Консультация "Формирование эмоционально-волевой сферы дошкольника"
Оценка 4.7

Консультация "Формирование эмоционально-волевой сферы дошкольника"

Оценка 4.7
docx
20.06.2024
Консультация "Формирование эмоционально-волевой сферы дошкольника"
Формирование эмоционально-волевой сферы дошкольника.docx

Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника

 

Эмоционально-волевая сфера — это свойства человека, в том числе и врождённые, которые характеризуют содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, а также способы их регуляции.

Это компонент эмоциональной устойчивости и степень волевого владения человеком своими эмоциями.

Эмоционально-волевая сфера детей дошкольного возраста включает в себя знание базовых эмоциональных состояний человека, умение их распознавать, показывать, используя вербальные и невербальные средства общения, эмоциональную отзывчивость, умение управлять своими эмоциональными состояниями в различных ситуациях, в том числе в ситуации конфликтного взаимодействия.

 

Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника

Эмоционально волевое развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется под воздействием, главным образом, двух групп факторов – внутренних, к которым относятся врожденные особенности ребенка, а также внешних – семейной ситуации ребенка, его окружения.

К числу основных этапов развития эмоционально-волевой сферы ребенка относятся такие моменты.

Закрепление положительных и отрицательных эмоциональных реакций. Ребенок начинает четко понимать, что вызывает у него положительные эмоции, что – отрицательные и в соответствии с этим корректировать свое поведение. А именно – избегать то, что вызывает у него негативные эмоциональные реакции и стремясь к тому, что пробуждает в нем позитивные.

Аспекты эмоциональной сферы дошкольника начинают определять успех и результативность любого вида деятельности (в том числе обучения). Осуществляется переход его желаний в стремления.

Благодаря возникновению в сознании ребенка эмоционально положительного результата предстоящей деятельности, в создании ребенка формируются мотивы, имеющие разную силу и значимость. Со временем это приводит к формировании иерархии потребностей, индивидуальной для каждого человека. Любопытно, что положительные эмоции являются более значимыми стимулами, чем отрицательными: именно поэтому разумное поощрение действует на ребенка значительно лучше наказаний.

Разница между эмоциями и ощущениями — определение

Способность дошкольника понимать свое эмоциональное состояние и развитие навыков самопознания. Еще в самом начале дошкольного периода ребенок еще не способен понимать переживаемые им эмоции. А к концу он уже не только осознает то, что чувствует, но и способен выразить вербально то, что ему «хорошо» или «плохо», «весело» или «грустно» и т.д.

Спектр переживаемых ребенком чувств значительно расширяется. Параллельно с этим обогащается и его словарный запас, описывающий непосредственно особенности эмоционально-волевой сферы.

Формирование эмоционально волевой сферы у дошкольника является важным аспектом его психологического развития. Для помощи родителям и педагогам в этом процессе, предлагается следующий план действий:

1. Создание безопасной среды: Пропагандировать уважение к чувствам и потребностям других людей, а также учить дошкольников обращаться к взрослым с уважением и заботой.

2. Развитие эмпатии: Внедрять техники, которые помогают дошкольникам понимать чувства других людей, например, чтение историй, в которых персонажи испытывают различные эмоции.

3. Обучение саморегуляции: Регулярно обсуждайте с дошкольником свои чувства и потребности, а также попросите его делиться своими мыслями и эмоциями. Таким образом, будет развиваться способность контролировать свое поведение и эмоции.

4. Развитие решительности: Помогайте дошкольнику решать небольшие задачи и проблемы, которые могут возникать в повседневной жизни. Это поможет сформировать уверенность в себе и способность принять неприятные решения.74

5. Пропагандировать активное коммуникование: Учите дошкольников выражать свое мнение и эмоции через слова, а не через агрессию или эмоциональные проявления.

6. Обучение способности принятия отказов: Учите дошкольников, что не все желания и потребности могут быть выполнены, и помогайте им адаптироваться к этому факту.

7. Поощряйте активную игра: Игра является отличным способом развития эмоционально волевой сферы. Найдите разнообразные игры, которые помогут развивать у дошкольника навыки принятия решений, сотрудничества и умения решать проблемы.

8. Создание положительного образа самого себя: Поддерживайте дошкольника при принятии правильных решений, награждайте за позитивное поведение и поощряйте его в своих стремлениях и интересах.

9. Развитие умения взаимодействия: Участвовать в групповых играх и мероприятиях поможет дошкольнику развивать навыки общения, способность прислушиваться к другим и умение находить компромиссы.

10. Образование у дошкольника чувства ответственности: Внедряйте задачи и обязанности, которые дошкольнику можно выполнять, например, уборку, приготовление простой еды и т.д. Это поможет сформировать чувство ответственности и уверенности в своих способностях.

Поддержание тесной связи между родителями, педагогами и дошкольниками также важно для успешного развития эмоционально волевой сферы у дошкольника.

Примеры заданий и упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка

Развитие эмоционально — волевой сферы ребёнка в дошкольном возрасте будет осуществляться гораздо легче при помощи специально организованных игр и упражнений.

Они позволят ребенку в простой и незатейливой форме запомнить базовые эмоции человека, их проявления и роль и жизни каждого. Проводить их можно как индивидуально, так и в малой группе.

«Маски»

Цель игры: изучение мимики и жестов, сопутствующих той или эмоции или чувствую. Развитие навыков распознавания эмоций по невербальным сигналам.

Для этой игры дети могут самостоятельно, под руководством взрослого сделать из бумаги маски, отражающие различные эмоции человека – грусть, радость, удивление, восторг и т.д. Затем на одного из детей надевается случайная из них (ребенок не знает, которая именно).

Задача игрока – угадать «свою» эмоцию при помощи подсказок других детей (особенности положения и формы глаз, бровей, губ и т.д.).

«Мимическая гимнастика»

Цель игры: развитие способности к активному выражению эмоций, умение связывать вербальные и невербальные проявления эмоциональных состояний. Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры.

На карточках пишут эмоции, соответствующие тому или иному (в этом возрасте ребенку будет легче работать со сказочными персонажами). Задача ребенка – изобразить их.

Примеры заданий:

·         Улыбнуться, как Буратино.

·         Испугаться, как Красная Шапочка.

·         Рассердиться, как мачеха Золушки.

«Театр»

Цель игры: умение различать эмоциональное состояние других людей, опираясь главным образом на их невербальные проявления.

Ребенок старается изобразить не вербально (то есть, при помощи мимики и жестов) то или иное эмоциональное состояние – радость, грусть, разочарование, удивление, восторг, волнение. При этом часть его лица должна быть прикрыта рукой или листом бумаги. Участники игры должны угадать, что именно изображает ведущий.


 

Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника

Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника

Со временем это приводит к формировании иерархии потребностей, индивидуальной для каждого человека

Со временем это приводит к формировании иерархии потребностей, индивидуальной для каждого человека

Пропагандировать активное коммуникование:

Пропагандировать активное коммуникование:

Маски» Цель игры: изучение мимики и жестов, сопутствующих той или эмоции или чувствую

Маски» Цель игры: изучение мимики и жестов, сопутствующих той или эмоции или чувствую
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2024