ЗАДАЧИ:
● охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия;
● сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
● формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
● обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;ЗАДАЧИ:
● охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия;
● сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
● формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
● обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования представляет собой
совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного
образования посредством: •расширения возможностей развития личностного потенциала и
способностей каждого ребенка дошкольного возраста;
•обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка; •приобщения детей
через соответствующие их индивидуальновозрастным особенностям виды деятельности к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
•развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; •реализации
вариативных образовательных программ; •соблюдения прав ребенка, родителей и других
участников образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
● полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
● детоцентризма образовательных программ;
● индивидуализации дошкольного образования;
● содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений; ● поддержки инициативы детей в
различных видах деятельности; ● партнерства с семьей;
● учёта этнокультурной ситуации развития детей.
ЦЕЛИ:
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении
дошкольного образования; сохранение единства образовательного пространства
Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования; обеспечение
государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных
требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и
результатам их освоения .
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их
сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных
ЗАДАЧИ:
●
эмоционального благополучия;
●
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с
людьми, миром и самим собой;
●
интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности
и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
●
организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования
образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом
образовательных потребностей и способностей воспитанников;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и
формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных,
ТРЕБОВАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ к условиям
реализации Программы, включающим требования к психологопедагогическим, кадровым,финансовым условиям и к предметнопространственной среде; к структуре Программы; к
результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров
дошкольного образования.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ:
Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:
●
●
●
●
●
социальнокоммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественноэстетическое развитие;
физическое развитие.
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Требования к психологопедагогическим условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования Требования к развивающей предметно
пространственной среде Требования к кадровым условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования Требования к материально
техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного
образования Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики
развития ребёнка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного
образования: … К завершению дошкольного образования (к 78 годам):
● ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, партнеров по совместной
деятельности;
● ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и
самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
● ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у
ребёнка складываются предпосылки грамотности;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
● ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких
предметов и явлений, интересуется причинноследственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире, в котором он живёт; знаком с книжной культурой, с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
…
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для
перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям
жизни в школе и требованиям учебного процесса; степень реального развития этих
характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий
уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в
условиях жизни и индивидуальных особенностях развития конкретного ребенка.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации
Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей
дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими
дошкольного образования .
Библиография
1.Сайт Минобрнауки России: http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_09/m373.html. Сайт
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
2.Методические разработки Волосовец Татьяны Владимировны , директора ФГНУ
«Института психологопедагогических проблем детства» Российской академии
образования