Консультация для воспитателей старших групп дошкольного образования
Оценка 4.8

Консультация для воспитателей старших групп дошкольного образования

Оценка 4.8
doc
22.06.2020
Консультация для воспитателей старших групп дошкольного образования
Создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.doc

Создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

(консультация для воспитателей старших групп)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, условия познавательного развития предусматривают формирование у детей не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности. Учет индивидуальных особенностей детей и закономерностей психических процессов способствует развитию познавательной сферы дошкольников, достижению высокого уровня ее сформированности, также благодаря этому совершенствуется интеллектуальная и эмоционально-волевая структура личности.

Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей. Познавательный интерес направлен на материал, связанный с положительными впечатлениями и порождает активность детей. Развитию познавательных способностей детей способствует организация развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки, развиваются познавательные процессы.

Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка.

К познавательным процессам дошкольников относятся: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь.

Внимание переходит в произвольное, а от него уже к начальной ступени послепроизвольного, когда дошкольник сам возвращается к заинтересовавшей ранее деятельности, бывшей объектом произвольного сосредоточения.

Память. Старшие дошкольники приобретают навык смыслового запоминания, фундамент которого заложен на материале прошлого опыта. С развитием интеллектуальной сферы развивается словесная память. Ребенок запоминает существенные связи объектов. Двигательная память дошкольника значительно развивается благодаря сформированному зрительному образу.

Восприятие  объединяет психические процессы и опыт, получаемый из окружающего мира.

Мышление зависит от познавательной активности, формируемой семьей и учреждением дошкольного образования.

Воображение обуславливает мыслительную деятельность и способствуя расширению словарного запаса. Появление умения создавать замысел, достигать его, отражает рост воображения в дошкольном возрасте, позволяет ребенку удовлетворить познавательные потребности.

Речь.  Появляется планирующая функция речи. Ребенок формулирует свою деятельность вслух, словесно фиксирует ее результаты, сопровождает речью действия. Постепенно происходит переход во внутреннюю речь – умственный план. В дошкольном возрасте усложняются коммуникативные функции и формы языковой деятельности, усваиваются речевые навыки. В интенсивном развитии речи совершенствуются все психические познавательные процессы.

Согласно образовательным стандартам дошкольное образование познавательное развитие воспитанников реализуется в образовательных областях:

·        «Ребёнок и общество»

·        «Элементарные математические представления»

·        «Ребёнок и природа»

·         «Развитие речи и культура речевого общения»

·         «Искусство»

К задачам познавательного развития детей дошкольного возраста относятся:

·        -развитие психических познавательных процессов и способностей;

·         формирование способов и деятельности;

·        -овладение средствами деятельности;

·         формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире;

·        формирование умений устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире;

·        воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к миру вещей и природы;

·         воспитание таких качеств личности, как самостоятельность,

целеустремлённость, инициативность и др.

В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи.  Большинство развивающих упражнений одновременно направлены на совершенствование нескольких познавательных процессов.

Для развития  внимания  используется упражнение «Слушать и хлопать». Детям предлагается хлопнуть в ладоши, если прозвучит название фрукта. Например, колесо, яблоко (хлопок), машина, книга, груша (хлопок), банан (хлопок) и т.д. Также формированию сферы внимания способствуют:

·        организация режима дня с правильно подобранными задачами (умеренная нагрузка, перемена видов деятельности).

·        ·подбор материала эмоционально насыщенного, вызывающего интерес.

·        ·включение развивающих упражнений в образовательный процесс.

Развитию  мышления  способствуют упражнения, направленные на обобщение, выделение признаков, объединение в группы. Игра «Найди лишнее» предлагает дошкольнику объединить предметы по общему признаку, а на «лишний» указать. Например, в серии «собака, курица, корова, кошка» лишней будет курица, так как это птица среди животных. Используя продуктивные виды познавательной деятельности, к примеру, дидактические игры, взрослые оказывают непосредственное благотворное влияние на развитие мышления дошкольника. 

