Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста
В каждом ребенке спрятан большой творческий потенциал. В детстве мы все уникальные творцы и любопытные экспериментаторы. Но с годами творчество угасает, если его не развивать регулярно. Поэтому главная задача воспитателя - создать благоприятную среду для прорастания творческих семян ребенка.
Что такое творческие способности и зачем их развивать в детском саду?
Творчество происходит от слова «творить». Это процесс, в котором создаются и реализуются новые оригинальные идеи. А значит, творческие способности - это способность человека принимать нестандартные решения, придумывать уникальные идеи и воплощать их в жизнь.
Часто родители и воспитатели делают основной акцент на развитии логического мышления и памяти ребенка. И упускают из фокуса внимания творческие способности. Например, не развивают фантазию и воображение, интуицию и любознательность, образное мышление и восприятие. Творческое развитие так же важно, как и логическое. Они дополняют друг друга. Только при взаимодействии творческих способностей с интеллектом, ребенок становится гибким в мышлении и действиях, способным высказывать оригинальные идеи и быстро ориентироваться в непривычных ситуациях.
Методы развития творческих способностей в ДОО согласно ФГОС.Чтобы раскрыть детские способности и творческий потенциал, ФГОС рекомендует использовать 6 основных способов.
1 - Изучение окружающего мира
Дети по своей природе очень любопытны. У них много вопросов без ответов: “Почему небо голубое?”, “А кто это там бегает такой пушистый?” и “Почему трава зеленая?”. Задача воспитателя - вызывать и поддерживать интерес детей к окружающему миру. На прогулках я показываю растения и разговариваю о животных, в группе говорю об игрушках и бытовых предметах. Во время таких разговоров дети получают ответы на свои вопросы, выстраивают логические цепочки и учатся внимательно наблюдать за всем, что их окружает, а похже могут воспроизводить полученные впечатления в своих рисунках и поделках.( листочки бывают желтые, красные, оранжевые, травка зеленая, длинная и т.д)
2) Развивающие игры
Игра - это основной способ развития детей. Игры помогают развивать воображение и творческое мышление, применять теоретические знания в жизни. Например, ребенок строит из конструктора здание. Сначала он представляет его в голове с помощью образного мышления, а потом переносит этот образ в реальность. В своей группе я организую игры в виде театрализованных микро-сценок, дидактических игр на развитие творческого потенциала( Собери картину», «Подбери по цвету», «Слепи дорожку» и т.д), конструктивных игр( «Построй загончик для коровки», «Поможем бабушке и дедушке отремонтировать гараж ит.д). Перевоплощаясь в другой образ во время обыгрывания мини сценок , ребенок учится ставить себя на место другого человека или даже предмета и сопереживать, творить.
3)Рисование
Это самый привлекательный для детей вид творческого труда. Рисование развивает фантазию, воображение и пространственное мышление (способность представить предмет во всех деталях), учит контролировать свои действия. На рисунках детей раннего возраста сложно различить очертания предметов, но к 3-4 годам рисунки становятся более понятными, а движения четкими. Воспитателю необходимо следить, чтобы у детей всегда были в доступе инструменты для рисования.Перед любым занятием по рисованию или лепке я всегда провожу предварительную работу, на которой я показываю детям разнообразные способы изображения предметов, явлений природы.
4)Лепка
Лепка отлично развивает мелкую моторику у детей и способность представить предмет в деталях. Начинаю обучение лепке всегда с простых фигур, таких как круг и овал, палочка( она же колбаска). И постепенно перехожу к более сложным. Придумывая фигурку, которую хочет слепить ребенок, он подкрепляет своё воображение, а готовое изделие можно использовать для игры. Дети даже ассоциируют лепку с игрой, потому что появляется большой соблазн поиграть с фигурками, которые вылепили ( например при лепке горошка для петушка мы придумали новую игру, кто дальше прокатит горошину по столу). Для лепки я рекомендую воспитателям использовать несколько разных материалов и чередовать их - пластилин, глину или тесто.
