Сказка
«Маленький медвежонок»
Технология: сказкотерапия
Направленность: Нарушение общения со сверстниками.
Повышенная агрессивность
Возрастная категория: обучающиеся младших классов,
67 лет
Составила и провела:
учитель начальных классов Н.А.Рубан
От автора разработки:
Сказка – благодатный и ничем не
заменимый источник воспитания. Сказка
серьезнейшее средство нравственного
воспитания. Она делает души ребят мягче,
отзывчивее, добрее. Благодаря сказке
ребенок познает мир не только умом, но и
сердцем. И не только познает, но
откликается на события и явления
окружающего мира,
выражает свое
отношение к добру и злу, таким образом
происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих
реакций.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик,
позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом.
Сказкотерапия – это эклический метод развития личности: он объединяет
различные формы и приёмы развития, обучения в единую «сказочную» форму.
Формы работы со сказкой разнообразны как сама жизнь. Всё, что нас
окружает, может быть описано в сказочной форме. Постановка сказки –
всегда праздник для её участников. Если её умело организовать, она поможет
в коррекции и терапии даже самых сложных проблем. Для проведения мероприятия рекомендуем:
1. Проанализировать методический материал:
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую
сказку. М.; Ось89, 2007.
ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Практикум по сказкам.СПб.; ООО «Речь», 2000.
Хухлаева О.В, Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной
работе с детьми. М.:ФОРУМ.2013.
2. Подготовить:
презентацию сказки;
маски героев сказки (для инсценирования);
речевой материал;
3. Прочитать сказку с детьми заранее. Сказка «Маленький медвежонок»
Направленность: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная
агрессивность.
Цель: Создание условий для предупреждения возникновения трудностей в
межличностном общении, для предотвращения повышенной агрессивности.
Формирование навыков жизнестойкости через осознание того, что «Если
хочешь дружить, то в других надо видеть друзей и самому никогда не
драться».
Задачи:
образовательные:
углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять
словарный запас;
учить понимать эмоционально – образное содержание сказки через её
анализ;
коррекционноразвивающие:
корректировать произношение и речь детей;
развивать диалогическую и монологическую речь детей;
развивать логическое мышление на основе упражнений;
развивать способность эмоционально воспринимать окружающий мир и не
обижать других;
развивать способности преодолевать трудности и страхи;
развивать творческие способности через драматизацию сказки;
воспитательные:
воспитывать потребность в активности, в общении;
воспитывать толерантное отношение к окружающим людям. 1. Организационный момент
Ход занятия
Совет от авторов: Целесообразно настроить обучающихся на
предстоящее занятие, поэтому начните с работы «Моё
настроение». Если у вас есть в классе «Уголок настроения», то
возможна и практическая работа. Для этого во время обсуждения
настроения раздайте обучающимся соответствующие магнитики,
чтобы они смогли разместить их в уголке настроения.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.
Поделитесь своим настроением друг с другом. Какое настроение у вас
сегодня?
Возьмите магнитики и разместите их в нашем «Уголке настроения».
II. Актуализация знаний
1) Игра «Убери лишнее»
Совет от авторов: Заранее приготовьте и разместите на доске
картинки с изображением белки, лисы, медведя, зайца, коровы,
сюжетных картинок с изображением леса и скотного двора,
схемы для формулирования сложных предложений, т.к.
слабослышащим обучающимся необходим наглядный материал
и схемыопоры для составления самостоятельных устных ответов.
Кто это? Назовите картинки.
Какая картинка лишняя? Почему? (Лишняя картинка корова, потому что
корова домашнее животное.)
Какие это животные? (Лиса, заяц, медведь, белка – это дикие животные.)
Почему? Где они живут? (Лиса, ……. живут в лесу.)
Как вы думаете, они одинаковые?
Нет, разные.
Давайте скажем, какие они? 2) Составление словосочетаний: «существительное + прилагательное»
Совет от авторов: Не забудьте, что детям с ОВЗ по слуху для
правильного составления речевых высказываний необходим
опорный материал.
Заранее подготовьте таблички с
необходимыми прилагательными! Внимательно следите за
произношением окончаний!
Составьте словосочетания.
Кто? Какой? Кто? Какая?
белка хитрый
лиса косолапый
красивый
медведь неуклюжий
заяц шустрый
быстрый
трусливый
запасливый
У них в лесу есть лесная школа.
А вы хотите узнать, как они живут в лесу? (Да, хотим!)
А об этом я вам сейчас расскажу.
III. Основная часть
1) Чтение сказки вслух параллельно с презентацией
Совет от авторов: Не забудьте, что неслышащие дети будут
воспринимать сказку
чтение
учителя должно быть эмоциональным, выразительным, в
нормальном темпе и обязательно с чёткой артикуляцией.