Для  развития речи  детей подходят задания-пересказы, в которых ребенок совершенствует фонематический слух и произношение. Для совместного формирования речи и воображения детям предлагают придумать собственный рассказ.

Формированию  памяти  способствуют:

·         организация игровой деятельности, направленной на приобретение определённого опыта;

·         включение в образовательный процесс упражнений на тренировку разных видов памяти.

Развитию слуховой памяти способствуют упражнения, требующие запомнить слова или пары слов и воспроизвести их. Зрительная память и внимание легче всего формируются в заданиях типа: «Вот предметы. Посмотри внимательно. Старайся запомнить расположение, особенности. Закрой глаза, а я пока переставлю их местами. Теперь расставь предметы в начальном порядке».

Воображение  детей развивается практически в любой деятельности: рисование, игра, занятия с пластилином. Предложение дошкольнику придумать образ или героев игры формирует произвольность воображения. Формированию воображения способствуют также:

- дидактические игры – словесные (где дети рассуждают, обмениваются мнениями), настольно-печатные (с правилами), с игрушками и предметами (СРИ, драматизации). Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий.  Дома и в детском саду должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.

·- свободное экспериментирование с разными материалами,

- конструкторская деятельность в детском саду и дома – моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Конструкторская деятельность происходит с использованием: готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов; наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу; различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.

Активному развитию  восприятия  способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование, просмотр фильмов, прогулки. Особое значение отдается ролевым играм, где моделируются фрагменты окружающей информации, вызвавшие интерес, и познается воспринятая информация. Целесообразно организованные доступные виды деятельности способствуют развитию восприятия. Развитие зрительного восприятия происходит в процессе установления дошкольником формы, цвета, размеров предметов. Прекрасным вариантом станут упражнения с мозаикой, паззлами, конструктором, пирамидками. Для слухового восприятия подбираются задания со звуковым сопровождением. Например, детям нужно определить, кто издает тот или иной звук.

Для обеспечения развития познавательной активности  не менее  важно создание в группе положительных условий для активизации познавательных интересов и познавательных способностей детей, соответствующая организация предметно-пространственной среды. При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо использовать накопленный педагогический инструментарий, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность детей, стимулировать познавательную и творческую активность детей старшего дошкольного возраста в соответствии с учебной программой дошкольного образования.

Как же отобрать познавательное содержание для старшей группы?

Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как "знак", "символ", "знаковые системы", "время". Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов "Улицы, по которым мы ходим", климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами ("Удивительное место на земле"). Очень серьезная тема "время", т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам - «Живая природа: царство растений и царство животных: царство растений - дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой; царство животных - дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные). Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс, а крупными блоками: "Атмосферные явления", "Климатические зоны", "Времена года", "Солнечная система", "Камни".

 В арсенал педагогического руководства педагогической активностью детей входят:

·         беседы с детьми на познавательные темы;

·         разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок;

·         просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач;  - своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера. И обязательно наличие в группе "Полочки умных книг".

Дошкольный возраст – благоприятный период развития познавательных процессов. Своевременная диагностика с раннего дошкольного возраста позволяет скорректировать формирование познавательной сферы в целом, выявить пробелы в развитии отдельных психических процессов.


Создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста ( консультация для воспитателей старших групп)

Создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста ( консультация для воспитателей старших групп)

Мышление зависит от познавательной активности, формируемой семьей и учреждением дошкольного образования

Мышление зависит от познавательной активности, формируемой семьей и учреждением дошкольного образования

Например, колесо, яблоко (хлопок), машина, книга, груша (хлопок), банан (хлопок) и т

Например, колесо, яблоко (хлопок), машина, книга, груша (хлопок), банан (хлопок) и т

Конструкторская деятельность происходит с использованием: готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов; наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно…

Конструкторская деятельность происходит с использованием: готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов; наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно…

Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс, а крупными блоками: "Атмосферные явления", "Климатические зоны", "Времена года", "Солнечная система", "Камни"

Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс, а крупными блоками: "Атмосферные явления", "Климатические зоны", "Времена года", "Солнечная система", "Камни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2020