Консультация для педагогов и родителей - Психологические игры и упражнения для детей и взрослых, игры направлены на умение сделать комплимент другу и быстро ориентироваться и выполнять инструкции игры, умение определять и изображать эмоции присутствующих, обучение детей приговаривать и имитировать звук и движение птиц.Консультация для педагогов и родителей - Психологические игры и упражнения для детей и взрослых, игры направлены на умение сделать комплимент другу и быстро ориентироваться и выполнять инструкции игры, умение определять и изображать эмоции присутствующих, обучение детей приговаривать и имитировать звук и движение птиц.
Консультация для педагогов и родителей
Психологические игры и упражнения для детей и взрослых
Игра « Дотронься до…»
Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у
кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» ит.д. Все
участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный
признак и нежно дотронуться.
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему
несколько добрых слов, За чтото похвалить. Принимающий кивает головой и
говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу,
упражнение проводится по кругу.
Предупреждение:
Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно
вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное»
слово.
Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его
сосед, скажите комплимент сами.
«На что похоже настроение?» (для детей с 5 лет)
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление,
погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому:
«Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а
твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у
всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя
ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь» хмурое небо, агрессивные
элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
«Строим цифры» (для детей с 6 лет)
Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду
считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3,
5 и т. д.)», дети выполняют задание.
Замечание: Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать
быстрее, то есть сократить время построения.
«Строим ответ» (для детей с 7 лет)
Вариант предыдущей игры. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать
до 10, вы сделаете в уме сложение или вычитание и построите из себя все вместе
цифруответ. Например: 5 + 2, вы построите 7; 8 – 3, вы построите цифру 5».
«Ворона» (для детей с 4 лет)Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и
ощипывание крыльев:
«Ворона сидит на крыше,
Ощипывает она свои крылышки.
Сирлалала, сирлалала!»
Затем очень быстро и неожиданно:
«А кто раньше сядет?»
Затем:
«А кто раньше встанет?»
Кто опоздал выполнить команду выбывает из игры.
«Есть или нет?» (для детей с 5 лет)
Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет
задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат
«Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
«Тень» (для детей с 5 лет)
Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные
повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д.
Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и
должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
«Живая скульптура» (для детей с 6 лет)
Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и
принять какуюнибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника
просят присоединиться к нему какойнибудь позой в том месте, где много
свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем
выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а
четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто
давно стоит, отходит, его место занимает следующий.
Замечание:
Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего упражнения.
Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя,
обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.
«Гуляем по парку» (для детей с 6 лет)
Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая,
податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок,рыбку, птичку, игрушку и т. д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей
название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих
друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.
Замечание:
Скульптуры не меняют свои позы и не умеют разговаривать.
Взрослый главный эксперт, ему нравятся все скульптуры, и он их сильно
нахваливает.
«Запрещенное движение»
Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные
движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая
запрещенное. Кто повторил, становится ведущим» прибавляя еще одно, свое
запрещенное движение. Игра продолжается дальше.
Замечание: Запрещенных движений может быть около 7.
«Гнездышко» (для детей с 4 лет)
Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка.
Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо
рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять
приседают. Кто не успел ведущий.
«Передай мячик» (для детей с 4 лет)
Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не
уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно,
повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил –
выбывает.
Замечание: Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна
«Зеркало» (для детей с 5 лет)
половина группы – зеркала, другая разные зверушки.
Психологическая игра для детей «Если нравится тебе, то делай так!»
Дети стоят в кругу, ктонибудь из них показывает любое движение, произнося при
этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети
повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты
покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает
следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг
Психологическая игра для детей «Я бросаю тебе мяч».
Для разрядки и поднятия настроения можно предложить игру с мячом. В кругу все
будут перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и
произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т.д.)». Тот, кому
бросили мяч, должен достойно ответить.
Психологическая игра для детей «Испорченный телефон»Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на
ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, которая
передана ему с другого конца.
Нет такого человека, чтобы век без греха
Всякая неправда – грех
От судьбы не уйдешь
Риск – благородное дело
Денег наживешь – без нужды проживешь
Когда деньги говорят – правда молчит
И с умом воровать – беды не избежать
Раз украл навек вором стал
Кто сильнее – тот и прав
С кем поведешься от того и наберешься
Умная ложь лучше глупой правды
Убежал – прав, а попался виноват
4.Игра «Пойми меня»
Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет
все слова, которые удалось услышать.
