Уровень развития речи ребенка, в первую очередь, зависит от домашней атмосферы, т.е. от той атмосферы, что создают взрослые в семье. Влияние домашних занятий родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велико. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда, поэтому довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов.», «Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.
Какова же роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, так как большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- Никогда не ругайте ребенка за неправильную речь.
- Ненавязчиво исправляйте неправильное произношение звуков и слов.
- Не заостряйте внимание на запинках и повторах слогов и слов.
- Настраивайте ребенка на позитивные занятия с педагогами.
Не смотря на это, и сами родители должны быть готовы к достаточно длительной подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.
Особенности речи и поведения родителей при занятиях с ребенком.
Во время занятий с ребенком родители должны помнить о культуре речи, о смысловой нагрузке слов и об особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь взрослого с ребенком зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Для повышения эффективности выполнения заданий логопеда, родители должны постоянно комментировать свои действия при ребенке с одновременной демонстрацией действия.
Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно и состоит из 4 этапов:
Этапы |
Цель |
|
№ п/п |
Название |
|
Первый
|
Подготовительный |
Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, чувства полноценностей. |
Второй
|
Постановка звуков |
Выработка правильного звучания изолированного звука. |
Третий
|
Автоматизация звуков |
Отработка правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях, фразовой речи. |
Четвертый
|
Дифференциация звуков |
Научение ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. |
Уважаемые родители!
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5 до 15 минут в день.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
- автоматизация звука в предложениях;
- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
- автоматизация звука в разговорной речи.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой стороны речи (звукопроизношением и звукоразличением), на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Методы проведения занятий дома.
Дети в возрасте до 5-6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5лет, максимум 10 - 15 минут занятий, затем их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы.
Материал, который
изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных
упражнений. Для детей они не новые, а родителями должны быть прочитаны до
конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется
подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в
тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание.
Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок
тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься,
тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны
быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в
слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных
подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно
сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Правила работы в домашних тетрадях:
- Тетради забираются на выходные, возвращаются во вторник или среду;
- Не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;
- Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т.д.) выполняются карандашами;
- Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
- Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком;
- Задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;
- Все задания выполняются до конца;
- Занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.
Уважаемые родители! Исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте своего ребенка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.