самом деле.
И даже если конфликты возникают постоянно между детьми, то самый
основной совет специалистов – не поддаваться панике. Мамам и папам следует
помнить, что помощь могут оказать и психологи, работающие в учреждениях
образования.
ИТАК, появление второго ребенка в семье означает для первенца переход с позиции
единственного и неповторимого на позицию старшего и ответственного. Это совершенно
разные по своему психологическому содержанию позиции, поэтому этот переход представляет значительную сложность. Для этого нужно правильное отношение всех
членов семьи к первенцу, время, для принятия первым ребенком брата или сестры, и
понимание того, что это переходящие трудности в жизни семьи и вы, уважаемые
родители, с ними обязательно справитесь!
КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С ПЕРВИНЦЕМ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ВТОРОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С ПЕРВИНЦЕМ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ВТОРОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С ПЕРВИНЦЕМ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ВТОРОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.