Психологическая игра для детей «Ярмарка достоинств»
Участники игры получают по 2 листа с названиями «продаю» и «покупаю»
Ведущий предлагает на одном листе, под надписью «продаю» написать все свои
недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на другом листе под надписью
«покупаю» написать достоинства, которых ему не хватает в общении. Затем листы
прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями
«Ярмарки», начинают ходить и предлагают купить (или продать) то, что им нужно.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все
возможные варианты куплипродажи требуемых для него качеств.
Психологическая игра для детей «Назови эмоцию»
Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем
мяч передается в др. сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции
можно выражать разными средствами – через движение, позу, мимику, жесты,
интонацию.
Методика «Твое имя»
Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет вое полное имя.
Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов
его имени (например, Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина).
Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями, что
чувствовали, когда слышали свое имя.
Играупражнение «Мусорное ведро»Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории,
ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда).
Психологическая игра для детей «БУРИМЕ»
Стихи сочинять легко, говорил поэт Цветик. Главное, чтобы был смысл и рифма.
Каждый берет лист бумаги и ручку и пишет любую пришедшую в голову строчку,
хотя бы отдаленно напоминающую по ритмическому рисунку стих. Далее все
бумажки передаются на одного по кругу и пишется еще одна строчкапродолжение
к предыдущей строчке, желательно в рифму, и так далее. Для элемента сюрприза
лучше заворачивать в трубочку лист, оставляя на виду только последние три
строчки. Когда все листки пройдут одиндватри круга, каждый берет лист,
который начинал и выразительно декламирует его под смех публики.
Психологическая игра для детей «МУХА»
Игра на концентрацию внимания и его проверку. Тех, кто проявляет слабое
внимание и концентрацию, в космонавты не берут. Все сидят в кругу или за столом.
Инструкция ведущего. Представьте себе поле для игры в крестикинолики, три на
три квадрата. В центре сидит муха. Мы будем муху двигать поочереди. Есть
только четыре хода: вверх, вниз, вправо, влево. Ошибкой будет задний ход: вверх
вниз, и выход мухи за пределы поля. Задача – всем вместе, по кругу, мысленно
двигать муху, озвучивая свой ход и не ошибаться. Если ктото ошибся – сброс и
опять муха в центре. Можно ввести штрафные очки за ошибки для элемента
соревновательности.
Объемная муха. Это более сложный вариант, доступный уже не всем, а только
самым внимательным. Представьте себе объемное поле для игры в крестики нолики
– кубик рубика три на три. У нас добавляются еще два хода – к себе и от себя.
Важно не терять муху, внимательно следить за ее перемещениями и не ошибаться.
Психологическая игра для детей «ТРОЕЧКА»
Есть одна несложная по правилам игра на проверку внимания и его концентрацию.
Инструкция. Мы будем ритмично считать натуральный ряд чисел по кругу: один
дватричетырепять и так далее. Сложность в том, что по правилам игры, число
«3», числа, оканчивающиеся на три, например «13», и числа, делящиеся на три,
например, «6», не говорятся, а хлопаются. Ошибкой считается сама ошибка и сбой
ритма. При ошибке все сбрасывается и начинается сначала («Раз») с этого
участника в любую сторону по кругу.
При внешней простоте игры, далеко не всем коллективам удается дойти хотя бы до
двадцати. Если дошли до тридцати, это говорит о хорошей концентрации внимания.
Упрощение или усложнение игры возможно замедлением или убыстрением ритма.
Психологическая игра для детей «ЗООПАРК»Игра на актерское мастерство. Участвуют 78 человек, каждый выбирает себе
любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал
зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу
выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного.
После этого, поочереди, надо показать сначала "себя", а потом любое другое
присутствующее "животное". Это "животное" получает ход, показывает себя и
далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это
когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко! Можно
играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.
Психологическое упражнение для детей «ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»
В игре участвуют только женщины. Нужно поставить в ряд табуретки (или стулья
без мягкой обивки) по количеству предполагаемых участниц (лучше всего 34). На
каждую табуретку кладется определенное количество круглых карамелек (бывают
такие конфетки, по форме маленькие колобки), можно пуговицы на ножке
(желательно покрупнее). Например, на первую табуретку 3 конфеты, на вторую
2, на третью 4. Сверху табуретки накрываются непрозрачными полиэтиленовыми
пакетами. Приготовления закончены. Вызываются желающие. Их рассаживают на
табуретки. Включается музыка. Обычно для этого конкурса включается песня
"Подвигай попой". И так, танцуя сидя на табуретке, участницы должны определить,
сколько под ними конфет. Победит тот, кто быстрее и правильнее это сделает
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь