Сказка
«Маленький медвежонок»
Технология: сказкотерапия
Направленность: Нарушение общения со сверстниками.
Повышенная агрессивность
Возрастная категория: обучающиеся младших классов,
67 лет
Составила и провела:
учитель начальных классовН.А.Рубан
От автора разработки:
Сказка – благодатный и ничем не
заменимый источник воспитания. Сказка
серьезнейшее средство нравственного
воспитания. Она делает души ребят мягче,
отзывчивее, добрее. Благодаря сказке
ребенок познает мир не только умом, но и
сердцем. И не только познает, но
откликается на события и явления
окружающего мира,
выражает свое
отношение к добру и злу, таким образом
происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих
реакций.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик,
позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом.
Сказкотерапия – это эклический метод развития личности: он объединяет
различные формы и приёмы развития, обучения в единую «сказочную» форму.
Формы работы со сказкой разнообразны как сама жизнь. Всё, что нас
окружает, может быть описано в сказочной форме. Постановка сказки –
всегда праздник для её участников. Если её умело организовать, она поможет
в коррекции и терапии даже самых сложных проблем.Для проведения мероприятия рекомендуем:
1. Проанализировать методический материал:
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую
сказку. М.; Ось89, 2007.
ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Практикум по сказкам.СПб.; ООО «Речь», 2000.
Хухлаева О.В, Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной
работе с детьми. М.:ФОРУМ.2013.
2. Подготовить:
презентацию сказки;
маски героев сказки (для инсценирования);
речевой материал;
3. Прочитать сказку с детьми заранее.Сказка «Маленький медвежонок»
Направленность: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная
агрессивность.
Цель: Создание условий для предупреждения возникновения трудностей в
межличностном общении, для предотвращения повышенной агрессивности.
Формирование навыков жизнестойкости через осознание того, что «Если
хочешь дружить, то в других надо видеть друзей и самому никогда не
драться».
Задачи:
образовательные:
углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять
словарный запас;
учить понимать эмоционально – образное содержание сказки через её
анализ;
коррекционноразвивающие:
корректировать произношение и речь детей;
развивать диалогическую и монологическую речь детей;
развивать логическое мышление на основе упражнений;
развивать способность эмоционально воспринимать окружающий мир и не
обижать других;
развивать способности преодолевать трудности и страхи;
развивать творческие способности через драматизацию сказки;
воспитательные:
воспитывать потребность в активности, в общении;
воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.1. Организационный момент
Ход занятия
Совет от авторов: Целесообразно настроить обучающихся на
предстоящее занятие, поэтому начните с работы «Моё
настроение». Если у вас есть в классе «Уголок настроения», то
возможна и практическая работа. Для этого во время обсуждения
настроения раздайте обучающимся соответствующие магнитики,
чтобы они смогли разместить их в уголке настроения.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.
Поделитесь своим настроением друг с другом. Какое настроение у вас
сегодня?
Возьмите магнитики и разместите их в нашем «Уголке настроения».
II. Актуализация знаний
1) Игра «Убери лишнее»
Совет от авторов: Заранее приготовьте и разместите на доске
картинки с изображением белки, лисы, медведя, зайца, коровы,
сюжетных картинок с изображением леса и скотного двора,
схемы для формулирования сложных предложений, т.к.
слабослышащим обучающимся необходим наглядный материал
и схемыопоры для составления самостоятельных устных ответов.
Кто это? Назовите картинки.
Какая картинка лишняя? Почему? (Лишняя картинка корова, потому что
корова домашнее животное.)
Какие это животные? (Лиса, заяц, медведь, белка – это дикие животные.)
Почему? Где они живут? (Лиса, ……. живут в лесу.)
Как вы думаете, они одинаковые?
Нет, разные.
Давайте скажем, какие они?2) Составление словосочетаний: «существительное + прилагательное»
Совет от авторов: Не забудьте, что детям с ОВЗ по слуху для
правильного составления речевых высказываний необходим
опорный материал.
Заранее подготовьте таблички с
необходимыми прилагательными! Внимательно следите за
произношением окончаний!
Составьте словосочетания.
Кто? Какой? Кто? Какая?
белка хитрый
лиса косолапый
красивый
медведь неуклюжий
заяц шустрый
быстрый
трусливый
запасливый
У них в лесу есть лесная школа.
А вы хотите узнать, как они живут в лесу? (Да, хотим!)
А об этом я вам сейчас расскажу.
III. Основная часть
1) Чтение сказки вслух параллельно с презентацией
Совет от авторов: Не забудьте, что неслышащие дети будут
воспринимать сказку
чтение
учителя должно быть эмоциональным, выразительным, в
нормальном темпе и обязательно с чёткой артикуляцией.
