Консультация для педагогов: "Фонетическая зарядка для дошколят"

  • Игры
  • docx
  • 18.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для формирования правильного артикуляционного уклада у детей с задержкой речевого развития немаловажное значение имеет фонетическая зарядка, которая используется для развития звуко-произносительных навыков, просодической стороны речи детей. Фонетические упражнения являются хорошим стимулом в общении с малышами, как в детском саду на занятиях с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, так и дома с родителями.
Иконка файла материала Е.К сент публ.docx
Фонетическая зарядка для дошколят. Консультация для педагогов компенсирующего  детского сада. Для формирования правильного артикуляционного уклада у детей   с задержкой речевого развития  немаловажное значение имеет фонетическая зарядка, которая используется для развития звуко­ произносительных навыков, просодической стороны речи детей. Фонетические упражнения являются хорошим стимулом в общении с малышами, как в детском  саду на занятиях с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, так и дома с  родителями. С помощью фонетических игровых упражнений легко наладить контакт с молчаливым ребенком,  достичь необходимых результатов в речевом развитии, создать комфортную эмоциональную среду.  Занятия фонетической зарядкой помогут сформировать фонетически правильную речь малышей. Предлагаемый практический материал может быть использован на речевых занятиях с детьми,  начиная с трехлетнего возраста, занятиях по подготовке к обучению грамоте со старшими  дошкольниками, коррекционно­речевых занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. ­А­ 1. Воздух в носик набирайся, “А” теплее выдувайся. 2. Мишеньку качай, “А” ему напевай! А – А – А – А. 3. А – красивый звук какой Ну­ ка шире рот открой. (В игре используется игрушка “мишка”. Звук “А” произносим мягко, спокойно на длительном  фонационном выдохе). ­Э­ 1. Мишка песню напевает, Мишка ротик открывает. Шире ротик открывай И Мишутке подпевай: Э – Э – Э – Э. 2. Мишка улыбается И не напрягается Улыбнись, “Э” протяни,Подбородок опусти. (В игре используется игрушка из кукольного театра ­ “Мишка”, с опускающейся нижней  челюстью). 3. ­ Как поет козленок: МЭ – МЭ, А барашек как поёт – БЭ – БЭ.   ­И­ 1. Посмотрите, как Петрушка Тянет ротик прямо к ушкам И скажите: И – И – И – И, Ротик к ушкам растяни. (В игре используется игрушка “Петрушка”). 2. “Песенка Ослика” И – А, И – А! Ослик так поет всегда. 3. И – И – И – И! Эй, лошадка, Нас вези. И быстрее ты скачи. (В игре используется игрушка “Лошадка”).   ­О­ 1. Шарик губками возьми, “О” тихонько протяни! (В зависимости от возраста детей берут шарики разных размеров (например теннисные).  Использование шарика помогает округлению губ и выдвижению губ вперёд). 2. Курочка поёт КО – КО – КО, Не ходите далеко.(В игре используется игрушка “Курочка”). 3. “Котик испугался” Котик маленький гулял И собачку увидал. Ой! Ой! Ой! Ой! Испугался котик мой. (В игре используются игрушки “Собачка” и “Котик”). 4. Заболела куколка, Надо ей поспать. Заболела куколка, Начала стонать. О – О – О – О. (В игре используется игрушка “Кукла”). 5. Покачайте головой: Ой – Ой – Ой! Покрутите головой – влево, вправо, вниз: Ой, Ой! ­У­ 1. “Куколка заболела”. Плачет Уленька “Уа”! Моя куколка больна. (В игре используется игрушка “Кукла”).   