5) Занятие аппликацией – процесс трудоёмкий и требует сосредоточенности от ребенка. Необходимо аккуратно вырезать фигуры, наклеить или прикрепить их к фону, распределить так, чтобы получилась готовая композиция. Все эти действия направлены на развитие мелкой моторики, воображения, чувства вкуса и эстетики.
6 )Музыка
Музыка развивает музыкальный слух, память и пространственное мышление. Помогает выражать свои эмоции и чувства. Дети быстро запоминают песенки, учатся узнавать ритм, придумывают свои движения и начинают танцевать в такт . Поэтому полезно иногда включать детские песни или классическую музыку в свои занятия.( например во время лепки или рисования)
Также я очень рекомендую разыгрывать сценки из книг и побуждать детей придумывать рифмы, ведь театрализованная деятельность помогает ребенку в развитии таких важных качеств, как выразительная речь, умение управлять мимикой и эмоциями, способность сопереживать героям. Примеряя на себя образы разных персонажей, ребёнок фантазирует на тему того, как бы ему жилось в этом образе, учится реагировать на разные ситуации в жизни.
Если воспитатель серьезно и комплексно будет подходить к развитию детей, они с удовольствием будут участвовать в творческой деятельности. Такой подход поможет сформировать творческое мышление у детей и показать как можно применять теоретические знания на практике.
Несколько рекомендаций для педагогов по развитию творческого потенциала дошкольников.
1. Привлекайте детей и их родителей к творческой деятельности с первых дней в ДОУ. Организовывайте мастер-классы и практические занятия по рисованию и аппликациям, обязательно проводите предварительную работу с детьми.
2. Создайте благоприятную обстановку, которая будет подталкивать ребенка к творчеству. Для этого разместите материалы для творчества на видном месте и поддерживайте любые начинания ребенка, не будьте слишком педантичны, ведь своим желанием делать правильно и поддерживать порядок в группе вы губите на корню проявление любого творческого начала. Это когда ничего нельзя, потому что сдвинется с места ковер, запачкаются столы , разольется вода на пол и т.д. Не отказывайте ребенку в помощи во время занятий, но и не делайте все за него, не лезьте в работы детей( все действия показывайте на своем отдельном листочке). Ведь главный бич – отсутствие терпения. Ах, как хочется помочь, когда эти еще неумелые ручки чертят кривую линию, где должна быть прямая; когда эти пытливые глазки внимательно ищут нужный пазл, смотрят на него и все равно не замечают и т.п. Помочь можно, но не делать вместо ребенка. Помните, что ребенок должен сделать работу самостоятельно хотя бы для того, чтобы испытать радость от результата и собственной значимости. Ведь он сам умеет! Без посторонней помощи! Как взрослый! И пусть по вашей подсказке, но сам.
3. Двигайтесь от простого к сложному. Сначала слепите шарик, а только потом фигурку. Сначала предложите ребенку придумать одну рифму, а потом четверостишие. Сначала прочитайте короткую сказку, а потом более длинный рассказ. Постепенное усложнение задачи создает условия для развития творческого потенциала.
4. Учитывайте возрастные особенности ребенка. Окружающая ребенка обстановка и атмосфера должна способствовать развитию и не тормозить развитие детей.
5. Поощряйте только безопасные творческие инициативы ребенка.
6. Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с ним в скучные уроки.
7. Не старайтесь «вбить» в мозг ребенка как можно больше информации. Е.
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании детей. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень творческих способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.
Используемая литература:
1. Лыкова И. А. Проектирование образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО; Цветной мир - М., 2017. - 144 c.
2. Радынова О.П. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации; Дрофа - М., 2016. - 202 c.
3. Казакова Т.В: Детское изобразительное творчество. Задачи, содержание, методика работы с детьми 2-7 лет по ФГОС ДО , «Просвещение», 2018.-205с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.