Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"
Оценка 4.8

Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
15.03.2018
Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"
В данной консультации для педагогов подробно описана работа с родителями во время адаптации ребенка в ДОУ. В качеств приложения предложена примерная анкета для родителей, предложены некоторые советы родителям в адаптационный период, а также рекомендации для родителей и педагогов в адаптационный период. Материал был подготовлен воспитателем 1 квалификационной категории Костенко Светланой Витальевной для работы с молодыми педагогами на базе стажировочной площадки "Молодой педагог"
адаптация.docx
Адаптация в группах раннего возраста.   Ранний   возраст   –   период   быстрого   формирования   всех   свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое   воспитание   детей   раннего   возраст,   является   важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на   таком   неблагоприятном   фоне,   как   повышенная   ранимость   организма, низкая   его   сопротивляемость   к   заболеваниям.   Каждое   перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому, в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления,   у   него   формируются   определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.   укладывания, От   того,  как   пройдёт   привыкание   ребёнка   к   новому   распорядку   дня,   к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И   потому,   так   актуальна   на   сегодняшний   день   тема   сотрудничества воспитателей   и   родителей   в   период   адаптации   ребёнка   к   дошкольному учреждению.   Если   воспитатели   и   родители   объединят   свои   усилия   и обеспечат   малышу   защиту,   эмоциональный   комфорт,   интересную   и содержательную   жизнь   в   детском   саду   и   дома   –   то   это   будет   залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и   опасного,   другой   стиль   общения.   Все   эти   изменения   обрушиваются   на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как   капризы,   страхи,   отказ   от   еды,   частые   болезни   и   т.д.   Эти   трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно   войти   в   жизнь   детского   сада.   Для   этого   нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка,   согласование   воздействий   на   него   дома   и   в   детском   саду   – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию. Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация   деятельности   ребенка:   когда   не   удовлетворяется   его двигательная   активность,   ребенок   не   получает   достаточно   впечатлений, испытывает   дефицит   в   общении   со   взрослыми.   Срывы   в   поведении   детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен,   не   выспался.   Поэтому   режим   дня,   тщательный   гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления,   своевременная   организация   самостоятельной деятельности   детей,   занятий,   осуществления   правильных   воспитательных подходов   к   ним   является   залогом   формирования   правильного   поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.   туалета, Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей. Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких   детей   к   детскому   саду   следует   приучать   постепенно,   привлекать   к этому   близких   им   людей.   Воспитатель   должен   поощрять,   подбадривать   и помогать им. Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в   период   адаптации   к   дошкольному   учреждению   может   привести   к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным   вызывает  у них слезы,  нежелание  находиться  в  детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание. В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по­разному, особенно   в   период   адаптации.   Бывает,   даже   спокойный   и   общительный ребенок, при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, тяжело привыкает к новым требованиям. Поведение   ребенка   под   влиянием   сложившихся   привычек   также приобретает   индивидуальный   характер.   Если   он   не   умеет,   есть самостоятельно,  то   в  детском   саду   отказывается   от   еды,  ждет,  чтобы   его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания –  плачет   и  т.д.  поэтому   очень  важно  знать   привычки   ребенка, считаться с ними. Незнание   привычек   ребенка   значительно   осложняет   работу   воспитателя. Его стихийными, нецеленаправленными   и   часто   не   дают   необходимого   результата.   Все педагогические воздействия       становятся привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда   может   перенести   их   в   новую   обстановку,   ему   необходима   помощь взрослого. Соблюдая   необходимые   гигиенические   требования,   целесообразно   уже   в этом   возрасте   расширять   круг   общения   ребенка.   Например,   можно   на некоторое время разрешить новому для него человеку подержать его на руках или даже оставить их одних. Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия   воспитателя   он   реагирует   негативно:   плачет,  вырывается   из   рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное   время,   чтобы   привыкнуть,   перестать   испытывать   страх   перед воспитателем.   Нервозность,   слезы   мешают   ему   правильно   и   быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя. В   таком   случае   целесообразно   разрешить   маме   побыть   в   группе.   В   ее присутствии   ребенок   успокаивается,   страх   перед   незнакомым   взрослым исчезает,   ребенок   начинает   проявлять   интерес   к   игрушкам.   Мать   должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя   хорошая,   добрая,   как   она   любит   детей,   играет   с   ними,   кормит. Воспитатель   подтверждает   это   своими   действиями:   ласково   обращается   к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что­то интересное в группе и т.п.  Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого   беспокойства.   Они   внимательно   наблюдают   за   воспитательницей, выполняют   предложенные   ею   действия.   И   те   и   другие   дети   спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: “Ты   меня   любишь?”   Получив   ответ,   идет   в   группу.   Он   подходит   к воспитательнице,   заглядывает   ей   в   глаза,   но   задать   вопрос   не   решается. Воспитатель   ласково   поглаживает   его   по   голове,   улыбается,   проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки,   внимания.   И   эта   потребность   удовлетворяется   воспитателем,   в котором ребенок находит доброго близкого человека. Некоторые дети, быстро освоившись  в новой обстановке группы, умеют сами   занять   себя.   Они   не   ходят   постоянно   за   воспитателем,   но   при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь в первые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство. Воспитатель сам должен проявлять терпение и настойчивость в воспитании навыков   и   привычек.   Но   нельзя   требовать   от   ребенка,   чтобы   он   сразу отказался от той или иной привычки, необходимо время. Необходимо   вырабатывать   у   детей   культурно­гигиенические   навыки терпеливо,   спокойно,   постепенно   усложняя   требования.   Иначе   у   ребенка может сложиться отрицательное отношение ко всем режимным процессам. Взрослый должен сначала показать ребенку, где и как сделать что­либо, поупражнять его в действии, а затем давать указания. Чтобы успешно прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает   быстрее   расслабиться   особенно   плаксивым   детям.  