2. “Паровоз мчится”. Загудел паровоз ­ У! У! У! И ребяток повёз: У! У! У! 3. “В лесу”. Заблудились мы в лесу И кричим: АУ! АУ! 4. “Позовём утят”Ути – Ути – Ути! 5. “Позовём голубей”: гули – гули – гули. ­Ы­ 1. “Гудок парохода”: Ы – Ы – Ы. 2. “Капризничаем”: ГЫ – ГЫ – ГЫ. 3. “Позовём цыплят”: ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП. ­Ф­ 1. Ротик к ушкам растяни, Губку мягко прикуси, Длинный ветерок пусти! Ф­ф­ф на выдох говори. 2. Ручки вверх поднимай, Тихо носиком вдыхай, Ручки вниз опускай, Ф – Ф – как ветер напевай. 3. “Ёжик фыркает”: Ежик по лесу бежал, И грибочек увидал. И от радости фырчал: Ф – Ф – Ф – Ф.   ­В­ 1. Сильный ветер налетел, Голосок у нас запел. Ручку к шейке прижимай, Голосочек подключай. В – В – В – В. 2. Начинает вьюга выть,В – В – В – ребятам говорить. ­П­ 1. Открывает рыбка рот, Да не слышно, что поёт. П – П – П – П. (беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения, смыкают губы). 2. Воздух в носик надувайся, П­п­п­п сквозь губы прорывайся! 3. “Сосание из бутылочки”: П – П – П – П. 4. “Поцелуй мамы”: П – П – П – П. 5. “Телефон не отвечает”: ПИП – ПИ – П. ­Б­ 1. “Б” легко произнеси, Голосок свой подключи! 2. Баю – баюшки – баю, Баю Любоньку мою! 3. “Машина сигналит” Ехала машина, И всем кричала. ­ “Уйдите с дороги, ­ Сигналю для начала”. БИ – БИ – БИП. ­Т­ 1. Губы улыбаются, И не напрягаются. В дверку постучим с тобой: ТОЙ – ТОЙ – ТОЙ. 2. Строим домик для бельчат,Молоточки стучат: Т – Т – Т; Т – Т – Т. 3. “Испорченный барабан”: ТЫ – ТЫ – ТЫ.   4. “Обожгли язычок”: Т – Т – Т. ­Д­ 1. Мы построить дом хотим, Работу язычкам дадим. Молоточки мы возьмём, Дружно гвоздики забьём, Д – легко произнесём. 2. Строим домик для зайчат, Молоточки стучат: Т – Д; Т – Д; Т – Д; Т – Д. 3. “Замёрзли дети”: Д – Д – Д. 4. “Барабан барабанит”: Д – Д – Д; Д – Д – Д. ­С­ 1. Кран откройся! Нос, умойся! Нос, умойся! Воды не бойся! С – С – С – С. Тоненькая струйка льётся, Тихо песенка поётся С’ – С’ – С’. 2. Ручеёк в лесу поёт И детей играть зовёт!Губы к ушкам растяните. С’ – С’ – тихонько говорите И за ручейком бегите! (Бег “змейкой”, имитируя движения ручейка, произнося звук [С’]). 3. Ручеёк бежал, в реку он попал И рекою стал … Река шире ручейка, Вот такие берега. Да и песенка другая, Вот она какая – “С – С – С” За рекою мы пойдём, Песенку её споём! С – С – С – С. 4. Кто же так поёт – СА – СА – СА? Это к нам летит оса. ОС – ОС – ОС – Превращаю деток в ос! В поле летите, “С” говорите. (Дети изображают полёт ос). ­З­ 1. Вот большой комар летит И сердито он звенит: З – З – З. Большой комар улетел, Но кто – то, снова зазвенел! Маленький звенит теплее,Он, наверное, добрее! З’ – З’ – З’. З – З – З – я к вам лечу, Очень я играть хочу. Я не буду вас кусать, В прятки будем мы играть! ­Ц­ 1. Будем тихо мы сидеть, “ТС” тихонько будем петь. 2. Успокой, Буратино, расшумевшихся кукол. Ц – Ц – Ц – Ц. Красивая и правильная речь – залог успехов и удач вашего ребёнка в будущем, плюс одно из  основных условий успешного обучения. Перечисленные варианты фонетических упражнений, конечно же, не исчерпывают всего  многообразия фонетических игр и заданий. Немного фантазии и ваш ребенок будет развиваться  играя. Литература 1. Косыгина В.Н. Тру­ля­ля. Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.Изд.  Карапуз.2007. 2. Репина З.А. , Буйко. Уроки логопедии. Екатеринбург. Литур.2001. Репина З.А. , Доросинекая А.В. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей  преддошкольного возраста. Екатеринбург. Литур.2001.