Консультация «Организация прогулки в детском саду»
Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки:
Ø Оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
Ø Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю;
Ø Формирование коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности;
Ø Способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
Ø Оптимизировать двигательную активность детей;
Ø Способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.
Структурные компоненты прогулки
1.Наблюдение. Объектами наблюдений могут быть:
Живая природа: растения и животные;
Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег. текущие ручьи); труд взрослых.
2.Эксперементирование (Различные опыты)
3. Дидактическая игра (Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут. Виды дидактических игр:
Игры с предметами (игрушками или природным материалом),
Словесные игры.
4.Двигательная активность. 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.
5.Трудовое поручение. Формами организации труда детей являются:
-Индивидуальные трудовые поручения;
-Работа в группах;
-Коллективный труд.
6.. Индивидуальная работа с детьми.
7. Самостоятельная игровая деятельность.
Общая длительность пребывания дошкольников на свежем воздухе составляет 3–4 часа ежедневно и складывается из утренней и вечерней прогулки. Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год) в зависимости от возраста.
Виды прогулок
Выделяется 2 вида прогулок с дошкольниками по месту их проведения:
1. На участке детского сада. Здесь проводятся прогулки ежедневно, реализуются все основные педагогические задачи. Разнообразить занятия на площадке группы можно различными заданиями, новыми играми, использованием непривычных выносных материалов.
2. Пешеходные прогулки за пределы ДОУ.
С воспитанниками должен быть проведён инструктаж о плане маршрута и соблюдении мер безопасности во время его прохождения. Целью прогулок в ближайшие парки и скверы служат наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, белок, различных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями спортом и др.). Если ребятам предстоит пересечь проезжую часть, чтобы дойти до места прогулки, следует накануне повторить с воспитанниками правила поведения пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать). В зависимости от того, какой вид детской деятельности преобладает о время занятий на свежем воздухе, можно выделить виды прогулок по содержанию:
- Тематическая. Такие прогулки объединяют комплекс мероприятий (квест, театральное преставление, развлечение в летнем бассейне или на спортивной площадке), в процессе которого ребята достигают определенной цели: организовывают концерт для малышей, преодолевают препятствия заданий квеста, соревнуются в ловкости и быстроте в играх на воде или на стадионе.
- Целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада); В отличие от экскурсий целевые прогулки отличаются небольшой удаленностью от детского сада (не более 2 км) и кратковременностью. Походы проводятся нечасто – один или два раза в год, с обязательным предварительным прокладыванием маршрута и его проверкой на безопасность для детей.
- Экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц); Детские экскурсии требуют тщательной предварительной подготовки. В зависимости от цели мероприятия разрабатывается особый маршрут, учитывается способ транспортировки детей (пешком, на автобусе), определяется количество сопровождающих взрослых из числа воспитателей или других работников детского сада и родителей группы.
- поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).
Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
График определения погодных условий для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками доводится до сведения родителей и размещается на информационных стендах всех возрастных групп.
В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день в первую половину дня – до обеда, во вторую половину дня после дневного сна или перед уходом детей домой
Выносной материал для прогулок
Предметы и материалы, необходимые для проведения занятий на улице воспитатель определяет исходя из плана проведения прогулки. На площадках многих детских садов имеются специальные склады для игрушек и инвентаря, в случае отсутствия таковых следует заранее подготавливать необходимые инструменты и предметы. По сезонам привлекаются различные варианты выносного материала. Правильный подбор дополнительного оборудования и инструментов способствует развитию положительной мотивации ребят к познавательной деятельности, физической активности, тяги к труду. Варианты выносного материала: Для песочницы: совочки, ведёрки, формочки, ситечки, машинки (грузовики, экскаваторы). Для украшения построек из песка пригодятся флажки, кубики, пластиковые окошки и др. Игры в песочнице — один из любимых видов деятельности на прогулке у младших дошкольников Для подвижных игр и спортивных упражнений: наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи, скакалки, резиночки, обручи, в зимнее время — санки и ледянки. Игра в кегли всегда вызывает интерес у ребят. Для наблюдений: сачки-ветроуказатели, вертушки, цветные стёкла (безопасные, лучше пластиковые), солнцезащитные очки, лупы. Вертушка — лучший инструмент для наблюдения за силой ветра Для трудовых поручений: лопатки, веники, тачки, лейки, грабельки. Воспитанники подготовительной группы активно помогают взрослым в уборке территории Для игр: куклы, игрушечные коляски или санки, машинки, кубики, набор кукольной посуды, набор для игры в магазин, наборы для игр с водой. Игры с водой — любимая летняя забава для детей всех возрастов Для творческой деятельности: листы бумаги или картона, раскраски, краски и кисти для рисования, пластилин. Рисование окрашенной водой на снегу внесёт разнообразие в зимние прогулки Для развития речи: книги для чтения и обсуждения, альбомы и открытки с иллюстрациями для рассматривания
Для активизации двигательной активности:
Для подвижных игр:
o Маски, шапочки с изображением птиц, животных к данной подвижной игре
o Нагрудные подвязки с изображением транспорта
o Вожжи
o Предметы для народных подвижных игр: платочки, косынки, кушак.
o Шнур с мешочком на конце (для игры «Рыбалка»)
Спортивные игры:
o Клюшки, шайба, шлем вратаря (Физо.)
o Санки (2-4 шт)
o Обручи пластмассовые
o Кегли
Развитие основных видов движения:
· Кольцеброс с кольцами
· Мишени
· Набивные мячи (диаметр 6-10 см)
· Подвесные колокольчики
· Шнур для зрительного ориентира
Самостоятельная двигательная деятельность:
· Доски для скатывания с горы
· Шагомеры
Для игры с природным материалом:
Ø Со снегом
Ø Формочки, совочки, ведерки (как для игр с песком)
Ø Лопаты по росту ребенка
Ø Трафареты, печатки,
Ø Машины, каталки
Ø Деревянные карандаши
Ø С ветром
Ø Султанчики
Ø Ветрячки - вертушки
Ø Подвесные игрушки на лентах
Ø Со льдом
Ø Краски
Ø Природный материал: шишки, ракушки, камушки
Ø Емкости для замерзания льда
Для сюжетно-ролевой игры
Ø Куклы в зимней одежде
Ø Санки, коляски для кукол
Ø Машины, каталки
Ø Жезл, рули, вожжи, нагрудные силуэты транспорта
Ø Бубен, барабан
Трудовая деятельность
Ø Метлы (веники)
Ø Лопаты
Ø Ведра, емкости для снега
Украшение участка:
Ø Яркие флажки,
Ø Разноцветные ленты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.