Так   же  лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями. Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе   не   приходит:   воспитатель   завоевывает   его   добрым,   неравнодушным отношением   к   ребенку,   умением   растить   в   нем   хорошее,   великодушием   и милосердием.   Прибавим   к   этому   культуру   общения,   тактичность   и взаимопонимание ­ и картина психологии доверия будет достаточно полной. Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют   план   воспитательно­образовательной   деятельности.   При   этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры,   способствующие   возникновению   положительных   эмоций   у   детей, элементы устного народного творчества. Использовались различные методы, приемы   и   формы   организации   детей,   как   в   групповой   комнате,   так   и   на свежем воздухе. А   так   же   для   того   чтобы   прошла   успешная   адаптация   детей   раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей Приложение В. Заключение Семья   –  социальная   общность,  которая   закладывает   основы   личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно   приспосабливается   к   влияниям   окружающей   среды:   к определенной   температуре   помещения,   к   окружающему   микроклимату,   к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни  маленького  ребенка. Именно  сотрудники  детского  сада  и  родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт. Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь   привлечь   его   внимание.   Воспитатель   должен   уметь   наблюдать   и анализировать   уровень   развития   детей   и   учитывать   его   при   организации педагогических   воздействий,   должен   уметь   управлять   поведением   детей   в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Приложение В. Рекомендации для воспитателей: ­ любите детей и относитесь к ним как к своим; ­   помните   об   индивидуально­психологических   особенностях   развития каждого ребенка; ­ приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам; ­   необходимо   наладить   контакт   с   родителями   детей,   поступающих   в дошкольное учреждение; ­ проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку; ­   по   возможности   посетите   семью   ребенка,   узнайте   о   привычках   и интересах детей; ­ проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад. В   своей   работе   воспитатели   должны   использовать   анкетирование, посещения   ребенка   на   дому,   папки­передвижки,   наглядные   формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания. Рекомендации для родителей: ­ любите своего ребенка таким, какой он есть; ­ радуйтесь своему ребенку; ­разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном; ­ слушайте ребенка, не перебивая; ­ установите четкие и определенные требования к ребенку; ­ не устраивайте для ребенка множество правил; ­ будьте терпеливы; ­ каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное; ­   в   разговоре   с   ребенком   называйте   как   можно   больше   предметов,   их признаков, действий с ними; ­ поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы; ­ чаще хвалите ребенка; ­ поощряйте игры с другими детьми; ­ интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду; ­ не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка; ­   помните,   что   авторитет   родителей   основан   на   достойном   образце поведения; ­   прислушивайтесь   к   советам   педагогов   в   период   адаптации   детей   к условиям ДОУ; ­ посещайте групповые собрания. Таким   образом,   совместная   деятельность   педагогов   дошкольного образовательного   учреждения   и   родителей   является   залогом   успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Анкета для родителей 1 Уважаемые родители, мы будем благодарны, если вы ответите на эти Приложение А вопросы. Ваши ответы помогут нам лучше узнать ваших малышей и облегчить его жизнь в адаптационный период. Поведение 1 Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздражительное; неустойчивое; подавленное ). 2   Характер   засыпания   (быстро;   в   течении   10   минут;   очень   медленное; медленное). 3 Характер сна (спокойный; неспокойный). 4   Аппетит   вашего   ребенка   (хороший;   избирательный;   неустойчивый; плохой) 5 Отношение вашего ребенка к высаживанию на горшок (положительное; отрицательное). 6 Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, но бывает сухой; не просится; ходит мокрый). 7 Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или пустышку; раскачивается, когда спит или сидит). Личность Проявление   познавательных   потребностей   в   повседневной   жизни   и   при обучении. 1 Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке?______________________________________ 2 Интересуется ли действиями взрослых?__________________________ 3 Внимателен ли он при этом, активен ли он, усидчив?______ 4 Инициативность в игровой деятельности (может или не может найти без посторонней   помощи   себе   занятие;   может   или   не   может   самостоятельно подготовится к игре)?________________________________________________ 5 Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?_________ 6   Инициативность   в   отношениях   с   детьми   (вступает   в   контакт   по собственной инициативе; не вступает в контакт)?________________________ 7 Самостоятельность  в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого; не умеет играть самостоятельно)?____________________________ Приложение Б Советы родителям в адаптационный период 1. Начать водить ребенка в ясли за месяц до выхода мамы на работу. 2. Первое время приводить ребенка на 2­3 часа. 3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя. 4.   Сон   и   еда   являются   стрессовыми   ситуациями   для   детей,   поэтому   в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи. 5. Первые 2­3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи. 6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты. 7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде. 8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать  ребенка  таким,  какой он есть,  проявлять  больше  любви, ласки, внимания. 9.  Если   у   ребенка   есть   любимая   игрушка,  пусть   он   берет   ее  с  собой   в детский сад, с ней малышу будет спокойнее. 10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем,   медиками,   психологом,   для   исключения   тех   или   иных негативных проявлений. 11.   Не   обсуждать   при   малыше   волнующие   вас   проблемы,   связанные   с детским садом.

Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"

Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"

Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"

Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"

Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"

Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"

Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"

Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"

Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"

Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"

Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"

Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"

Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"

Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в ДОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018