Я вам буду читать, а вы слушайте внимательно и потом назовите героев этой
слухозрительно, поэтому сказки?
2) Проверка восприятия произведения
Вам понравилась сказка?
Кто герои в сказке?
А вы хотите сами попасть в сказку?
Давайте закроем глаза. Подумайте, кем бы вы хотели быть?
(дети закрывают глаза, учитель надевает им маски героев сказки).
Откройте глаза.
Вот мы и попали в сказку.
3) Диалог между детьми (распределение ролей)
Совет от авторов: Напоминаем, что дети с ОВЗ по слуху
воспринимают материал слухозрительно и им при обращении
друг к другу необходимо видеть губы говорящего, поэтому
необходимо за этим следить.
Спросите друг у друга: «Каким героем он сейчас будет?»
Ты кто?
Я Белочка.
Ты кто?
А я, Лиса? т. д. 4) Инсценирование сказки
Давайте покажем, что же случилось с маленьким медвежонком?
(Сценка: лесные звери радостно играют на лесной полянке. Выходит
Медвежонок, увидев зверей, сжимает кулаки. Звери, понимают, что он будет
драться, не хотят с ним дружить. Медвежонок садится в уголок и плачет.)
Белочка: (М.Саша) Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом?
Медвежонок: (О.Савелий) Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне
надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут
меня обижать.
Зайчик: (П. Богдан) Но посмотрите, он сжал кулаки и собирается с нами
драться!
Лисичка: (Б. Даша) Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться.
Мы будем защищать себя!
Медвежонок: (О.Савелий) Они договариваются о том, чтобы начать меня
обижать, и мне придется защищаться.
Белочка: (М.Саша) Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами
драться.
Лисичка: (Б. Даша) Мы думали, ты наш новый друг, а ты!..
Звери: Мы не будем с тобой дружить!
5) Беседа по продемонстрированному фрагменту
Совет от авторов: И вновь напоминаем, что неслышащим
детям для правильного составления речевых высказываний
необходим опорный материал. Заранее подготовьте таблички
с опорными схемами.
Почему зверята не захотели дружить с маленьким медвежонком?
Почему медвежонок думал, что все хотят его обидеть?
А звери хотели его обидеть?
А почему медвежонок заплакал? ________, потому что ему было_____ Как?
обидно
грустно
весело
радостно
печально
хорошо
одиноко
(Дети отвечают, дают разные варианты ответов.)
А почему маленький медвежонок переживал?
__________, потому что________никто не хотел дружить с ним.
6) Инсценирование сказки (продолжение)
Давайте посмотрим, что произошло дальше.
(Сценка: медвежонок разжимает кулаки. Идёт к зверятам мириться. Зверята
прощают его и начинают играть все вместе)
Медвежонок: (О.Савелий)
зверятами?
Я понял, мне надо разжать кулаки. Наверно зверята подумали, что я буду с
ними драться!
Я больше никогда не буду сжимать свои кулаки и драться. Как хорошо, что
я понял, что плохо быть драчуном!
Звери: Давайте дружить все вместе!
Что же мне делать, как подружиться со 7) Беседа по продемонстрированному фрагменту
Совет от авторов: И снова напоминаем, что неслышащим
детям для правильного составления речевых высказываний
необходим опорный материал. Заранее подготовьте и
разместите на доске таблички с речевым материалом.
Что сделал медвежонок?
(Словарь: разжал кулаки, сжал кулаки, перестал бояться, пошел мириться со
зверятами)
Каким стал медвежонок? (смелый, храбрый, трусливый, злой, добрый)
Как сейчас медвежонку?
(весело, радостно)
Он какой? (счастливый)
А почему ему хорошо и радостно?
___________, потому что __________.
(Словарь: он не одинок, у него стало много друзей)
А сначала у медвежонка были друзья?
А когда они появились? (когда он стал добрым)
IV. Итог занятия
Скажите, какой медвежонок был в начале сказки? А в конце?
(дети выходят к доске, берут табличку, зачитывают слово,
выстраивают столбцы из табличек со словами) Совет от авторов: дайте возможность каждому ребёнку
эмоционально выразить настроение героя. И вновь вам
понадобятся таблички с опорными словами.
В начале
одинокий
печальный
грустный смелый
злой счастливый
В конце
весёлый
радостный
Вам понравилось, как закончилась наша сказка?
Если вы хотите дружить, то, что надо помнить всегда?
(Работа с последними слайдами презентации)
Если хочешь дружить, то в других надо видеть друзей и самому
никогда не драться.
Я думаю, вы тоже будете дружить и станете настоящими друзьями!
Что для этого нужно делать?
Не будем говорить друг другу плохие слова.
Не будем обижать друг друга.
Не будем драться.
Будем помогать друг другу!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.