Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, условия познавательного развития предусматривают формирование у детей не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности. Учет индивидуальных особенностей детей и закономерностей психических процессов способствует развитию познавательной сферы дошкольников, достижению высокого уровня ее сформированности, также благодаря этому совершенствуется интеллектуальная и эмоционально-волевая структура личности.
Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей. Познавательный интерес направлен на материал, связанный с положительными впечатлениями и порождает активность детей. Развитию познавательных способностей детей способствует организация развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки, развиваются познавательные процессы.
Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка.
К познавательным процессам дошкольников относятся: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь.
Внимание переходит в произвольное, а от него уже к начальной ступени послепроизвольного, когда дошкольник сам возвращается к заинтересовавшей ранее деятельности, бывшей объектом произвольного сосредоточения.
Память. Старшие дошкольники приобретают навык смыслового запоминания, фундамент которого заложен на материале прошлого опыта. С развитием интеллектуальной сферы развивается словесная память. Ребенок запоминает существенные связи объектов. Двигательная память дошкольника значительно развивается благодаря сформированному зрительному образу.
Восприятие объединяет психические процессы и опыт, получаемый из окружающего мира.
Мышление зависит от познавательной активности, формируемой семьей и учреждением дошкольного образования.
Воображение обуславливает мыслительную деятельность и способствуя расширению словарного запаса. Появление умения создавать замысел, достигать его, отражает рост воображения в дошкольном возрасте, позволяет ребенку удовлетворить познавательные потребности.
Речь. Появляется планирующая функция речи. Ребенок формулирует свою деятельность вслух, словесно фиксирует ее результаты, сопровождает речью действия. Постепенно происходит переход во внутреннюю речь – умственный план. В дошкольном возрасте усложняются коммуникативные функции и формы языковой деятельности, усваиваются речевые навыки. В интенсивном развитии речи совершенствуются все психические познавательные процессы.
Согласно образовательным стандартам дошкольное образование познавательное развитие воспитанников реализуется в образовательных областях:
· «Ребёнок и общество»
· «Элементарные математические представления»
· «Ребёнок и природа»
· «Развитие речи и культура речевого общения»
· «Искусство»
К задачам познавательного развития детей дошкольного возраста относятся:
· -развитие психических познавательных процессов и способностей;
· формирование способов и деятельности;
· -овладение средствами деятельности;
· формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире;
· формирование умений устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире;
· воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к миру вещей и природы;
· воспитание таких качеств личности, как самостоятельность,
целеустремлённость, инициативность и др.
В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи. Большинство развивающих упражнений одновременно направлены на совершенствование нескольких познавательных процессов.
Для развития внимания используется упражнение «Слушать и хлопать». Детям предлагается хлопнуть в ладоши, если прозвучит название фрукта. Например, колесо, яблоко (хлопок), машина, книга, груша (хлопок), банан (хлопок) и т.д. Также формированию сферы внимания способствуют:
· организация режима дня с правильно подобранными задачами (умеренная нагрузка, перемена видов деятельности).
· ·подбор материала эмоционально насыщенного, вызывающего интерес.
· ·включение развивающих упражнений в образовательный процесс.
Развитию мышления способствуют упражнения, направленные на обобщение, выделение признаков, объединение в группы. Игра «Найди лишнее» предлагает дошкольнику объединить предметы по общему признаку, а на «лишний» указать. Например, в серии «собака, курица, корова, кошка» лишней будет курица, так как это птица среди животных. Используя продуктивные виды познавательной деятельности, к примеру, дидактические игры, взрослые оказывают непосредственное благотворное влияние на развитие мышления дошкольника.
Для развития речи детей подходят задания-пересказы, в которых ребенок совершенствует фонематический слух и произношение. Для совместного формирования речи и воображения детям предлагают придумать собственный рассказ.
Формированию памяти способствуют:
· организация игровой деятельности, направленной на приобретение определённого опыта;
· включение в образовательный процесс упражнений на тренировку разных видов памяти.
Развитию слуховой памяти способствуют упражнения, требующие запомнить слова или пары слов и воспроизвести их. Зрительная память и внимание легче всего формируются в заданиях типа: «Вот предметы. Посмотри внимательно. Старайся запомнить расположение, особенности. Закрой глаза, а я пока переставлю их местами. Теперь расставь предметы в начальном порядке».
Воображение детей развивается практически в любой деятельности: рисование, игра, занятия с пластилином. Предложение дошкольнику придумать образ или героев игры формирует произвольность воображения. Формированию воображения способствуют также:
- дидактические игры – словесные (где дети рассуждают, обмениваются мнениями), настольно-печатные (с правилами), с игрушками и предметами (СРИ, драматизации). Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий. Дома и в детском саду должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.
·- свободное экспериментирование с разными материалами,
- конструкторская деятельность в детском саду и дома – моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Конструкторская деятельность происходит с использованием: готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов; наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу; различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.
Активному развитию восприятия способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование, просмотр фильмов, прогулки. Особое значение отдается ролевым играм, где моделируются фрагменты окружающей информации, вызвавшие интерес, и познается воспринятая информация. Целесообразно организованные доступные виды деятельности способствуют развитию восприятия. Развитие зрительного восприятия происходит в процессе установления дошкольником формы, цвета, размеров предметов. Прекрасным вариантом станут упражнения с мозаикой, паззлами, конструктором, пирамидками. Для слухового восприятия подбираются задания со звуковым сопровождением. Например, детям нужно определить, кто издает тот или иной звук.
Для обеспечения развития познавательной активности не менее важно создание в группе положительных условий для активизации познавательных интересов и познавательных способностей детей, соответствующая организация предметно-пространственной среды. При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо использовать накопленный педагогический инструментарий, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность детей, стимулировать познавательную и творческую активность детей старшего дошкольного возраста в соответствии с учебной программой дошкольного образования.
Как же отобрать познавательное содержание для старшей группы?
Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как "знак", "символ", "знаковые системы", "время". Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов "Улицы, по которым мы ходим", климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами ("Удивительное место на земле"). Очень серьезная тема "время", т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам - «Живая природа: царство растений и царство животных: царство растений - дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой; царство животных - дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные). Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс, а крупными блоками: "Атмосферные явления", "Климатические зоны", "Времена года", "Солнечная система", "Камни".
В арсенал педагогического руководства педагогической активностью детей входят:
· беседы с детьми на познавательные темы;
· разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок;
· просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач; - своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера. И обязательно наличие в группе "Полочки умных книг".
Дошкольный возраст – благоприятный период развития познавательных процессов. Своевременная диагностика с раннего дошкольного возраста позволяет скорректировать формирование познавательной сферы в целом, выявить пробелы в развитии отдельных психических процессов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.