Я вам буду читать, а вы слушайте внимательно и потом назовите героев этой
слухозрительно, поэтомусказки?
2) Проверка восприятия произведения
Вам понравилась сказка?
Кто герои в сказке?
А вы хотите сами попасть в сказку?
Давайте закроем глаза. Подумайте, кем бы вы хотели быть?
(дети закрывают глаза, учитель надевает им маски героев сказки).
Откройте глаза.
Вот мы и попали в сказку.
3) Диалог между детьми (распределение ролей)
Совет от авторов: Напоминаем, что дети с ОВЗ по слуху
воспринимают материал слухозрительно и им при обращении
друг к другу необходимо видеть губы говорящего, поэтому
необходимо за этим следить.
Спросите друг у друга: «Каким героем он сейчас будет?»
Ты кто?
Я Белочка.
Ты кто?
А я, Лиса? т. д.4) Инсценирование сказки
Давайте покажем, что же случилось с маленьким медвежонком?
(Сценка: лесные звери радостно играют на лесной полянке. Выходит
Медвежонок, увидев зверей, сжимает кулаки. Звери, понимают, что он будет
драться, не хотят с ним дружить. Медвежонок садится в уголок и плачет.)
Белочка: (М.Саша) Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будетнашим новым другом?
Медвежонок: (О.Савелий) Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне
надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут
меня обижать.
Зайчик: (П. Богдан) Но посмотрите, он сжал кулаки и собирается с нами
драться!
Лисичка: (Б. Даша) Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться.
Мы будем защищать себя!
Медвежонок: (О.Савелий) Они договариваются о том, чтобы начать меня
обижать, и мне придется защищаться.
Белочка: (М.Саша) Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами
драться.
Лисичка: (Б. Даша) Мы думали, ты наш новый друг, а ты!..
Звери: Мы не будем с тобой дружить!
5) Беседа по продемонстрированному фрагменту
Совет от авторов: И вновь напоминаем, что неслышащим
детям для правильного составления речевых высказываний
необходим опорный материал. Заранее подготовьте таблички
с опорными схемами.
Почему зверята не захотели дружить с маленьким медвежонком?
Почему медвежонок думал, что все хотят его обидеть?
А звери хотели его обидеть?
А почему медвежонок заплакал?________, потому что ему было_____ Как?
обидно
грустно
весело
радостно
печально
хорошо
одиноко
(Дети отвечают, дают разные варианты ответов.)
А почему маленький медвежонок переживал?
__________, потому что________никто не хотел дружить с ним.
6) Инсценирование сказки (продолжение)
Давайте посмотрим, что произошло дальше.
(Сценка: медвежонок разжимает кулаки. Идёт к зверятам мириться. Зверята
прощают его и начинают играть все вместе)
Медвежонок: (О.Савелий)
зверятами?
Я понял, мне надо разжать кулаки. Наверно зверята подумали, что я буду с
ними драться!
Я больше никогда не буду сжимать свои кулаки и драться. Как хорошо, что
я понял, что плохо быть драчуном!
Звери: Давайте дружить все вместе!
Что же мне делать, как подружиться со7) Беседа по продемонстрированному фрагменту
Совет от авторов: И снова напоминаем, что неслышащим
детям для правильного составления речевых высказываний
необходим опорный материал. Заранее подготовьте и
разместите на доске таблички с речевым материалом.
Что сделал медвежонок?
(Словарь: разжал кулаки, сжал кулаки, перестал бояться, пошел мириться со
зверятами)
Каким стал медвежонок? (смелый, храбрый, трусливый, злой, добрый)
Как сейчас медвежонку?
(весело, радостно)
Он какой? (счастливый)
А почему ему хорошо и радостно?
___________, потому что __________.
(Словарь: он не одинок, у него стало много друзей)
А сначала у медвежонка были друзья?
А когда они появились? (когда он стал добрым)
IV. Итог занятия
Скажите, какой медвежонок был в начале сказки? А в конце?
(дети выходят к доске, берут табличку, зачитывают слово,
выстраивают столбцы из табличек со словами)Совет от авторов: дайте возможность каждому ребёнку
эмоционально выразить настроение героя. И вновь вам
понадобятся таблички с опорными словами.
В начале
одинокий
печальный
грустный смелый
злой счастливый
В конце
весёлый
радостный
Вам понравилось, как закончилась наша сказка?
Если вы хотите дружить, то, что надо помнить всегда?
(Работа с последними слайдами презентации)
Если хочешь дружить, то в других надо видеть друзей и самому
никогда не драться.
Я думаю, вы тоже будете дружить и станете настоящими друзьями!
Что для этого нужно делать?
Не будем говорить друг другу плохие слова.
Не будем обижать друг друга.
Не будем драться.
Будем помогать друг другу!